Физиология детей 5 лет
консультация (средняя группа) на тему
Пятилетние дошкольники – и мальчики, и девочки — активно растут, почти не поправляясь. О соответствующем возрасту физическом развитии пятилетнего ребёнка можно судить по показателям роста и веса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Физиология пятилетнего ребенка | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Физическое развитие
- Умственное развитие
- Математика
- Развитие речи
- Окружающий мир
- Психическое развитие
- Внимание
- Мышление
- Память
- Навыки самообслуживания
Физическое развитие
Пятилетние дошкольники – и мальчики, и девочки — активно растут, почти не поправляясь. О соответствующем возрасту физическом развитии пятилетнего ребёнка можно судить по показателям роста и веса. В норме мальчики пяти лет весят от 16,4 до 19,7 кг, а девочки – от 15,4 до 19 кг. Рост пятилетних малышей должен составлять: от 106 до 116 см (для мальчиков) и от 102 до 111 см (для девочек). Окружность грудной клетки колеблется у пятилетних мальчиков в размерах от 52 до 57 см, у девочек от 51,6 до 56,6 см. Не менее важны для нормального физического развития и двигательные навыки малыша. Так, в норме ребёнок в пять лет должен уметь:
- быстро пробежать 40-60 м;
- бежать без остановки в течение 60-90 сек;
- свободно стоять на одной ноге;
- энергично подпрыгивать на месте на одной или двух ногах;
- прыгать с продвижением вперед;
- перепрыгивать через 4-6 параллельных линий, расположенных на расстоянии 40-50 см;
- спрыгивать с высоты 20-30 см;
- ловко перескакивать с ножки на ножку;
- лазать по гимнастической стенке;
- проходить, сохраняя равновесие, по гимнастической скамейке;
- перешагивать через препятствия, расположенные на высоте 20-35 см от пола (например, через рейки лестницы);
- уверенно подниматься и спускаться по лестнице, возможно, с предметами в руках;
- подбрасывать и ловить мяч и мелкие предметы;
- бросать мяч на расстояние 2-2,5 м, целясь в горизонтальную цель;
- бросать мяч вдаль на расстояние от 3 до 6 м поочерёдно правой и левой рукой;
- начинать осваивать двухколёсный велосипед.
В этом возрасте ребёнок достаточно развит для того, чтобы осваивать новые физические упражнения и новые виды спорта. Это наилучшее время для обучения езде на двухколесном велосипеде, катанию на беговых и горных лыжах, плаванию и даже езде верхом. В то же время необходимо достаточно времени и сил уделять развитию мелкой моторики малыша.
Так, для развития мелкой моторики пятилетний ребёнок должен уметь:
- свободно обращаться с карандашом и кистью;
- регулировать силу нажима на карандаш и кисточку, изменять направление движения своей руки в зависимости от формы предмета;
- вырезать ножницами фигуры разной формы;
- рисовать простые предметы и фигуры;
- располагать свой рисунок на всём листе или на определённом участке бумаги;
- заштриховывать или закрашивать рисунки аккуратно, не выходя за границы их контуров;
Умственное развитие
В пять лет ребёнок делает большой прорыв в своём умственном развитии. Это важный период подготовки к школе и к требованиям, которые она предъявляет к ребёнку. Интеллектуальное развитие пятилетних детей выходит на первый план и требует постоянных занятий и совершенствования познаний в различных областях
Математика
В возрасте пяти лет ребёнок должен:
- знать цифры до 5;
- пользоваться в речи числительными (порядковыми и количественными);
- сравнивать в пределах 5 расположенные рядом числа;
- ориентироваться по листу бумаги;
- описывать словами местоположение определённого предмета по его отношению к другим предметам и к себе;
- знать все основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник);
- знать арифметические знаки и как ими пользоваться.
Развитие речи
В норме ребёнок пяти лет должен:
- членораздельно и правильно произносить все звуки;
- говорить выразительно и не спеша;
- составлять рассказ, исходя из собственных воспоминаний и опыта;
- составлять по рисунку рассказ из 5-6 предложений;
- запоминать считалочки;
- узнавать хотя бы половину букв алфавита;
- пользоваться прошедшим, настоящим и будущим временем.
Окружающий мир
В этом возрасте ребёнок должен:
- знать собственные имя и фамилию, имена, фамилии родителей и близких людей из своего окружения;
- знать, какого он пола;
- знать название свой страны, города и свой личный домашний адрес;
- знать свой возраст;
- знать названия всех основных профессий и их отличительные особенности;
- знать, кем работают родители;
- знать главные правила дорожного движения;
- знать и называть последовательность времён года;
- знать и называть месяцы;
- знать и называть последовательность времени суток;
- знать и называть последовательность дней недели;
- понимать, что значит живая и неживая природа.
Психическое развитие
Психика пятилетнего малыша более устойчива, нежели четырехлетнего. В этом возрасте дошколенок уже четко различает грань между «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо», но между словами «хочу» и «надо» ребенок все еще отдает предпочтение первому. Его желание в этом возрасте все еще руководит поведением. К пяти годам малыш взрослеет на ваших глазах. Теперь он всё чаще контролирует собственное поведение, согласно усвоенным правилам и нормам. Он может самостоятельно отличить хороший поступок от плохого, проявляет чувство справедливости и сострадания. В этом возрасте он задаёт вполне взрослые, серьёзные вопросы. Например, о смерти. Ребёнок начинает беспокоиться обо всём живом, что его окружает, жалеет одиноких людей и оставленных животных. Очень часто пятилетние малыши приносят домой бездомных котят и щенков. Они боятся любого проявления смерти и пытаются помочь тем, кому могут. Именно так у пятилетних малышей, как утверждают психологи, проявляется чувство одиночества и опасение конца своей собственной жизни и жизни окружающих. Продолжают развиваться и основные психические функции ребёнка.
Внимание
В 5 лет ребёнок должен:
- удерживать одновременно в поле зрения не менее 6-7 предметов;
- самостоятельно выполнять задание по предложенному взрослым примеру;
- самостоятельно находить 4-5 пар одинаковых предметов;
- выполнять, не отвлекаясь, определённые задания в течение 10-12 минут;
- находить не менее 7-8 отличий между предложенными предметами;
- самостоятельно складывать картинки, паззлы или открытки, разрезанные как минимум на 9 частей;
- по образцу собирать из конструктора любую конструкцию или фигуру.
Мышление
В 5 лет ребёнок должен уметь:
- самостоятельно определять последовательность событий;
- находить среди предложенных четырёх предметов один лишний и пояснять свой выбор;
- подбирать слова-синонимы и слова-антонимы;
- находить и пояснять несоответствия на картинках;
- находить и пояснять отличия между явлениями и предметами;
- решать предложенные логические задачи и отвечать на замысловатые вопросы.
Память
В 5 лет ребёнок должен уметь:
- запомнить 6-8 рисунков за определённое количество времени (от 1 до 2 минут);
- пересказывать близко к содержанию небольшой рассказ;
- знать и рассказывать наизусть несколько стихов;
- сравнивать по памяти два различных изображения.
Навыки самообслуживания
Пятилетний ребёнок – достаточно самостоятельный маленький человек, способный самостоятельно одеваться и обуваться, причёсываться, чистить зубы и умываться. Кроме того, он должен приучаться к дисциплине и выполнению несложных поручений по содержанию в порядке своих вещей и комнаты. Так, в возрасте пяти лет ребёнок может самостоятельно убирать свою постель, содержать в порядке свои игрушки – складывать их после игры и даже вытирать пыль на полках, где они стоят. Способен пятилетний малыш и оказать посильную помощь по дому: полить цветы, вымыть подставки из-под цветочных горшков, протереть пыль в квартире и даже пропылесосить или подмести пол. С особым удовольствием пятилетние малыши помогают взрослым в сервировке стола, приготовлении блюд и украшении дома к празднику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние искусства на физиологию ребенка с точки зрения развития его способностей.
В данной статье рассмотренны аспекты обучения детей музыке, исскуству с точки зрения психологов, педагогов, музыкантов. Если вы, уважаемые родители, сомневаетесь "надо ли обучать ребенка исскуству" - ...
«Возрастная анатомия физиология и гигиена детей»
ВведениеДолголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение раз...
Список профилактических мероприятий нарушений голоса и речи у детей по книге Неймана Л.В., Богомильского М.Р. «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи» (раздел 3.5 стр. 59))
Список профилактических мероприятий нарушений голоса и речи у детей:1. Закаливание детского организма.2. Занятия физкультурой и доступными детям видами спорта.3. Разъяснительные работы по вреду курени...
Физкультурное занятие «Что заставляет наше сердце биться сильнее?» с элементами развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста по проблеме «Основы физиологии человека»
Физкультурное занятие «Что заставляет наше сердце биться сильнее?» с элементами развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста по проблеме «Осно...
Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер
Аннотация В учебном пособии представлены современные концепции онтогенеза человека с учетом новейших достижений антропологии, анатомии, физиологии, биохимии, нейро‑ и психофизиологии и т. п....
Консультация для педагогов «Физиология сенсорной деятельности детей 5-го года жизни»
Сенсорное развитие дошкольников 4-5 лет...