"Добрые советы" родителям
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Не надо бороться с диагнозом
Диагноз родители узнают буквально с первых дней. По ряду клинических признаков у ребенка врач роддома дает направление на генетический анализ. Если синдром есть, то это обнаружится при первом же исследовании - повторные анализы лишь подтвердят горький факт. И все же родители порой отказываются верить в случившееся.
Они психологически не могут принять диагноз и продолжают воспитывать малыша, будто у него нет никаких проблем. Но этим они не помогают ребенку, а делают только хуже. Ведь синдром Дауна - это не просто отставание в умственном развитии.
Из-за изменения хромосомного набора нарушается клеточный обмен веществ, в результате страдают многие органы и ткани, в связи с чем у него может обнаружиться врожденный порок сердца, бывают нарушения зрения или слуха и т. д.
Все эти заболевания должны быть вовремя выявлены специалистами, большинство из них требуют медикаментозного лечения. Отказываясь принимать диагноз, родители, по сути, отказываются дать своевременную необходимую медицинскую помощь своему ребенку.
Оставаясь человеком, воспитать человека
Родителям, воспитывающим ребенка с синдромом Дауна, досталась нелегкая доля. И в то же время у них есть шанс пройти увлекательный путь непосредственного участия во взрослении маленького человека, испытать удовлетворение от его достижений и успехов. А их дитя не останется неблагодарным и отплатит за заботу ответной любовью и лаской. Этот ребенок никогда не отвергнет своих родителей.
Конечно, трудно решать эту задачу одному - к сожалению, государство оказывает недостаточно поддержки таким семьям. В идеале каждый человек должен иметь возможность обратиться в центр, где, как в нашем Институте коррекционной педагогики, в союзе работает команда специалистов - педиатр, врач ЛФК и педагог-психолог.
Но это редкость, и если вам кажется, что помощи ждать неоткуда, постарайтесь списаться с такими же, как вы родителями, дабы помогать друг другу советами и поддерживать мораль
ЕСЛИ У ВАШЕГО МАЛЫША СИНДРОМ ДАУНА
Библиотечка для родителей
«ДОБРЫЕ СОВЕТЫ»
Солнечные дети
Одна из форм работы с детьми
с синдромом Дауна
Одна из форм работы по социально-эмоциональному развитию детей, используемая в нашей группе – это «круг» (песенки и потешки)
«Круг» представляет собой вариант хоровода. Данный вид деятельности способствует развитию речи и общения, формирует чувство языка, стимулирует социальное развитие ребенка. Организовывая этот вид работы, мы стремились создать условия, позволяющие детям использовать все средства общения, свойственные данному возрасту: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые.
Здесь целесообразно перечислить средства, которые ребенок использует для взаимодействия и общения с окружающими, попутно указав названия песенок, создающих условия для их формирования.
• Имитирует жесты и действия окружающих - во всех песенках.
• Участвует в общей игре, организуемой взрослым, - во всех песенках.
• Учится дожидаться своей очереди, наблюдая за действиями других детей, - «Бубен», «Приветственная песенка», «Ах, денек какой хороший».
• Участвует в ситуации диалога - «Где же наши ручки», «Курочка моя», « Бабушка, купи курочку».
• Выделяет себя как личность благодаря поименному называнию каждого в песенках «Бубен», «Приветственная песенка», «Ах, денек какой хороший», «Я на камушке сижу».
• Инициирует общение - «Курочка моя», «Я на камушке сижу».
• Участие в ситуации круговой беседы, использование материального символа (колокольчик, бубен) при выделении активного участника беседы -«Приветственная песенка», «Бубен».
Работа с родителями
Когда в семье рождается особый ребенок, душевный мир взрослых подвергается серьезному испытанию, следствием которого становится изменение всей системы социальных и межличностных отношений, зачастую и образа жизни членов семьи. Появление в семье «особого» ребенка ставит перед родителями множество различных проблем. Как показывает практика, в одиночку справиться семье с постигшей ее участью просто невозможно.
Мы видим выход изданной ситуации в проведении психологических тренингов, которые направлены на создание положительного психоэмоционального климата в семье, на формирование положительных установок в сознании родителей.
Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями
Задачи тренинга:
- коррекция родительско-детских отношений;
- формирование адекватной самооценки;
- коррекция неадекватных эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями;
- развитие умений преодолевать жизненные трудности.
Программа тренинга:
Занятие 1 «Самопрезентация»
Занятие 2 «Мой ребенок не такой, как все»
Занятие 3 «Влияние взаимоотношений взрослых на психику ребенка»
Занятие 4 «Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивного поведения»
Занятие 5 «Методы преодоления жизненных кризисов»
Занятие 6 «Развитие творческого потенциала личности»
Занятие 7 «Развитие эмоциональной устойчивости личности»
Занятие 8 «Комплекс неполноценности и его преодоление»
Занятие 9 Заключительное.
Общение с другими
Очень важный момент - навыки социального поведения. В принципе любого ребенка нужно учить правильно вести себя - быть опрятным, не капризничать, не ломать игрушки, не обижать других детей и т. д.
Но для детей, о которых мы говорим, это важно вдвойне.
После года мы можем начинать осознанно общаться со сверстниками. Первой площадкой для общения и знакомства может стать песочница.
Чтобы «выход в люди» проходил безболезненно, нужно иметь в виду несколько моментов. Во-первых, учесть, что возможности активных игр у вашего малыша ограничены. Стало быть, вы должны чутко реагировать на усталость ребенка и при необходимости уводить его от игр, давать посидеть одному.
Кроме того, он, как мы помним, не может делать всего, что умеют его одногодки, это тоже нужно принять с душевным спокойствием.
Советы учителя-дефектолога родителям
1. Давайте ребенку больше самостоятельности.
Своей гиперопекой вы лишаете ребенка возможности самому познавать и исследовать этот мир. Как он сможет научиться чему-либо, если вы сами не даете ему возможности проявить инициативу?
2. Посмотрите другими глазами на своего ребенка, чуть-чуть со стороны.
Вы хотите им гордиться, радоваться.
Дайте вашему ребенку возможность развиваться. Дайте ребенку возможность самостоятельно исследовать этот мир, вначале в пределах квартиры, а потом и города.
3. Будьте мудрыми, любящими родителями, но помните, вы не можете прожить за своего ребенка жизнь. Свою жизнь он должен прожить сам. Вы можете помогать ему морально и материально, вы можете сопровождать его по жизни. Но принимать решения в этой жизни он должен научиться сам.
4. Как можно чаще вызывайте ребенка на разговор в течение дня. Воспитывайте длительность и устойчивость внимания к речи. Подсказывайте, ободряйте вашего ребенка. Чувство безопасности, защиты, любви и поддержки со стороны родителей помогает быстрее преодолеть скованность, неуверенность, способствует скорейшему развитию ребенка.
5. Следует выполнять только те просьбы ребенка, которые он выражает или сопровождает речью. При этом следует учитывать его речевые возможности.
6. Если у ребенка возникают трудности в речи, то надо давать образец выполнения. Это дисциплинирует ребенка, он учится контролировать свое произношение.
7. Посещайте музеи, театры, ходите в цирк, зоопарк, в бассейн, развивайте ребенка разносторонне, помните о силе искусства.
8. Нужно радоваться даже незначительным успехам, чаще хвалить ребенка, идти от одной цели к другой. Ваша вера в ребенка помогает ему преодолевать трудности в обучении.
9. У каждого ребенка есть свои особенности, свои увлечения, развивайте их, поддерживайте своего ребенка, помогите раскрыться его таланту.
ЕСЛИ У ВАШЕГО МАЛЫША СИНДРОМ ДАУНА
Библиотечка для родителей
«ДОБРЫЕ СОВЕТЫ»
Когда ребенок начинает
говорить
«Говорильный альбом».
Создайте альбом слов, которые умеет произносить малыш. На каждой странице нужно поместить простую, четкую и не мелкую картинку или фотографию. Это не тематический альбом, критерий отбора изображений здесь только один: вы помещаете сюда картинки или фотографии того, что ваш малыш умеет называть вслух, то есть с помощью активной речи. Это будут изображения игрушек, предметов обихода, членов семьи, домашних животных, а также действия. В альбом изображение должно попасть в том случае, если малыш постоянно называет человека, предмет или действие определенными звуками. Тогда этот звук или слог играет роль слова. Дети обычно любят такие альбомы, им нравится, что они могут назвать вслух все картинки. Когда изображений наберется много, переходите к тематическому принципу составления альбома. Первая тема, как правило, называется «Игрушки», но вполне возможно, что малыша больше привлекают какие-то животные или электроприборы, которые он знает и называет вслух. Очень важно не забывать, что в такой альбом необходимо помещать картинки, изображающие простые действия!
Использование ребенком устной речи в игре и быту. И вот теперь наступает время, предполагающее использование имеющихся в активе малыша слов в повседневной жизни. Не будьте чрезмерно настойчивы, иначе ребенок в ответ будет упрямиться, постарайтесь выполнить его просьбу, выраженную жестом, но потом обязательно повторите ситуацию, чтобы он все-таки произнес слово. Это поможет вам избежать недоумений и обид с его стороны. Помните, ребенок не говорит не потому, что не хочет, а потому, что пока еще не научился!
Чтение книг.
Спросите у малыша, хочет ли он почитать книжку. Предложите ему выбрать книгу: вначале можно предложить две книжки на выбор, а позже он сам будет выбирать и приносить любимую книжку. Читая книгу, рассматривайте с ребенком картинки, задавайте вопросы, просите ответить на них любым доступным ему способом. Не забывайте, что книжки должны иметь простые и четкие иллюстрации, достаточно сложные картинки со многими предметами и действующими лицами пока впереди!
Развитие общения и речи в повседневных ситуациях
Принимаем гостей
Приглашайте в гости других детей. Организуйте совместные игры, в которых будут участвовать все дети. Это может быть игра в мяч, поиски игрушки, постройка дома из кубиков. Можно включить музыку и потанцевать всем вместе или поводить хоровод. Совместная трапеза за столом может стать одной из самых интересных ситуаций для общения. Вы можете поручить своему ребенку разносить угощение и предлагать его маленьким гостям.
Выход в свет
Договоритесь с родителями других детей вместе посетить зоопарк, кафе, кукольный театр, просто сходить в парк. Старайтесь во время совместной поездки или прогулки почаще сводить детей вместе, предлагая им совместное действие. К примеру, в кафе вы можете попросить своего малыша передать салфетку другу или подружке и т.д.
Посещение кружков и студий детского творчества
Главным аргументом при выборе мест, в которые вы будете водить вашего малыша, должно быть понимание со стороны руководителя кружка и его контакт с ребенком. Ваш малыш с удовольствием будет танцевать, рисовать, лепить - главное, чтобы он чувствовал себя комфортно.
Посещение специализированных занятий
Если у вас есть возможность посещать специальные занятия для детей с особенностями развития, обязательно воспользуйтесь ею! Такие занятия организуются с учетом методик, необходимых для обучения и развития ребенка. Вместе с тем, будет лучше, если вы не ограничите круг общения малыша только такой специальной группой, а параллельно используете и другие варианты, дающие возможность малышу общаться с обычно развивающимися сверстниками.
Занятия по развитию речи
Вы, вероятно, уже обратили внимание на разрыв между уровнем восприятия речи и собственной активной речью вашего малыша. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы и инструкции, но нуждается в дополнительной помощи по развитию экспрессивной речи. На этом этапе вашему ребенку вероятнее всего потребуются дополнительные занятия с логопедом. Специалист, работающий с детьми с общим недоразвитием речи, вполне может вам помочь. Вместе с тем, и от вас, дорогие родители, во многом зависит, какой будет речь вашего ребенка. Ваша любовь, терпение и настойчивость помогут ему преодолеть трудности речевого общения.
Литература:
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М, Медицина, 1994.-216 с.
- Булкина Т.В. В объятиях ласкового «Дауна»: о детях с синдромом Дауна Фактор. 1998. №8 С. 69-71.
- Волосова Е., Рошкина Г. Что и почему запоминает ребенок. Дошкольное воспитание, - 2004, -№3, С.30-33.
- Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология.- 2001.-№1.-С.9.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М. 1995. - с.468.
- Дефектология. Уч. Пос. под ред. И.П. Серова. М.: Гуманитарий.-2005, -368с.
- Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.
- Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение,-1991-246с.
- Развитие логической памяти у детей с нарушениями интеллекта. / Под ред. А.А. Смирнова. - М: Просвещение, -2006. - 256с.
- Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75.
- Смирнова И.Р. Проблемы психологии детей, обучающихся в домах-интернатах.// Школьная газета. 2001. №7, с.26-28.
- Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна // Семья и школа. 1994. № 10 С. 26-28.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. М: Издательский центр «Академия», -1999. -336 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. Екатеринбург. Деловая книга,-1998 – 346с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта – это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»
С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на сайт...
Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»
Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...
Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"
Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....
Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».
Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...