Цикл консультаций для родителей по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной - пространственной среды.
·
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цикл консультаций для родителей по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста | 802.74 КБ |
творческая гостинная для родителей | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл консультаций
для родителей по художественно-эстетическому развитию
детей дошкольного возраста
"Как организовать домашнее занятие по рисованию"
Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной - пространственной среды.
По этому так важно для домашних занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.
В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для малыша.
Для рисования, прежде всего, потребуется бумага - листы из альбомов, листы большого формата: ватман или рулоны обоев. На такой бумаге ребёнку удобно рисовать и карандашами и красками, она не промокает и не коробится. Кроме того, большие листы позволяют ребёнку не ограничивать движение руки.
Позаботьтесь о форме листа бумаги, это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких либо предметов (посуды, одежды).
Запаситесь цветной бумагой или затонируйте часть альбомных листов. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведите в нём гуашь, интенсивность цвета будет зависеть от количества используемой краски. Затем окуните туда поролоновую губку слегка отожмите её и равномерно нанесите разведённую гуашь на лист бумаги, направляя руку слева на право. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы. Таким образом, вы готовы предложить малышу разную по форме, цвету и размеру бумагу. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё.
Первые краски, с которыми знакомится малыш- гуашь. Гуашь выпускается в пластиковых баночках с цветными крышками, для малыша это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски. Для начала малышу достаточно четырёх шести цветов, а затем ему можно дать весь набор красок.
Гуашь- это кроющая, непрозрачная краска, по этому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой, до консистенции сметаны.
Покупая кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке, чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти № 18-20.
Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, очень удобны баночки непроливайки с крышечками, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с неё, а также подставки, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если малыш решит отложить рисование.
Наиболее распространённым изобразительным материалом являются цветные карандаши, в коробке их может быть 6, 12, 24 штуки. Малышу лучше рисовать мягкими цветными или графитными (М, 2М, 3М) карандашами. Ребёнку удобно брать в руки и удерживать толстые карандаши диаметром 8-12 миллиметров, карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребёнка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан для рисования.
Для рисования ребёнку можно давать и пастель - короткие палочки матовых цветов. В коробке их бывает обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо аккуратно- мелки ломкие, хрупкие требуют повышенной аккуратности и осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью - закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкаются, легко облетают, хранят пастельные работы, в папке переложив их тонкой бумагой.
Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки представляют собой короткие восковые палочки, карандаши тоньше и длиннее. Ими легко и мягко получается широкая фактурная линия. В руке их держат также как и обычные карандаши.
Для рисования часто ребёнок использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут.
Как правильно подготовить рабочее место.
Вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельности материал, а теперь позаботьтесь о рабочем месте для рисования. Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение. Помните, свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту малыша, постелите на стол клеенку. Посадите малыша за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь за столом. На первых занятиях рисованием предложите малышу только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух трех цветов. Не открывайте баночки. Когда ребенок выдерет одну из них, покажите, как её открыть. Если, заглянув внутрь, малыш захочет взять краску, не останавливаете его, пусть экспериментирует. Проведя рукой по бумаге, он с удивлением обнаружит оставшийся след, А теперь можно показать, как надо рисовать кисточкой. Когда появились первые линии, штрихи, пятна, спросите: Что это такое?, Что у тебя получилось?. Пофантазируйте вместе с детьми, ищите сходства с уже знакомыми предметами и персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для малыша. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться дольше 20-25 минут.
В конце занятия обязательно похвалите малыша, покажите его рисунок всем членам семьи.
Как оформить детские рисунки.
Вместе с ребенком выберите те рисунки, которые ему нравятся. Из плотной бумаги вырежьте рамку так, чтобы она была чуть меньше рисунка, наложите её на рисунок. Такая рамка называется паспарту. Можно аккуратно обрезанный рисунок наклеить на плотный, большой по размеру лист бумаги, цвет которого вы выберите сами, чтобы он гармонично сочетался с рисунком. Повесьте "картину" так, чтобы ребенок мог в любое время подойти и рассмотреть её. Кроме того, постарайтесь выделить отдельную полку или ящик в столе для хранения папок с рисунками.
Материалы для детского творчества
своими руками
Краски, мелки, пластилин и прочие материалы для творчества нужны детям для создания шедевров, поэтому такие материалы расходуются очень быстро. А что, если приготовление красок, мелков тоже сделать маленьким творческим приключением?
Совместная деятельность родителя и ребенка очень ценна, она усиливает эмоциональную связь, способствует созданию семейной творческой атмосферы. Показывая своему ребенку, что многие вещи можно сделать своими руками, вы развиваете его фантазию, творческое воображение, креативности, обучаете строить творческие ассоциации при взгляде на обычные предметы. Кроме того, ребенок ощущает свою значимость, научившись делать пластилин или краски. Удачных вам совместных поделок!
Пластилин для лепки
Масса для лепки, которую мы приготовим упругая и пружинистая. Для этого нам понадобятся продукты:
- 1 стакан муки;
- ½ стакана мелкой соли;
- 6 столовых ложек лимонного сока;
- Вода;
- 1столовая ложка растительного масла;
- В качестве красителей – любые краски;
- Емкости для хранения.
Смешиваем муку и соль в емкости, пользуемся одним мерным стаканом. В мерный стакан наливаем 6 столовых ложек лимонного сока и туда же доливаем столько воды, чтобы получился полный стакан жидкости. Выливаем жидкость к мучной смеси, добавляем масло. Все перемешиваем ложкой до однородной консистенции. Затем получившуюся смесь разливаем по мисочкам; их должно быть столько, сколько цветов пластилина хотим получить в итоге. Добавляем в каждую мисочку краски (гуашь, акварель, пищевые красители) и перемешиваем смеси. Выливаем смесь на антипригарную сковороду и на самом медленном огне энергично помешиваем массу до загустения. Густеет она сразу, но чем дольше вы вымесите смесь. Тем более упругим получится пластилин. Этот пластилин получится таким же упругим, как и магазинный. Хранить его следует в герметичных емкостях, срок службы около 6 месяцев.
Краски из мелков
Из остатков цветных мелков для асфальта получаются яркие краски! Ими можно рисовать и на бумаге, и на мольберте и на асфальте.
Для этого нужно измельчить мелки в порошок. Насыпать порошок в емкости и налить в каждую из них столько горячей воды, чтобы консистенция красок была полужидкая, как тесто на блины. Рисунки по мере высыхания становятся яркими.
Аквагрим
Большинство детей любят, чтобы им на лице нарисовали какого либо героя или животного, но обычно аквагримеры бывают на праздниках или мероприятиях. Так почему же не устроить гримерную прямо дома хоть каждый день? Это станет возможным благодаря собственным краскам для кожи. Для их изготовления нужны:
- 1 часть крахмала (кукурузного или картофельного);
- 1 часть детского лосьона для тела;
- ¼ часть растительного масла;
- Краски, отмывающиеся с кожи
- Баночки для хранения красок (можно емкости из-под гуаши)
В емкости смешиваем равные части крахмала и лосьона, добавляем растительное масло. Окрашиваем смесь краской. Вы должны взять те краски, по поводу которых уверены, что они смываются с кожи и не оставляют следов: это могут быть детские пальчиковые краски, детская темпера, акварель. Хорошо, если на краске стоят пометки «non toxic»(нетоксичный), «washable»(смывается водой). Хорошо размешав окрашенную смесь, вы можете провести тест на аллергию: нанесите готовую краску на кожу за ухом и в течении некоторого времени понаблюдайте за состоянием кожею если нет покраснений и других жалоб, то аллергии нет.
Готовые краски накладываем в емкости с крышкой. Можно даже собрать чемоданчик гримера – положить туда зеркальце, кисточки, спонжи. Краски получаются кремообразными, густыми, хорошо ложатся на кожу, смешиваются между собой, хорошо пахнут, отлично смываются водой. Хранить аквагрим необходимо в холодильнике. И не беда, если вы не умеете рисовать в сети интернет можно скачать всевозможные пошаговые схемы.
Эксперименты дома — рисунок на молоке
Увлекательные занятия эти нетрадиционные техники рисования или создания изображений различными методами. Один из которых — создание узоров на молоке.
Очень часто интересные идеи для творчества рождаются на стыке науки и искусства, благодаря необычным свойствам веществ и реакции их друг на друга. В данном виде искусства используются различные плотности и свойства жидкости, с разным поверхностным натяжением и диффузия одной жидкости в другую и невероятные превращения и эффекты, которые получаются в результате реакции. Долгими зимними вечерами, когда все игры переиграны, книжки перечитаны и все рисунки перерисованы, мамы задаются вопросом: — Чем бы занять своего непоседливого малыша? Неплохой альтернативой традиционным занятиям, могут стать эксперименты в домашних условиях. Вы можете превратиться в волшебницу для своего ребенка и пробудить в нем любопытство и интерес к творчеству. Интересные и несложные эксперименты, которые легко и безопасно можно организовать и провести, позволят дать начальное представление об удивительном мире науки и вызовут живейшее любопытство у малышни.
Для смелых творческих экспериментов понадобятся очень простые и безопасные ингредиенты:
- цельное молоко. Важно, чтобы оно было не обезжиренное, лучше, если домашнее.
- разведенные в воде красители, пищевые или для ткани. Их можно приобрести в магазинах для художников или взять порошок и растворить в воде самим.
- жидкое мыло или средство для мытья посуды.
- плоский лоток или тарелка.
Для начала, наливаем немного молока в тарелку и даем ребенку баночки с красками, из которых он на молоко должен в произвольном порядке накапать по нескольку капель красок разных цветов. Получившийся рисунок уже будет весьма интересным. Но это еще не все. В нашу емкость нужно капнуть немного жидкого мыла или средства для мытья посуды. И дальше только наблюдать за происходящим в тарелке чудесным превращением и движением. Каждая капля, попадая на поверхность, запускает фантастическую пляску цветов. Ребенку безумно понравится сам процесс и его неожиданные результаты.
Наблюдать за удивительными превращениями очень интересно и весьма поучительно. Кроме того, эту удивительную череду превращений можно сфотографировать и напечатав интересные абстрактные фотографии, украсить, результатами совместного творчества с детьми, интерьер. Фотографий может получиться много, ведь движение и преобразование в тарелке будут продолжаться длительное время. Проведя такой интересный опыт, в следующий раз можно предложить ребенку поучаствовать самому в процессе и попробовать формировать рисунок.
Для этого подготовительный этап будет таким же, но жидкость для мытья посуды не наливаем в молоко, а макаем в нее обыкновенные ватные палочки и даем ребенку. Когда он опустит их в молоко, начнется процесс превращения и малыш сможет участвовать в создании узоров.
Предварительный просмотр:
Творческая гостиная для родителей
«Народная игрушка как часть этнокультуры »
Цель: пробудить интерес родителей и детей к традиционной игрушке народов Севера.
Задачи: расширить представления детей и родителей о культуре народов Севера – ханты; активизировать родителей на участие в совместном творчестве; развивать любознательность, коллективизм.
Предварительная работа:
- изучение истории возникновения куклы Акань;
- изучение технологии изготовления куклы;
- создание электронной презентации.
Индивидуальная работа с родителями и воспитанниками: организация бесед по сбору информации о жителях нашего края.
Материал:
- презентация «Игрушка как часть народной традиции»,
- сценарий,
- иллюстрации с изображением ханты и манси, их быт,
- предметы домашней утвари,
- украшения из бисера, костюмы.
- Для практической части: ножницы, различные лоскутки ткани.
Участники: воспитанники и родители МАДОУ ДС№52 «Самолетик»
Ход мероприятия:
Ведущий. Среди важнейших задач, стоящих перед детским садом, первостепенное место занимают задачи значительного повышения эффективности эстетического воспитания и художественной культуры, изучения традиций различных поколений.
Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру хантыйского народа, поскольку ситуация, в которой он оказался к концу XX в., вызывает тревогу. Поэтому перед всем человечеством стоит глобальная проблема сохранения малочисленных народов, их культуры. Решение данной проблемы является создание системы просвещения, которая призвана ознакомить некоренное население, проживающее на территории коренных аборигенов, с особенностями образа жизни хантов, их самобытной культурой, уникальной историей и традициями.
Кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому куколки, довольно, часто носились как талисманы.
Ведущий. Остановимся подробнее на игрушках детей хантов и манси. (Презентация) Первая кукла-игрушка у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой девочки ханты есть собственный рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором – куклы с их нарядами. Уже с 5 и до 7 лет девочка сама может сделать куколку. Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони, таким образом куклы растут вместе с девочкой. Минимальный размер куклы – не меньше мизинца.
По традиции ханты считается, что кукла больших размеров уже похожа на человека, а маленькая применяется в поминальной практике. Среди кукол-малюток есть изображение младенца в люльке.
Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол, нельзя создавать персонажи, копирующие конкретных живых людей. Кукла не должна содержать личностных характеристик какого-либо человека во избежание принятия его души.
По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, образовавшие голову и туловище, расправляются и хранятся самостоятельно. Главная особенность куклы-игрушки – ее временный характер. Постоянными являются только ее одежда.
Время общения с куклами возможно только в светлое время суток. В самом периоде детства имеются ограничения на игру: к 10 -11 годам она уже практически прекращается.
Куклы изготавливаются из различных материалов, в зависимости от задуманного мастером персонажа, они изображают людей и растения. При этом растения наделены какими-либо элементами человеческой одежды, как правило, платком. Глядя на куклу, можно сказать, какой женщиной вырастет сделавшая ее девочка.
В игровом мире могут присутствовать элементы дерева. Это касается сосновых и кедровых шишек, которые используются для изготовления кукол - шишек. Они представляются духами-покравителями кукольной семьи. В фольклоре ханты существует метафора, где шишки обозначают смену человеческих поколений: «Когда настанет время, посыпятся кедровые шишки, сосновые шишки…» Такая форма является иллюстрацией представлений о рождении нового поколения людей.
Ведущий. Вот сегодня, я вам предлагаю самим изготовить куклу «Акань». Весь материал у вас на столах, техника выполнения проста. (Презентация)
Чтобы смастерить куклу, нам понадобится:
• 2 лоскутка яркой ткани размером 10,5х3 см.;
• 2 лоскутка яркой ткани размером 5х5 см.;
• 2 лоскутка яркой ткани шириною 0,6 см., длиною – 12-15 см.;
• 1 лоскуток светлой ткани размером 15х15 см.
Лоскут ткани размером 10,5х3 см. дважды складывают от краев длинной стороны к средине (рис. 1) и скручивают в скатку (рис. 2). Скрученный лоскут перегибают пополам (рис. 3).
Треть длины куклы определяют как голову, другие две трети – низ куклы. На голову повязывают платок. Для этого небольшой кусок ткани размером 5х5 см. складывают по диагонали. Платок накидывают концами крест-накрест, концы заводят за спину, не завязывая узел (рис. 4).
Затем куклу плотно заворачивают в другой лоскут ткани размером 10,5х3 см. (рис. 5) и перевязывают поясом (рис. 6).
Второй платок повязывают на голову кукле так, чтобы был виден край нижнего платка (рис. 7). Концы платка не фиксируют узлом, а стягивают вторым поясом. Узел пояса и его свободные концы остаются за спиной куклы (рис. 8).
Ведущий. Многообразие кукольных персонажей по истине велико. Каждый персонаж неповторим и интересен.
Занимаясь изготовлением игрушки, ребенок приобщается к особенностям удивительной культуры, расширяет и пополняет свой внутренний мир, лучше понимает людей, с которыми делит этот чудесный уголок земли, который для всех является родиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл консультаций для родителей по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. В социальном развитии ребенка-дошкольни...
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...
«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.»
Консультация для родителей...
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...