Консультация для родителей "Речь и ее роль в психическом развитии человека"
консультация на тему

Наталья Митькина
Представлен материал для родителей, в котором раскрываются такие понятия как речь, язык, а также значение речи в развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.

Значение речи трудно переоценить. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и педагогов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Являясь с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Речь - это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств. Сложность овладения речью состоит в как можно более полном и совершенном овладении знаками языковой структуры.

Язык - это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для целей коммуникации, формирования и формулирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта. Язык - это некоторая максимально возможная система знаков, из которой каждый пользующийся этой системой использует для себя в силу своих возможностей конкретную долю.

Процесс развития речи у ребенка – это процесс овладения родным языком, его словарным составом и грамматическим спросом. «Использование богатства словарного состава родного языка, использование его грамматики для выражения своих знаний, своих мыслей и т.д. составляет сущность развития речи у детей», - отмечает А.А. Любинская.

В процессе общения человек обогащает свои знания не только за счет своего узко индивидуального опыта, но и путем освоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении наукой и культурой, в образовании и воспитании человека.

Речь не только служит общению между людьми, но является вместе с тем необходимым средством, орудием человеческого мышления. Мы мыслим словами, произносимыми громко или про себя.

Размышляя о каком-либо предмете, мы задаем себе вопросы, строим различные предположения, рассуждения, пользуясь словами родного языка, связывая их согласно определенным грамматическим законам. Без такой речевой деятельности невозможно человеческое мышление.

Являясь орудием мышления, речь играет большую роль и в других психических процессах. Громкое или мысленное называние находящихся перед нами предметов организует их восприятие, облегчает их различение и узнавание. Участие речи в процессах памяти придает ей логический осмысленный характер.

Существенную роль играет речь в волевых процессах. Действуя в соответствии со словесными требованиями и указаниями других людей, самостоятельно планируя в речи свои последующие действия, человек подчиняет свои поступки сознательной цели, что является характерной особенностью воли.

Речь связана также с чувствами. При помощи речи человек, с одной стороны, может выразить имеющиеся у него чувства, с другой стороны, вызвать определенные чувства у своего собеседника. При передаче чувств речь приобретает выразительный характер. Это заключается в своеобразном изменении интонаций, темпа и ритма произнесения слов, в выборе определенных слов и выражений, в характерных жестах, сопровождающих высказывание.

Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Условно выделяется три группы функциональных характеристик языка. Это характеристики, обеспечивающие:

  • социальные;
  • интеллектуальные;
  • личностные функции человека.

Понимая речь как социальный фактор, говорится о значении речи с окружающими людьми. Речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. В своем социальном развитии ребенок, начиная с первичной социальной ячейки (мать и дитя), членом которой он становится в момент рождения, постоянно общается с людьми, а это, конечно, влияет на проявление его речи. Родители должны организовать его общение с людьми, а это, конечно влияет на проявление его речи. Родители должны организовать его общение как с детьми, так и со взрослыми прежде всего в интересах развития его языка.

Развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений.

Речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи родителей и всех окружающих людей.

Речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка.

Руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни.

Обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников.

Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное рассуждение к 7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

Ребенок пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач. Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной.

Слово, опирающееся на ясные и четкие представления, обогащает ребенка знаниями, развивает лингвистические способности, помогает развитию зарождающегося логического мышления. Е.И. Тихеева подчеркивала роль единства понятия и слова, указывала, что работу в этом направлении надо начинать с детства. Полученные правильные образы помогут ребенку сознательно взглянуть на мир и дадут богатый материал для изучения родного языка.

В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления.

Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А. Н. Леонтьева, что «хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом человеческого в человеке». Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

Комплексное решение речевых задач приводит к существенным сдвигам в речевом развитии детей. Методика, применяющаяся на таких занятиях, обеспечивает высокий и средний уровень речевого развития большинства обучающихся детей независимо от их индивидуальных способностей. У ребенка развивается поисковая активность в сфере языка и речи, формируется лингвистическое отношение к речи. Обучение стимулирует языковые игры, саморазвитие языковой способности, проявляющееся в речевом и словесном творчестве детей.

Слово фиксирует усваеваемые детьми сенсорные эталоны, включаются в процессе мышления, являясь носителем представлений и понятий, и обеспечивает возможность логических рассуждений. Речь направляет работу воображения, ставит задачи перед вниманием и памятью, внося в них элементы произвольности, придает осмысленность запоминанию. Через речь ребенка передается концентрированный опыт, добытый человечеством, в частности опыт самой психической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризисы как закономерность психического развития человека

Данный материал поможет читателям разобраться в понятии возрастного кризиса и понять, что возрастные кризисы как для маленького ребёнка, так и для взрослого человека - это НОРМА развития....

Итоговая практико-значимая работа на тему: «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ И ЕЕ РОЛЬ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

Игровая деятельность - это специальный социально-определяемый вид совместной деятельности, в котором дети непросто копируют взрослых, но и ставят себя в соответствующую ситуацию, пытаясь осмыслить их ...

Общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте: место и роль в психическом развитии ребенка.

Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например...

Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

Когда мы говорим об игре и ее роли в развитии дошкольников, то здесь встает два основных вопроса: как сама игра возникает в развитии, вопрос о происхождении игры, ее генезисе и какую роль эта деятельн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Виды игровой деятельности и их роль в психическом развитии дошкольников»

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольномдетстве.В игре ребенок ...

Культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы к психическому развитию человека

По мнению Л. С. Выготского – автора культурно-исторической теории, усвоение общественного опыта не только изменяет сущность психического развития, но и способствует возникновению новых форм псих...

«Роль общения в психическом развитии человека»

Общение играет огромную роль в формирования психики человека, а также развитии и становления культурного поведения. Человек приобретает все свои высшие качества и возможности к познанию, только путем ...