мастер-класс "Создание мнемотаблиц для разучивания стихотворений дома"
методическая разработка (старшая группа) на тему

чернышова оксана сергеевна

Познакомить родителей с мнемотаблицами, показать как использовать мнемотаблицы для разучивания стихотворений и укрепления зрительной памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_po_ispolzovaniyu_mnemotablits.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Талаканский детский сад №3 «Радуга»

                                         

Мастер-класс для родителей

«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений  с детьми»

Подготовила: Чернышова Оксана Сергеевна

1 квалификационная категория

Талакан, 2016

Цель: Ознакомление и  последующее применение родителями мнемотаблиц в    

           домашних условиях.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица».
  2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц  при разучивании стихотворений с детьми.

Ход мастер-класса:

     Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как  «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а  так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

   

    Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

    Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения,  требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.  

    Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие -  зрительные образы (развита зрительная память).

    Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

    А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

   

    Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

    Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является…

    Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

    Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.

     В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Феноменальная память- это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют…  

     Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная     информация.

     Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

     На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.  

    Сейчас я предлагаю Вам  составить  мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если  мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

     Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).

     Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (родители читают стихотворения).Существует несколько этапов работы над стихотворениями, с которыми Вы сможете познакомиться, прочитав буклет.

     Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

     Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

    Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь  с ребёнком дома?

   

Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые          

     относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные

     мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок

     текста, а ребенок находит картинку.

    Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Мы с Вами попробовали создать мнемотаблицы в бумажном варианте (приклеивая картинки). Но ведь почти уже в каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и  компьютерные программы. Одна из них Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы.

     Как вы думаете, отличается ли мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы, выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в  таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.

Сейчас мы попробуем составить мнемотаблицу к стихотворениям А. Барто

     Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в  рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в рисунке, т.е. рисует дерево,  и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».

     Как вы думаете, этот приём  им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста  дети могут выстроить цепочку символов), а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами  увидите результат!

    Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям.  Их можно   использовать в домашней игротеке.  Это очень интересно и увлекательно!

    Желаю всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»

Цель: Ознакомление и  последующее применение родителями мнемотаблиц в  домашних условиях....

Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми»

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с речевыми нарушениями служат приёмы мнемотехники. Они заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают врем...

Мнемотаблицы для разучивания стихотворений

Мнемотаблицы - большие помошники в развитии ребенка. Развиваются - зрительная память, внимание, образное мышление, речь. Я вижу только плюсы, а Вы?...

Тема: Формирование связной речи с использованием мнемотаблиц при разучивание стихотворений.

Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемоте...

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Журнал "Теория и практика образования в современном мире", Санкт-Петербург,2014

 Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание н...

Мастер-класс "Создание мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»"

Рекомендации родителям  по разучиванию стихотворений с детьми дома....

Мнемотаблица для разучивания стихотворения Павильонный зал из книги О.Тарутина "Что я видел в Эрмитаже"

Если кто-то, даже  сонный,в зал забрел бы Павильонный,вмиг бы тут проснулся он,восхищен и поражен!Всё тут арочно-сквозное,невесомое,резное,и сверкания полнакружевная белизна!А еще -  журчат ...