Развитие мелкой моторики рук у дошкольников
методическая разработка (средняя группа) по теме
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_doshkolnikov.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников
Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение, с помощью того или иного языка. Она представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и статическое (твёрдое нёбо), а также органы голосообразования дыхания. Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что его интересует и плюс к тому, развивать мелкую моторику рук.
Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Развивать мелкуюмоторику легко могут и родители, в домашних условиях. Для этого придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и творческие занятия. На самом деле практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Мелкую моторику рук развивают:
-Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения -игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых).
-Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.
-Рисование карандашом (фломастером, кистью).
-Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц.
-Одевание и раздевание игрушек.
-Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
-Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
-Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
-Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.
-Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.
-Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).
- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
- Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.
- Доставание бусинок ложкой из стакана.
- Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
-Продевание нитки в иголку.
-Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.
-Стирание ластиком нарисованных предметов.
-Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
-Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).
-Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.
-Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).
-Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
-Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
-Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).
-Сжимание и разжимание эспандера.
-Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").
-Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
Как видите, развивать мелкую моторику рук очень просто! Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.
На основе проведения опытов и исследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Таким образом, роль родителей в развитии мелкой моторики трудно переоценить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников из опыта работы.
Я хочу поделиться наиболее яркими, простыми, и интересными для детей и воспитателей моментами по работе над развитием мелкой моторики рук детей....
развитие мелкой моторики руки у дошкольников
родительское собрание...
Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики рук ребёнка-дошкольника
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В статье представлен опыт работы по развитию...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...
Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития
quot;Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное".Жорж Дюамель, французский драматургРуки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представл...
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...