Развитие речи у детей трёх лет.
консультация (младшая группа) на тему

Пахомова Ирина Алексеевна

познакомить родителей с проблемами в речи детей, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

В возрасте трех лет ребенок многому научился и немало из окружающего мира познал нового для себя, он уже маленькая, но немного самостоятельная личность. А также на практике выполняет множество нелегких задач.

В три года малыш уже может судить о простых вещах и высказывает свое мнение об окружающих предметах. Ребенок учится обобщать и совмещает в своем речевом обороте предметы и вещи, похожие по назначению или внешнему виду группы.

Ближе к возрасту четырех лет словарный запас увеличивается приблизительно на несколько тысяч новых слов. Ребенок при общении употребляет много сложных частей речи, таких как наречия, местоимения или числительные. Хотя в более раннем возрасте его речь в основном состояла из глаголов, существительных и прилагательных.

Развитие речи у детей 3-4 лет с каждым днем совершенствуется. Малыш отвечает на заданные вопросы несколькими короткими предложениями и дает развернутый ответ. Все произносится понятно и четко сравнительно с тем, что было год назад. Уже не только мама понимает своего малыша, но и окружающие люди. В этом возрасте ребенок интересуется значениями слов, пытается создавать новые или подбирает несложные рифмы.

Трехлетние уже многое усвоили, но все же, разговорная речь их далека от идеала, и родители должны задумываться, как помочь ребенку усвоить ее наиболее просто. Для начала дети пока не могут самостоятельно без помощи родителей повествовательно рассказать о том, что сегодня увидели на улице или рассказать суть услышанной детской истории. Допускают много грамматических ошибок в разговоре. Иногда могут некорректно использовать во фразах слова. В труднопроизносимых словах и фразах все еще может упускать часть звуков или переставлять местами слоги. Радует факт, что все эти речевые несовершенства возрастные и непременно исчезнут.

Важнейшую роль в процессе формирования речи и лексикона ребенка играют оба родителя. Они должны всячески проявлять активное участие в умственных способностей малыша, проводить специальные упражнения для развития речи у детей, верно отвечать на все поставленные ребенком вопросы, знакомить его с новыми неизвестными предметами, животными и явлениями.

Бывает, что малыш знает название предмета, но с трудом может описать его свойства или конкретные из них.

Познания про предметы и явления, окружающие его, заключаются в знании свойств, качественных сторон или вариантов применения. Что для взрослого элементарно просто, то для ребенка целое открытие, наталкивающее на более новые и интересные факты об этом мире. Например, что предметы сделаны из разных материалов: дерева, резины, ткани. Усвоив определенные свойства материалов и предметов, он начинает перечислять, из чего сделаны предметы, которые попадают под обзор. Немного став старше, научится из существительных получать прилагательные, к примеру: ложка из серебра - серебряная ложка.

Как только словарный запас ребенка увеличивается, соответственно, сложнее становятся и построенные им фразы. Употребляя намного сложнее по своему строению слова и фразы, он все еще может допускать ошибки при их согласовании, произношении окончаний и употреблении правильных предлогов. Конструкция предложений постоянно усложняется, и употребляются новые части речи.

Для развития малыша займитесь совместным рассматриванием изображений в книгах и вместе соревнуйтесь, кто больше назовет предметов определенного цвета, находите одинаковые по форме предметы. Если ребенок ошибся, не ругайте, а вежливо исправьте и объясните, как правильно.

В своем возрасте малыш с легкостью может запоминать и использовать основные грамматические формы слов. В игровой форме занимайтесь со своим чадом в правильное согласование основных и второстепенных форм речи. При назывании предметов ребенок использует количественное обозначение в единичной или множественной форме. Если же пока это плохо у него получается, старайтесь его ненавязчиво поправлять и объяснять в чем ошибка.

Частой речевой ошибкой может быть неверное произношение окончаний в падежах.

Несколько упражнений для развития речи у детей:

  1. Предлагается выложить на стол несколько предметов: кукла, ручка, автомобиль и чашка. Пусть ребенок их назовет вслух и постарается запомнить. После скажите отвернуться от стола и уберите один из предметов, когда малыш повернется - его задача назвать недостающий предмет. Так проделайте несколько раз с разными предметами.
  2. Упражнение развивающее употребление предлогов и слов в нужной форме. Возьмите любимую игрушку ребенка и перемещайте ее на разные предметы, например: на стол, под стол, в стол. Малыш должен озвучивать местонахождение игрушки.
  3. Первоочередное развитие речи проходит при ежедневном общении с ребенком, разговорах и обсуждениях ситуаций, произошедших с ним за день. Обязательно, вернувшись с ребенком с дневной прогулки, просите других членов семьи расспрашивать о произошедших на улице событиях. Например: «Что нового увидел? Где играл?» Важно учить ребенка отвечать развернуто и давать верный ответ на заданный вопрос. Хорошо, если малыш начнет с интересом повествовать сопутствующие произошедшие с ним события. Выбрать тему для разговора с крохой можно абсолютно любую, главное его заинтересовать для начала. Пусть взрослые спрашивают, а малыш с подробностями излагает информацию. Важно: ни в коем случае не перебивайте на полуслове малыша и дайте досказать рассказ до конца.

Список игр со сценариями для развития мышления трех- и четырехлетних детей, развивающих речь ребенка, правильное произношение и исправление речевых дефектов. Процесс игры активизирует участки мозга отвечающего за речевую функцию организма.

Игры для развития речи у детей 3 лет

Колючие слова. Игра восполняет объем словарного запаса малыша, активизируя его разговорную речь, и образовывает наглядное мышление. Как правильно играть: Поинтересуйтесь у малыша, какие колючие слова он знает? И какие круглые слова знает?

Игра, которая может научить разделять слова на отдельные слоги, улучшает чувство ритма. Как правильно играть: Лучше играть в дождь, так как эта игра отлично поднимает настроение. Спойте для ребенка вдвоем, чтобы улучшить друг другу настроение, можно петь любые известные песни. Пойте по слогам и хлопайте, при этом придерживайтесь ритма мелодии.

Если желаете дома устроить музыкальный концерт, то пойте песни, прихлопывая в ритм ложками. Каждый новый слог равен одному хлопку ложки. Можно пристукивать по посуде. Все домочадцы с удовольствием поучаствуют в музыкальной самодеятельности вместе с малышом. Главное - делайте все внимательно, чтобы не ошибаться и не сбиваться с ритма. Смело пробуйте!

Что кто делает. Эта игра дает возможность разнообразить свой словарный запас сложными частями речи, такими как глаголы в настоящем времени. Помогает, а также развивает образное мышление. Потребуется такой инвентарь: листы бумаги с нарисованными людьми разных профессий. Как правильно играть: Показывается карточка с изображением любой профессии и задается вопрос: «Чем он занимается?» Ребенок должен на эти вопросы отвечать.

Закрепляем: переходим играть на кухню. Спрашиваем: «А включена ли плита? Что делает огонь?». Меняйте между собой роли игры, играйте часто в игру и вскоре будете замечать, как увеличивается запас слов у вашего ребенка.

Качественные слова. Игра позволяет пополнять речь ребенка новыми прилагательными, обозначающими разные цвета, формы, величину, материал вещей и предметов. Требуемый инвентарь: абсолютно любые предметы и игрушки. Как правильно играть: По правилам нужно называть прилагательные. Кто назовет больше прилагательных, описывающих свойства предмета, тот и выигрывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методики развития речи у детей с 6 месяцев до трёх лет

В статье рассматриваются основные особенности развития речи детей от шести месяцев до трёх лет и даны методические рекомендации по использованию игровых технологий в процессе развития речи у детей. Ст...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Необходимость целенаправленного развития речи у детей до трёх лет.

Эта статья о том, зачем и почему необходимо заниматься развитием речи с раннего возраста....

Консультация для родителей на тему: Развиваем речь у детей трёх лет

Актуальной проблемой в группе раннего возраста является неумение детей разговаривать и общаться друг с другом.И в этом нам помогут речевые игры....

"Развитие речи ребёнка от трёх до 4 лет"

Особенности речи ребёнка на четвёртом году жизни....

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...