Формирование графических навыков у дошкольников
материал

 Ченцова Юлия Владимировна

Рекомендации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

После долгих ожиданий вы решили отдавать ребенка в детский сад. Теперь перед Вами стоит вопрос: как подготовить ребенка к посещению детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться?

Предлагаем Вам использовать несколько простых рекомендаций:

  1. Начните готовить малыша к садику заранее.
  2. Важно учить ребенка общаться. Водите его гулять на детские площадки, посещайте детские праздники, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе в гости. Расширяйте круг общения ребенка. Поощряйте его за контакты со сверстниками.
  3. Оставляйте ребенка с другими близкими и знакомыми, сначала не надолго, а затем увеличивайте время. Объясняйте, что у вас есть дела, работа, Вы помогаете папе зарабатывать денежки, чтобы покупать продукты, игрушки и др.
  4. В ходе подготовки к садику приведите малыша гулять на участок, познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу, кроватку, рассказывайте ему как весело и интересно будет ему с другими детьми.
  5. В период подготовки к детскому садику рассказывайте малышу больше о детском саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж малыша пошел в садик и что он там делал.
  6. Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка можете выполнять Вы или любимая игрушка малыша. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться, вступить в игру. Соблюдайте в ходе игры режимные моменты.
  7. Продолжайте играть с малышом в детский сад, когда он начнет ходить в садик. В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.
  8. Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понять, что выбора у него нет - детский сад это неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку. Первое время водить ребенка в детский сад может папа.
  9. Придумайте ритуал встречи и прощания, делайте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад. Разрешите взять ему игрушку, украсить шкафчик по его усмотрению.
  10. Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течении какого-то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.
  11. Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это время ребенок может стать капризным, плохо есть и спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим. Пройдет немного времени и он привыкнет к новому общению.
  12. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

 Что нужно обязательно сделать перед садом:

1.      Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада.

2.      Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно на него садился).

Малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок.

3.      Научить ребенка есть ложкой.

4.    Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.

5.     Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

6. Повысить роль закаливающих мероприятий.

7.    Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

8.  Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

9.       Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

10.    И последнее – очень важно, чтобы ребенок много общался с детьми и умел играть самостоятельно.

Что нужно делать, когда ребенок уже начал посещать детский сад:

1.      Начните гулять на площадке детского сада.

2.      Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставьте на обед, далее на сон. Когда ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте его после полдника, не ждите окончания работы сада.

3.  Во время адаптации у детей часто нарушатся аппетит и сон. Быстрее всего восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы. Поэтому не отчаивайтесь, если ваш малыш  ни с первой попытки сможет заснуть в группе.

4.      Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю спокойно. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся сада.

5.      Старайтесь в выходные соблюдать такой же режим дня, что и в саду.

  1. В период адаптации уменьшите просмотр телевизора, посещение гостей и  любых новых событий. Новизны у ребенка и так хватает!
  2. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
  3. Два слова хочу сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!

Положительные эмоции вашего малыша от посещения детского садика - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода. 

В ДОБРЫЙ ВАМ ПУТЬ!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад II категории комбинированного вида

 № 1 «Солнышко»

памятка для родителей

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\Мои рисунки\раскраски\disney1.gif

 

Воспитатель средней группы

Ченцова Юлия Владимировна



Предварительный просмотр:

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

Многие родители сейчас стремятся, как можно раньше научить ребенка писать. Но в дошкольном возрасте приоритетом является формирование графических навыков.

На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению, счету, письму. Отсюда стремление как можно раньше дать в руки ребенку ручку. Ошибочно считая эти умения показателем высокого уровня готовности к школе, родители оставляют без должного внимания другие стороны развития. 

Между тем наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д. Графические навыки – одни из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узоров по клеточкам, дорисовывание нужного количества предметов и т. п.). 

Как показывает опыт, овладение графическими навыками в группе детей происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие – с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции. И это практически не зависит от возраста. 


Можно увидеть дошкольников трех и шести лет, которые примерно одинаково владеют карандашом. Это происходит из-за того, что в основе формирования графических навыков лежат сложные, многокомпонентные нейрофизиологические механизмы. Незрелость одного или нескольких компонентов приводит к трудностям овладения графическими навыками. Детям с такой проблемой нужна специальная помощь в подготовке руки к письму, иначе в школе она станет еще более очевидной. 

Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т. д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности. Среди таких предпосылок можно выделить следующие: 

  • развитая мелкая моторика - способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев
  • развитая зрительно-моторная координация - способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
  • сформированное чувство ритма - ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
  • общая моторная зрелость - необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
  • развитые зрительное восприятие и зрительное внимание - умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
  • сформированные зрительно-пространственные представления - чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.


Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий физкультурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности детей. Способности, связанные со зрительным восприятием и вниманием, а также пространственные представления складываются в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом, а также в ходе самой графической деятельности.

Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребенком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. С учетом полученных данных педагог может постепенно предлагать воспитаннику более сложные задания, с поэтапной отработкой каждого вида графических заданий.

При этом важно помнить, что пропуски этапов могут сделать всю дальнейшую работу малоэффективной. Например, почти бесполезно учить ребенка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научился обращать внимания на контуры, не может обвести контур нарисованного предмета пальцем или карандашом.

Также важным является работа с крупными изображениями (на весь лист формата А4, A3), отработка каждого нового навыка словно «под лупой». Точно так же, как ребенок учится нанизывать сначала кольца пирамидки, потом крупные бусины, а потом уже мелкие бусины и бисер, каждый моторный навык осваивается легче, если сначала ему предлагают выполнить требуемое действие в «увеличенном виде».


В этом случае дошкольник хорошо видит и понимает, что нужно сделать, ему легче скоординировать свою руку на крупном изображении, в результате он более качественно и осознанно выполняет задание. У него формируется правильное движение руки и моторная память, на которую он сможет опираться в дальнейшем, когда задания станут более сложными (более мелкое изображение, больше деталей, условий). 

Такой способ подачи материала поможет предупредить перенапряжение руки, которое неизбежно при работе с мелкими изображениями, а также при слишком раннем введении линованной бумаги и бумаги в клеточку во время занятий. 

Перенапряжение руки во время рисования и письма имеет ряд негативных последствий как для здоровья ребенка (часто сопровождается нарушением ритма дыхания, повышенной утомляемостью, нарушением осанки), так и для подготовки руки к письму (неправильное распределение мышечного тонуса, мышечные «зажимы», неправильная поза).

Если взрослые не учитывают особенностей методики формирования графических навыков, то выполнение графических заданий стоит дошкольникам таких титанических усилий, что у них возникает стойкое негативное отношение к рисованию, письму, графической деятельности вообще, а также сознание своей неумелости, неуспешности. 

Существенной задачей при формировании графических навыков также является развитие свободных, плавных, ритмичных движений кисти руки ребенка. Для того чтобы дошкольник легко справлялся практически с любым графическим заданием, нужно, чтобы он обладал репертуаром «наработанных», автоматизированных движений. А плавность и ритм - это важные условия автоматизации любого движения. Кроме того, письмо само по себе - это серия плавных ритмичных движений с одновременным продвижением кисти вперед по строке и вверх-вниз в пределах строки. Поэтому освоение ребенком плавных, ритмичных линий, узоров, автоматизация движений, способность рисовать одной и другой рукой, с открытыми и закрытыми глазами являются показателями высокой подготовленности к обучению письму. 

Содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологических особенностей детей. В начале года желательно провести диагностическое занятие - попросить воспитанников выполнить те задания, которые являются целью обучения на данном возрастном этапе. Если ребенок с ними совершенно не справляется, для него следует предусмотреть индивидуализированную программу, основанную на заданиях для более младшего возраста. Если справляется, но не особенно качественно и с помощью взрослого, для него адекватны задачи данного возрастного периода. Если справляется с легкостью, такому ребенку необходимы задания повышенной сложности, либо задания следующего возрастного этапа.


С целью эффективной организации работы по формированию графических навыков могут использоваться 
разные формы образовательной деятельности. Но включение графического задания необходимо, прежде всего, в интересную для ребенка деятельность. Так, наиболее органичным для детей раннего и младшего дошкольного возраста будет выполнение графического задания в процессе изготовления поделки (например, нарисовать полоски на бумажном фонарике), а также в контексте сказочной истории, которую рассказывает или разыгрывает педагог (например, можно предложить воспитанникам нарисовать следы животных, о которых говорилось в сказке). 


В старшем возрасте используются те же приемы, но в более сложных вариантах, а также включение познавательного контекста (например, учимся рисовать иероглифы, как настоящие китайцы).

Работая со старшими детьми, можно переходить к более условным сюжетам, делая акцент на качестве выполнения заданий. При этом не следует совсем отказываться от игрового контекста. Можно также опираться на интерес дошкольников к письменности и «взрослым» видам работы: «писать письма», «чертить схемы», рисовать планы местности, зашифровывать и расшифровывать послания, во время графического диктанта «искать сокровища» и т. д. Количество «заданий ради задания» должно быть сведено к минимуму. 

Таким образом, в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уровень их графических навыков был низким.



Предварительный просмотр:

Аналитическая  записка

по результатам анкетирования родителей (законных представителей)  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад II категории

комбинированного вида №1 «Солнышко»

по оценке качества муниципальной услуги

«Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования и воспитания, содержание ребенка в дошкольном  образовательном учреждении»

Анкета анонимна

Цель анкетирования: выявить уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством  предоставляемых образовательных услуг в ДОУ.

В Д\С №1 «Солнышко» было проведено анонимное анкетирование по выявлению удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в  ДОУ. В анкетировании приняли участие 20 родителей воспитанников группы. Данная анкета включает в себя несколько критериев для исследования: оснащенность ДОУ; квалифицированность педагогов; развитие ребенка в ДОУ; оздоровление детей;  взаимодействие детского сада  и родителей.

Вопросы

Варианты ответов

Количество ответов

Почему Вы обратились за помощью к данному ДОУ в воспитании ребенка?

Отсутствуют другие возможности.

0

Доброжелательный коллектив, хороший психологический микроклимат.

5/25%

Педагоги обеспечивают разностороннее развитие детей.

15/75%

Ваше мнение:

0

Оцените, пожалуйста, отношение воспитателей к Вашему ребенку?

Внимательное, доброе отношение.

18/90%

Иногда бывают трудности, но это не имеет отрицательных последствий – нормальное отношение.

1/5%

Замечаю, что ребенок опасается воспитателей, - отношение оставляет желать лучшего.

0

Затрудняюсь ответить

1/5%

Насколько в детском саду созданы условия для сохранения здоровья детей? Заботится ли детский сад о сохранении здоровья детей?

Да, чувствуется, что здоровье детей является одним из приоритетов в работе детского сада.

12/60%

Санитарные нормы соблюдаются, но не более того.

7/35%

Условия пребывания в детском саду ухудшают здоровье детей.

0

Затрудняюсь ответить.

1/5%

Как, на Ваш взгляд, проводятся родительские собрания?

На собраниях скучно: «проводятся для галочки».

2/10%

Иногда родительские собрания проводятся интересно.

3/15%

Собрания проводятся с пользой для родителей, на собраниях всегда интересно, разнообразно.

15/75%

Ваше мнение:

0

Хотели ли бы Вы принимать участие в мероприятиях ДОУ?

Да, в качестве зрителя.

5/25%

С удовольствием поучаствую, окажу помощь в проведении мероприятия.

13/65%

Нет.

2/10%

В какой форме Вы хотели бы участвовать в работе ДОУ?

Состоять в родительском комитете, Совете ДОУ.

2/10%

Выполнять посильные просьбы педагогов.

7/35%

Принимать участие в воспитательно – образовательном процессе (участие в праздниках, выставках, конкурсах).

11/55%

Ваше предложение:

0

Каким способом Вы получаете информацию о деятельности ДОУ?

Через сеть Интернет - сайт ДОУ, мессенджер.

11/55%

Информационный стенд в группе, ДОУ.

6/30%

Через общение с воспитателями, заведующей, другими сотрудниками ДОУ.

3/15%

Не получаете.

0

Нравится ли Вашему ребёнку посещать  детский сад?

Нет, не нравится. Он часто плачет, не хочет оставаться в группе.

0

Иногда не хочет идти в детский сад.

1/5%

Всегда ходит с удовольствием.

19/95%

Вывод:

Проанкетировано 20 семей воспитанников, что составляет 100%  от общего числа воспитанников посещающих данную группу, в которой проводилось анкетирование.

При ответе на вопрос о том, почему выбрали, именно это дошкольное учреждение 25% респондентов отметили, что доброжелательный коллектив, который создает психологический микроклимат, 75% отметили именно педагогов обеспечивающих разностороннее развитие детей, 90% отметили доброжелательное и внимательное отношение к детям. 65% опрошенных считают приоритетным заботу о здоровье воспитанников.

В ходе анкетирования родителям предлагалось оценить уровень взаимодействия учреждения с родителями. Большинство респондентов, принявших участие в опросе, отметили, что им доступна полная информация о жизнедеятельности ребенка в детском саду, и педагоги оказывают разнообразную помощь в вопросах воспитания. 75% родителей отметили, что  проведение родительских собраний  всегда разнообразно, 100% опрошенных отметили полную осведомленность о деятельности ДОУ.

95% родителей отметили, что их ребенок посещает детский сад с удовольствием. Это означает, что посещение детского  сада  интересно, познавательно и доставляет радость ребенку.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным.

 С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями, направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.

Таким образом, по результатам анализа анкетирования можно отметить, что родители высоко оценивают работу дошкольного учреждения, желание детей посещать детский сад, высокую компетентность педагогов.

Уровень  удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством  предоставляемых образовательных услуг в ДОУ составляет 100%.

Ченцова Юлия Владимировна

раб. 8(39135)22360


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графических навыков у дошкольников

Рекомендации для родителей как подготовить руку ребенка к письму....

Гигиенические правила при формировании графических навыков у дошкольников.

Здесь описаны необходимые требования для успешного и комфортного обучения детей письму и печатанию, а также примеры гимнастики для рук, шеи, глаз и позвоночника....

Консультация для родителей «Формирование графических навыков у дошкольников»

Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение каранд...

Консультация для родителей "Формирование графических навыков у дошкольников"

Эта консультация нацеливает родителей на необходимость формирования графических навыков у детей 5-7 лет.  Недостаточный уровень сформированности графических умений приводит к трудностям в освоени...

Памятка для воспитателей и родителей "Гигиенические правила при формировании графических навыков у дошкольников"

Данная статья полезна как для воспитателей ,так и для родителей. В ней рассказывается о том как должна лежать тетрадь, как правильно держать карандаш, как правильно сидеть при формировании графических...

Формирование графических навыков у дошкольников

Полезная информация на стед рекомендаций для родителей....