ТЕЛЕВИДЕНИЕ НЕ ПОДХОДИТ В РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЯ
консультация на тему
Приходится признать, что на психологическое здоровье детей СМИ влияет негативно. Огромный объем ненужной информации, которая попадает в сознание и подсознание, перегружает память, отвлекает внимание от важных дел, вызывает утомление, подвышенную нервозность, раздражение. Педагоги и родители не могут радикально изменить работу СМИ, но корректировать их влияние на психику, здоровье ребенка – не только возможно, но и необходимо! Рассмотрим влияние СМИ на ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
televidinie_ne_podhodit_v_roli_vospitatelya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕЛЕВИДЕНИЕ НЕ ПОДХОДИТ В РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЯ
Приходится признать, что на психологическое здоровье детей СМИ влияет негативно. Огромный объем ненужной информации, которая попадает в сознание и подсознание, перегружает память, отвлекает внимание от важных дел, вызывает утомление, подвышенную нервозность, раздражение. Педагоги и родители не могут радикально изменить работу СМИ, но корректировать их влияние на психику, здоровье ребенка – не только возможно, но и необходимо! Рассмотрим влияние СМИ на ребенка
- Ребенок отстает в развитии речи. Дети позднее начинают говорить, говорят неохотно, словесный запас бедный и примитивный.
Причем здесь телевидение? Ребенок, который сидит перед экраном, все время слышит речь. Так почему ж отстает в развитии?
Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом непосредственном общении с другими людьми. Если слова не обращены к нему лично и не требуют ответа, это не способствует развитию речевых навыков.
- У ребенка нарушение концентрации и внимания. Наиболее часто это проявляется когда ребенок идет в школу. Он не может сосредоточиться на одном деле больше 3 – 5 минут, ему тяжело сидеть на уроке, ему постоянно нужно двигаться. Детская голова может быть набита информацией, но анализировать и устанавливать связи между фактами ребенку тяжело.
Причем здесь телевидение? «Волшебный ящик» предлагает бесконечный калейдоскоп картинок с музыкой и обрывистыми фразами. Понимать увиденное не нужно: за одним кадром идет другой, они «ведут» зрителя, не оставляя ему возможности понять увиденное.
- Ребенку не хватает фантазии. Ребенок теряет умение и желание чем то заниматься. Ему нудно рисовать, конструировать, придумывать сюжеты игр.
Причем здесь телевидение? Ребенок, который много времени проводит перед телевизором, привыкает только пассивно принимать информацию. Он и в жизни ждет, когда кто-то для него «сделает» что-то веселое и интересное.
- Ребенку не интересно общаться с друзьями. Общение с ровесниками стает формальным: детям не о чем общаться, нечего обговаривать.
Причем здесь телевидение? Ребенку легче нажать кнопку и ждать новых развлечений, чем налаживать коммуникацию. В лучшем случае, он будет просто цепляться, или толкаться с приятелями.
- Ребенок становится агрессивным. Раньше драки заканчивались, как только противник оказывался на земле. Теперь победитель часто бьет побежденного.
Причем здесь телевидение? Ученые выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить детям негативные стороны насилия, которое демонстрируется на телевидении, а 40% не придают значения содержанию программ, которые смотрят их дети.
«МУЛЬТЯШКА» ДЛЯ ДЕБИЛА
Доказано: современные западные рисованные фильмы разрушают психику детей.
Одна из наиболее острых проблем для родителей – это катастрофическая нехватка времени для общения с детьми. Выход, казалось бы, нашли давно: если вы занятии дома, то предложите ребенку посмотреть мультики – пускай развлекается, а одновременно и развивается. Но…. В ту ли сторону идет развитие?
Все началось с того, что группе специалистов разных областей одна из школ заказала изучение мультипликационных фильмов, которые демонстрируют на эфирных и спутниковых каналах. Цель исследования: внимательно проанализировать мультфильм с точки зрения морали, современной педагогики, психологии и даже психиатрии.
Невинный Дисней.
Казалось бы, что может быть лучше, чем истории про Гуффи, Дональда и Микки Мауса. На первый взгляд, эти герои добродушные и всегда веселые. В диснеевских мультфильмах нет ни крови, ни сцен насилия, добро всегда побеждает зло. Но это лишь одна сторона медали.
А вот другая. Нужно учитывать очень тонкий момент: ребенок все увиденное, в том числе и на экране телевизора, воспринимает буквально, в большинстве случаев верит тому, что происходит.
Ребенок видит что Гуффи с огромной высоты падает на асфальт и подлетает вверх. Значит, так и должно быть. Дональда ударяют по голове отбойным молотком, а у него от этого только птички около головы летают. Кота Тома рубают на куски, а потом эти куски снова собираются в целого кота. Известны случаи, когда дети реально пробовали повторить то, что вытворяют их любимые герои на экране. Например, мальчик играл с солдатиками, у которых двигались все конечности. Он заламывал им руки, связывал, пытал их, а потом расстреливал и вешал на спинку стула. Мама заметила это и спросила, где он научился таким играм. Ребенок ответил, что увидел в мультике.
Детские психологи и психиатры считают, что подобные сцены в мультфильмах могут снизить очень важные инстинкты: чувство страха перед реальной опасностью, осторожность при использовании небезопасных или незнакомых предметов. А вот чувство вседозволенности, без каких либо серьезных последствий может закрепиться.
В качестве противоположного примера приведем многосерийный советский мультфильм «Ну, погоди!». В нем часто бывают «травматические» ситуации: Волк падает с «энного» этажа, с карусели, ему на спину накладывают тяжелый груз, он попадает в аварию… Но какая мораль! Упал со второго этажа – и он загипсованный лежит в больнице. Полез на небезопасную стройку – и не может разогнуться под тяжелыми мешками. Накурился сигарет – и теряет сознание, становится сине-красно-зеленым… Т.е. детей учат: сделаешь что-то запретное – последствия будут плачевными.
Конечно, зарубежные создатели подобных сцен ставили совсем другие цели: рассмешить, развлечь ребенка, защитить от сцен боли и страданий героев. Тогда зачем вообще показывать веселых человечков или зверят в ситуациях, где они будут искалечены, побиты или придушены?
Почти все диснеевские мультфильмы пронизаны насилием. Герои постоянно делают друг другу мелкие пакости, устраивают ловушки, заставляют их попадать в неприятные ситуации. Например, за одну серию мультсериала «Том и Джерри» герои больше двух десятков раз были убиты так или иначе, а через минуту гонялись друг за другом будто ничего не случилось.
ОХ, ЭТИ КАЛЕКИ…
В последнее время большую популярность завоевали мультипликационные сериалы для детей среднего и старшего возраста (от 6 до 14 лет). В них значительно сложнее сюжет, больше диалогов. По задумке создателей таких сериалов, они должны развивать детей и готовить к общению в коллективе. Сегодня у нас самые популярные сериалы: «Привет Арнольд!», «Ох, уж эти детки», «Губка Боб», «Котопес» и «Бобры». Большинство из них транслируют как на эфирных и кабельных каналах, так и на спутниковых.
Сейчас на Западе идеей фикс стало толерантное отношение буквально ко всему: от цвета кожи и до собственной внешности. Если раньше дети с неправильным прикусом или очкарики страдали от насмешек, то теперь принято считать, что они особенные, и даже лучше, чем их симпатичные ровесники.
Естественно, сама по себе идея неплохая, но в вышеуказанных сериалах она доведена до полного абсурда. Просмотрев их, психологи пришли к неутешительному выводу: в каждом из этих мультиках нет симпатичного персонажа. У всех героев, особенно и у обычных детей, есть какие-то физические увечья или несколько сразу. Почти у всех непропорциональные части тела (большие головы, тоненькие ручки и ножки), часто неправильный прикус. К этому добавлены страшные очки и/или ужасная прическа.
При этом сами герои смеются, издеваются друг над другом, подчеркивают неполноценность своих друзей на протяжении всех серий. Особенно явно это присутствует в таких мультиках, как «Привет Арнольд!» и «Ох, уж эти детки». У ребенка происходит смена ценностей, что может привести к тяжелой психологической травме и развитие многих комплексов.
Дебильные семейки.
Родители в мультфильмах в лучшем случае выглядят как безразличные люди, для которых детские проблемы чужие. Наверняка, каждый ребенок не захотел бы, если бы его отец был таким, как Гомер Симпсон. Даже его жена Мардж признает «Гомер забывает про дни рождения, годовщины, праздники (религиозные и домашние), жует с открытым ртом, сидит в сомнительном баре с лентяями и пошляками, сморкается в полотенца и кладет их назад, чешется ключами». И хотя он преданный своей семье, каждый раз, когда хочет что-то сделать для близких, выглядит глупцом Каждый раз!
Рисунки сумасшедших
Особенно тревогу вызывают у психиатров мультфильмы, где главные герои не люди, но и очеловеченными существами этих персонажей назвать трудно. Как и человеческие персонажи, они наделены полным набором уродств к тому же гипертрофированных. Отдельно, это герои мультсериалов «Губка Боб» и «Котопес».
В мультфильме «Котопес» вообще нет ни одного персонажа, который бы напоминал нормальное животное. Главный герой сериала – наполовину кот, наполовину – пес, к тому же обе половины постоянно сорятся друг с другом. Все их соседи похожи на демонов из средневековых гравюр.
Детский психиатр показал рисунки некоторых своих пациентов, особенно тех, кто страдает тяжелыми формами психических расстройств. Эти рисунки и персонажи мультфильмов имели много общего. Выходит, мультики для наших детей рисуют психически больные люди?
25 КАДР
Все больше появляется мультфильмов, которые несут в себе суггестивный компонент, отдельно в них есть элементы так называемого 25 кадра.
В мультфильм очень легко вставить, как органический и природный, видеоряд, который, на экране принимается неосознанно.
Например, в мультфильме демонстрируется молодая девушка, которая поет на подножке трамвая, мелькает, и совсем вроде неприметная картинка внутри трамвая. Но именно эта картинка очень информационная! Если такой видеоряд рассмотреть по кадрам, то станет видно внутри вагона измученную тетеньку, которая расплылась от жира, в окружении стаей своих маленьких и злых детей. Эта семейка – большой контраст с молодой, сияющей красотой и чистотой юности девушкой, которая поет.
Вроде случайно, альтернативная картинка навевает маленькой телезрительнице (именно телезритильнице) такую себе нехитрую мысль: «Посмотри на эту толстуху – ты станешь такой же, если выйдешь замуж и родишь детей. Лучше оставайся вечно юной, незамужней и получай от своей красоты и молодости удовольствие».
Именно этот стереотип сейчас очень распространен на Западе, его сообщество потребителей активно продвигает как образ для наследования во все другие культуры.
Если не поленится и проанализировать другие великие мультики с целью найти такие «программы», то они найдутся и в них.
Часто содержание фона таких картинок не воспринимается, потому что внимание сосредоточенно на героях мультфильмов. Фон же воспринимается подсознательно со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Факт присутствия в мультфильмах (!) таких картинок очень настораживает, потому что мультпродукция часто специально предназначена для показа в странах «третьего мира». Не получится ли так, что мы и понять ничего не успеем, а наши дети будут по уши зомбированные? Если уже «просто мультики» могут переделать на «зомби», то что будет когда технологии влияния на подсознание в США поставят «на серьезную основу»?.
Какой выход?
Самый простой выход – запретить детям смотреть мультфильмы вообще. Однако это неправильно. Психологи советуют использовать в таком случае подмену. Заменить жестокие западные на старые советские – про кота Леопольда, Вини Пуха и Карлсона.
О том, что в данных мультиках есть глубокая мораль и заложены общечеловеческие понятия про добро, дружбу, верность, думаю, говорить излишне. Большинство из нас выросли на подобных мультиках, в которых добро побеждает а зло наказывается.
Даже на Западе родители уже серьезно задумались о том, что смотрят их дети. В Европе и США востребованы советские мультфильмы, которые ценятся выше, чем новомодные, с компьютерной графикой.
Духовные и общественные лидеры неоднократно одобрительно отзывались про старые советские мультики. Например, создателям серий про кота Леопольда пришло письмо благодарности из Ватикана с подписью папы Иоанна Павла II. Папа благодарил авторов за создание позитивных образов и пропаганду общечеловеческих ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в деятельности воспитателя по организации семейных чтений.
В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Условием оказания педагогической помощи родителям явл...
Нетрадиционные подходы к работе воспитателей с родителями.
В презентации представлены интересные находки в работе воспитателей с родителями: приглашеия на родительские собрания, оформление благодарностей для родителей, организация совместной с родителями прое...
Консультация для воспитателей. "Роль воспитателя на музыкальном занятии. Роль ведущего на утреннике
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИРОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ Музыкального руководителяЕ. Ю. Пономаренко Большинство воспитателей понимают, как важно приви...
Методическая разработка на тему: "Реализация принципа индивидуально-дифференцированного подхода педагогической деятельности воспитателей и специалистов по подготовке к грамоте (профилактика нарушений оптической дисграфии)".
В данном материале раскрывается понятие индивидуально-дифференцированного подхода, направления работы по профилактике оптической дисграфии и представлены игры для детей старшего дошкольного возра...
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ РОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ
Большинство воспитателей понимают, как важно прививать дошкольнику любовь к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, песню. И стремятся к тому, чтобы песни, музыкальные игры, хороводы в...
«Роль воспитателя и роль детей в подвижной игре во 2 младшей группе»
Рекомендации для педагогов о ценности подвижных игр, правильном и умелом поведение в них....