Артикуляционные упражнения (С,З,Ц)
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Давыдова Полина Юрьевна

в помощь родителям  предлагаются артикуляционные упражнения для развития мышц языка при выработке свистящих звуков у ребенка в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uklad_organov_artikulyatsii_zvukov_s.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уклад органов артикуляции  звуков  С, Сь, 3, 3ь, Ц

При произнесении звука:

губы слегка растянуты в улыбку;

зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены.

кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов,

воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ   УПРАЖНЕНИЯ 

  1. «Наказать непослушный язычок» Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. Покусывания должны быть легкими.
  2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка» Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Высовывание языка наружу «лопатой»: языку придается плоская широкая форма — так, чтобы он боковыми краями касался углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии положение удерживается под счет до 5—10.

Следить,чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, язык не высовывался далеко. Если долго не удается придать языку достаточно широкую форму, то:    а) произносить с вялым языком пя-пя-пя, бя-бя-бя;

         б)  на растянутый между губами язык задувать (выдыхать воздух);

        в)  нараспев тянуть звук и.

  1. «Почистим зубы»
  2.  «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.
  3. «Тёрка». Губы в улыбке Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в альвеолы за нижними резцами. Язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.
  4. «Часики». Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.
  5. «Покрасим нижнюю губку». Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать нижнюю губу из стороны в сторону. Кончик языка загибать до внешнего края губы. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, нижняя челюсть не двигалась.
  6. «Орешек 1». Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
  7.  «Покрасим стенки». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
  8. «Посчитаем зубки». Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по нижним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой стороны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
  9. Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т. п.     (Рекомендуется при малоподвижном языке).
  10. «Качели 3». Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык соответственно к верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.
  11. «Мартышка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка вставить между нижней губой и зубами.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, язык не сужался.

  1. «Язычок шагает 2». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе, вставить между нижней губой и зубами, дотронуться до бугорков за нижними резцами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, язык не сужался.
  2.  «Язычок перешагивает через зубы 2».Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка прикасаться к нижним резцам с наружной стороны, затем с внутренней. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык при втягивании в рот не сужался.
  3. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить бугорки за нижними зубами с внутренней стороны снизу вверх. Следить, чтобы губы и челюсть не двигались, язык не сужался и не выходил за зубы.
  4. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до нижних резцов с внутренней стороны, затем до альвеол. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
  5. «Горка» (Киска сердится). Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были не подвижны..
  6. «Поцелуем спинку языка 1». Рот закрыт. Присасывание к нёбу и отрыв со щелчком от него спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну, челюсть не двигается.
  7. «Поцелуем спинку языка 2». Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание к нёбу и отрыв от него со щелчком спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.
  8.  «Катушка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Выдвижение передней части спинки языка вперед (язык как бы «выкатывается» изо рта), а затем втягивание ее в рот.

Следить, чтобы язык не сужался, кончик его от зубов не отрывался, губы и нижняя челюсть не двигались).

  1. «Киска сердится». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опускается вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
  2.  «Кто дальше загонит мяч». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Нижняя губа недолжна натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы струя выдыхаемого воздуха была узкая, а не рассеянная.

  1. «Сдуй снежинку». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опускается к подбородку, на кончик языка кладется бумажный квадратик размером 1x1 см и сдувается. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не звук х (выдыхаемая струя воздуха должна быть узкая, а не рассеянная).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией (по Е.Ф.Архиповой)

Для практического применения предлагаем:16 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой1.  «Забор».Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. М...

Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.

В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...

Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20143018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых...

Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза

В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Артикуляционная гимнастика, примеры артикуляционных упражнений

Артикуляционная гимнастика, примеры артикуляционных упражнений ...