Консультация на темe ; Дыхательные упражнения для часто болеющих детей
методическая разработка (младшая группа) на тему

КОМПЕЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Дыхательная гимнастика для ребенка

С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

Дыхательные упражнения  - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организм

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Структурное  муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №50 «Радуга» комбинированного вида

 Рузаевского муниципального района

        Подготовила:

О.В. Рябова

Дыхательная гимнастика для ребенка

С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

Дыхательные упражнения  - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. 

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»

Комплекс 1

  1. Ходьба по кругу, на носках, на пятках.
  2. Точечный массаж.
  3. Дыхательные упражнения.
  • «Часики».

Часики вперед идут,

За собою нас ведут.

 И.п. – стоя, ноги слегка расставлены. 1. – взмах руками вперед – «тик» (вдох); 2. – взмах руками назад – «так» (выдох) (10-12 раз).

  • «Петух».

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

 И.п.  – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. 1. – поднять руки в стороны (вдох); 2. – хлопнуть руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох) (5-6 раз);

  • «Насос».        

                             Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

И.п. – основная стойка. 1. -  наклон туловища в сторону (вдох); 2. – руки скользят, при этом громко произносить звук (с-с-с) (выдох) 910-12 раз).

  • «Семафор».

Самый главный на дороге,

Не бывает с ним тревоги.

 И.п. – сидя, ноги вместе. 1. – поднимание рук в стороны – вдох; 2. – медленное опускание рук с длинным выдохом и произнести звук «с-с-с» (4-6 раз).

  • «Дыхание».

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

 И.п. – стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено 1. – правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох; 2. – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подниманием диафрагмы максимально вверх (4-6 раз).

  • «Дыхание».

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

 И.п. – о.с.1. – медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться – прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек; 2. – плавный выдох через нос (2 раза)

Комплекс 2

  1. Ходьба по кругу друг за другом, на носках, на пятках, высоко поднимая колени.
  2. Точечный массаж.
  3. Дыхательные упражнения.
  • «Ежик».

Ежик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

И.п. – о.с. 1 - поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытый рот (6 – 8 раз).

  • «Регулировщик».

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет.

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.   1. Правая рука вверх, левая – в сторону (вдох носом);   2. левая  рука вверх, правая вниз с произнесением звука «Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р» (6-8 раз).

  • «Гуси летят».

Гуси высоко летят,

На детей они глядят.

 И.п. – о.с. 1. руки поднять в стороны (вдох); 2 – руки опустить вниз со звуком «У-У-У-У-У-У-У» (выдох) (6-8 раз).

  • «Маятник».

Влево, вправо, влево, вправо,

А затем начнем сначала.

 И.п. – руки на поясе (вдох). 1 – наклон вправо (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3 – наклон вправо (выдох);  4 – и.п.  Выдох  со  звуком «Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т»  (4 раза).

  • «Радуга, обними меня».

 И.п. – о.с. 1 – полный вдох носом с разведением рук в стороны; 2 – задержать дыхание на 3-4 секунды; 3 – растягивать губы в улыбке, произносить звук «С-С-С-С-С», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала вперед, затем скрепить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая – на плечо (3-4 раза).

  • «Вырасти большой».

Вырасти хочу скорей,

Добро делать для людей.

И.п. – о.с. 1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2  - опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произносить звук «У-Х-Х-Х-Х» (4-5 раз).

Комплекс 3

  1. Ходьба друг за другом, имитация ходьбы на лыжах. Выдох через рот с произнесением звука «М-М-М-М-М» (1,5 минуты);
  2. Точечный массаж;
  3. Дыхательные упражнения.
  • «Ушки».

Ушки слышать все хотят

Про зверят и про ребят.

 И.п. – о.с. 1 – наклон головы в вправо – сильный вдох; 2 – наклон влево – произвольный выдох. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши должны как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. (4-6 раз).

  • «Губы трубкой».

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

 И.п. – о.с. 1 – полный выдох через нос, втягивая в себя живот; 2 – губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить им все легкие до отказа; 3 – сделать движение, как бы глотая воздух; 4  - пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно (4-6 раз).

  •       «Задувание свечи» (энергетизированное дыхание).

Нужны глубоко вдохнуть,

  Чтобы свечку нам задуть.

И.п. – встать прямо, ноги на ширине плеч. 1 – сделать свободный вдох и задерживать дыхание, пока это приятно; 2 – сложить губы трубочкой, сделать коротких резких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу «ФУ-ФУ-ФУ-ФУ». Во время упражнения корпус держать прямо (4-6 раз).

  • «Очищающее «ХА» дыхание».

Друг за друга мы горой,

посмеемся над бедой.

И.п. – встать прямо, ноги на ширине плеч. 1 – сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх; 2  - задерживать дыхание, пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергетический выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («ХА»); 3 – медленно выпрямиться  и отдохнуть. Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от забот.

  • «Шипящие стимулирующее дыхание».

На друг друга пошипим,

Язычок мы укрепим.

 И.п. – о.с. 1 – вдох через нос в естественном темпе; 2 – выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как бы при произнесении звука «С-С-С-С-С». Язык  располагается таким образом, что создается сопротивление выходящему воздуху (4-5 раз).

  • «Воздушный шар поднимается вверх».

Ты, как шарик, полети,

Сверху землю огляди.

И.п. – о.с., одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на  них и плечах. 1 – поднять плечи и ключицы (вдох); 2  - опустить плечи и ключицы (выдох) (4-6 раз).

  • «Ветер».

Сильный ветер вдруг подул,

Слезки с наших щечек сдул.

И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. 1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки; 2 – задерживать дыхание на 3-4 секунды; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами (6 раз).

Комплекс 4

  1. Ходьба друг за другом на носках, на пятках, на внутренней стороне стопы, на ее внешней стороне.
  2. Точечный массаж.
  3. Дыхательная гимнастика.
  • «Удивимся».

Удивляться чему есть,

В мире всех чудес не счесть.

 И.п. – встать прямо, опустить плечи и сделать свободный вдох; 1- медленно поднять плечи. одновременно делая выдох; 2 – и.п. (8 раз).

  • «Плечи».

Поработаем плечами,

Пусть танцуют они сами.

И.п. – о.с. 1 – плечи вперед, медленно скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный вдох; 2 – медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно выдыхая (8 раз).

  • «Язык трубкой».

Трубкой язычок сверни,

Головой слегка кивни.

 И.п. – о. с. губы сложены «трубкой», как при произнесении звука «О-О-О-О», язык высунуть и тоже сложить «трубкой». 1 – медленно втягивая воздух через «трубочку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки; 2  - закончив вдох, закрыв рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди, пауза 3-5 секунд; 3 – поднять голову и спокойно выдохнут воздух через нос (6 раз).

  • «Покачаемся».

Чтобы правильно дышать  -

Себя нужно раскачать.

И.п. – о.с. 1 – медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох; 2- медленно распрямиться и прогнуться назад, делая вдох (6 раз).

  • «Поворот».

Вправо, влево повернемся

И друг другу улыбнемся.

И.п. – о.с. 1  - сделать вдох; 2 – на выдохе повернуться – одна рука за спину, другая вперед; 3 – и.п. то же в другую сторону (6 раз).

  • «Погладь бочок».

Мы погладим свой бочок

От плеча до самых ног.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. 1  - медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох); 2  - опускать руку и плечо (выдох). То же левой рукой. (6 раз).

Комплекс 5

  1. Ходьба по кругу на носках, на  пятках, подсок.
  2. Точечный массаж.
  3. Дыхательные упражнения.
  • «Крылья».

Крылья вместо рук у нас

И летим мы – высший класс.

И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. 1  - руки через стороны поднять вверх (вдох); 2 – опустить руки вниз со словом «ВНИЗ» (выдох) (6 раз).

  • «Поднимемся на носки».

Хорошо нам наверху,

Как же вы без нас внизу?

 1 – подняться на носки, одновременно поднимая руки, посмотреть на них (вдох); 2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки опустить вперед и произнести звук «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш» (6 раз).

  • «Покачивание».

Покачаемся слегка,

Ведь по нами облака.

 И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- наклон вправо «КАЧ» (вдох); 2- наклон влево «КАЧ» (выдох) (6 раз).

  • «Поворот».

Надо посмотреть вокруг –

Рядом ли летит мой друг?

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – повернуться вправо (вдох), 2 – и.п. (выдох); 3  - повернуться влево (вдох); 4 – и.п. (выдох) (6 раз).

  • «Хлопок».

Солнце мы хлопком все встретим,

Так полет свой мы отметим.

И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – поднять руки вверх (вдох); 2 – хлопнуть в ладоши, сказав «ХЛОП» (выдох); 3 – развести раки в стороны (вдох); 4 – опустить руки вниз (выдох) (5 раз).

  • «Приземление».

Приземлиться нам пора,

Завтра в сад нам, детвора.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки в замок внизу. 1 – руки поднять вверх (вдох); 2 – наклон вперед с одновременным опусканием рук и произнесением звука «УХ» (выдох) (5 раз).

 Комплекс 6

  1. Ходьба по кругу друг за другом на носках, на пятках; прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед, бег – руки в стороны, жужжать, как жучки «Ж-Ж-Ж-Ж»
  2. Точечный массаж.
  3. Дыхательные упражнения.
  • «Носик».

Мы немного помычим

И по носу постучим.

 И.п. – о.с. 1 – сделать вдох носом; 2 – на выдохе протяжно тянуть звук «М-М-М-М», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

  • «Гудок парохода».

Прогудел наш пароход,

В море всех он нас зовет.

И.п. – о.с. 1 – через нос с шумом набрать воздух; 2 -  задержать дыхание  на 1-2 секунды; 3  - с шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой,  со  звуком  «У-У-У-У-У»  (выдох удлинен) (6 раз).

  • «Барабанщик».

Мы слегка побарабаним

И сильнее сразу станем.

И.п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1- присесть, похлопать по коленям (выдох); 2 – и.п. со звуком «БАМ-БАМ-БАМ» (вдох) (6 раз).

  • «Трубач».

За собой трубач зовет,

Он здоровье нам дает.

 И.п. – ноги вместе, руки перед грудью, кулаки сжаты «трубочкой». 1. – вдох, 2 – медленный выдох с громким произнесением звука «ПФ» ( 4 раза).

  • «Самолет».

Полетим на самолете,

Будем сильными в полете.

И.п. – лежа на животе, опора на предплечья. 1 – прогнуться, приподняв голову (вдох); 2 – и.п. (выдох).

  • «Прыжки».

Прыгнем влево, прыгнем вправо,

А потом начнем сначала. 

И.п. – ноги вместе, руки на поясе. 1-4  - подпрыгивать на двух ногах на  месте с поворотом вправо-влево. Чередовать с ходьбой (2 раза по 20 подпрыгиваний).

  • «Дышим тихо, спокойно, плавно».

Все мы медленно подышим,

Тишину вокруг услышим.

И.п. – о.с. медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу. Затем плавный выдох через нос (5-10 раз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательные упражнения для часто болеющих детей

Дыхательные упражнения для часто болеющих детей...

Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей"

Консультация для родителей "Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей"...

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей»

Важнейшие задачи физического воспитания дошкольников – укрепление здоровья, снижение заболеваемости и заложение основ здорового образа жизни. Двигательная активность является, поэтому не только ...

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей»

Важнейшие задачи физического воспитания дошкольников – укрепление здоровья, снижение заболеваемости и заложение основ здорового образа жизни. Двигательная активность является, поэтому не только ...

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей»

Важнейшие задачи физического воспитания дошкольников – укрепление здоровья, снижение заболеваемости и заложение основ здорового образа жизни. Двигательная активность является, поэтому не только ...

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей»

Важнейшие задачи физического воспитания дошкольников – укрепление здоровья, снижение заболеваемости и заложение основ здорового образа жизни. Двигательная активность является, поэтому не только ...