шпаргалка для родителей
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Шпаргалка для родителей
Как научить ребенка читать?
Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму.
Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), чёткая артикуляция знаков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.
Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определённого уровня развития ребёнка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребёнка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к серьёзному последующему обучению чтению и письму.
Многие важнейшие предпосылки успешного обучения грамоте закладываются в ходе естественного развития речи ребёнка (в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными способностями). Становление предпосылок происходит в процессе кропотливой работы над всеми сторонами речи ребёнка: при развитии речевого слуха (фонематического и фонетического) и чистого звукопроизношения, при формировании словаря и грамматического строя устной речи. В предшествующие годы данным составляющим речи было уделено много внимания.
В пять – шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии каждого ребёнка, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи.
В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).
На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звуков: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твёрдые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию.
Упражнять детей в умении дифференцировать подобные звуки следует после знакомства с их акустическими и артикуляционными особенностями. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.
Овладение чёткой артикуляцией, умениями дифференцированно воспринимать звуки на слух, определять их место и последовательность в слове – важные моменты, способствующие успешному обучению чтению и письму.
Изучение акустика – артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершает ознакомление соответствующими образами – буквами. Буква демонстрируется в виде заглавной и строчной (большой и маленькой). В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта.
Изучение буквы в рамках подготовки к обучению грамоты предполагает восприятие и запоминание её целостного образа. Особенное внимание уделяется умению соотносить буквы соответствующему звуку (звуками).
Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через выбор буквы из цепочки букв разной величины, цвета, материала; украшают буквы, вырезают их из различных печатных источников и т.п. Дошкольники ищут образы знакомых букв в зашифрованных рисунках, что позволяет им дифференцировать похожие по изображению буквы.
Особое внимание уделяется формированию умения выделять отдельные части буквы (составляющие элементы). В мысленном плане и практическим путём дети
учатся проводить анализ и синтез частей, составляющих буквы. В процессе этой деятельности они учатся называть форму, величину каждого элемента буквы, её место положение сравнивают между собой сходные буквы.
Содержание подготовки к обучению грамоте включено первоначальное ознакомление с предложением и словами. Сюда входят: составление не распространенных и распространенных предложений, правильное и отчётливое их произнесение; членение предложения на слова, последовательное выделение их из предложения; определение количества слов; умение слышать отдельные предложения в потоке речи.
Цель – развитие речи, выделение звуков и усвоение букв алфавита.
Задачи:
- Развитие речи, обогащение словарного запаса;
- Знакомство с буквами алфавита;
- Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики;
- Формирование общеучебных умений и навыков.
Как научить ребенка писать?
Письмо – сложный навык, и в полном объеме он не доступен ребёнку – дошкольнику. Поэтому дома проводится целенаправленная работа по подготовке к обучению и письму. В неё включены:
1. подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики; формирование умения правильно держать карандаш (ручку, фломастер); правильное распределение мышечной нагрузки руки).
Развитие мелкой моторики осуществляется на специальных занятиях и в основном в свободной деятельности детей. Широко используются пальчиковые игры (3-4 раза в день), ручной труд.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный – сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом ни падает.
Для формирования правильного захвата карандаша, проводится игровая гимнастика для большого и указательного пальцев. Например:
а) для большого пальца – упражнение «Скакалочка».
Дети сидят на стульчиках или стоят. Ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения. Крутить «скакалочку» нужно сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопровождают игру четверостишием:
Как у нашей Аллочки новая скакалочка. Вертит быстро Аллочка ручки у скакалочки.
б) Для указательного пальца – упражнение «Складной ножичек».
Ребёнок кладёт указательный палец на край стола. Первая фаланга осторожно сгибается и ложится на стол. Вторая фаланга при этом находится перпендикулярно правой, а третья располагается параллельно первой.
в) Для большого и указательного пальцев – упражнение «Урожай».
Большой и указательные пальцы правой руки соединены пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.
Не напряжённые пальцы (большие и указательные) образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови.
При выполнении упражнения необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка – свекла – морковка – свекла – репка и т.п.). Выполнение упражнения можно сопровождать следующими стихами:
(для многократного выполнения упражнения можно использовать стишок, позволяющий Вам контролировать количество выполненных упражнений).
Для развития «содружества» пальцев (щепоти), используются упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами; тремя пальцами») и без карандаша («Посолим суп, «»Покормим цыплят»).
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение, быстрое чередование расслабления и силового напряжения. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется:
В играх типа «Мозаика», «Конструктор»; при работе со штампами; в ручном труде (например, работа с иголкой).
Причём во всех этих направлениях работы одновременно формируется навык работы тремя пальцами (щепоть).
2.Аналитико-синтетическая деятельность.
Письмо подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребёнок проводит анализ и синтез только печатных букв (заглавных).
Анализ включает в себя умение ребёнка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они. Например, в печатной букве «А» три элемента – палочки: две длинные и одна короткая.
С помощью синтеза ребёнок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов.
Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов (ёлочка, снежинка домик и др.).
3. Подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз).
Как развивать речь?
Закреплять и совершенствовать уровень развития всех сторон устной речи: произносительной стороны; словаря; грамматического строя; связной речи, позволяющих свободно вступать в общение с окружающими.
Проводить подготовительную работу к обучению грамоте (чтению и письму).
1. Развивать произносительную сторону речи детей: уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка; развивать речевой слух; развивать силу, высоту, темп и громкость речи.
2. Развивать словарный запас детей: расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать его в самостоятельных высказываниях; расширять запас слов с противоположным значением (антонимом) и слов, близких по значению (синонимов); учить понимать обобщённое значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи; работать над лексическим значением слов.
3. Развивать у детей грамматический строй речи: упражнять детей в правильном употреблении глаголов; учить детей правильно согласовывать численные с существительными; упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных; притяжательных местоимений; упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения; продолжать работу по составлению разных типов предложений.
4. Развивать связную речь (диалогическую и монологическую): совершенствовать диалогическую форму речи; начать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.
5. Готовить детей к усвоению письменных форм речи (чтению и письму): развивать пространственные представления: закрепить умения определять направления в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения (относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив); развивать умение ориентироваться в плоскости листа; упражнять руку ребёнка для подготовки к письму; ознакомить детей со зрительными образами букв, учить соотносить звуки с их знаковыми образами; учить проводить анализ и синтез образов букв.
6. Создавать в окружении ребёнка богатую культурную речевую среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шпаргалка для родителей. Из опыта работы с родителями детей, имеющих задержку психического развития
На занятиях по развитию фонематических представлений в старшей группе для детей с задержкой психического развития учитель-логопед знакомит детей с большим количеством терминов. Большинство родителей п...
Консультации для родителей "Шпаргалки для родителей"
Шпаргалка для родителей Если ребенок плохо ест Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают...
Консультация для родителей «Шпаргалки для родителей»
Консультация для родителей «Шпаргалки для родителей»...
Консультация для родителей Шпаргалка для родителей «Как справиться с проблемой…»
Если вам не нравятся черты характера вашего ребенкаДля начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не ...
Консультация для родителей "Шпаргалки для родителей или психолог советует"
Материал содержит рекомендации для родителей в воспитании детей, когда родился еще один ребенок, а также информацию о том, как вести себя с ребенком, который:кусается;чрезмерно активен; попал в б...
Консультация для родителей " Шпаргалки для родителей"
quot;Шпаргалки для родителей" - краткие статьи по разным вопросам воспитания...
Газета для родителей "Игралочка" №1. "Шпаргалка" для родителей. Развивающие игры и упражнения.
Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок умел и любил играть, и не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. Детям нужны родители. Играйте с ребёнком.А моя рубрика в этом вам п...