"Развитие мелкой моторики пальцев рук"
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики пальцев рук»
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «Двое белых лебедей - у каждого по пять детей?», «У двух матерей по пять сыновей и одно имя всем?», в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают», «Руку не протянешь, так и ложку не достанешь», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Голова научит, руки сделают», « Не бывает скуки, коли заняты руки», « Не сиди сложа руки, так не будет и скуки», «С руками нигде не пропадешь».
Что родители знают о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики все больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки; сжимаются, чтобы пощупать свой «улов», и разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и все чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что стоит за всеми этими действиями?
В то время как вы умиляетесь «кульбитам» этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребенок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познает мир и... умнеет.
Поэтому чем больше внимания вы уделяете кистям малыша (поглаживаете и разминаете пальчики, загибаете и разгибаете их), тем активнее у него развиваются мозг и речь. Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу В.А.Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: это один из способов развития мелкой моторики, развития речи, в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, ум, речь.
Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Многие родители, слышали понятие «развитие мелкой моторики», но как её развивать и для чего это необходимо делать, знают далеко не все. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.
Известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается Ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие (речи, внимания, мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти). Таким образом, ловкие, умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития.
Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?
- Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и тд.
- Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.
- Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхностей, формы и тд.
- Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.
- Общупывание (обхват, потирание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев.
Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. Для того, чтобы малышу не было скучно просто выполнять упражнения, их можно разнообразить интересными и забавными играми. При подборе игровых упражнений следует использовать такие принципы: - игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях; - постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простого до разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью кистей пальцев рук. Для развития мелкой моторики рук существуют уникальные тренажеры. Их назначение многоплановое и многоцелевое. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребенка.
Чтобы пальцы были гибкими, мы с детьми рассказываем потешкии или играем в пальчиковые игры со словами: «Сорока-ворона кашу варила…» или «Этот палец - дедушка, этот палец - бабушка…», а можно рассказать целую сказку, например: «Колобок».
Тонкие дифференцированные движения рук формируются и совершенствуются в работе с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой. Полезны ежедневные упражнения для пальцев и кистей рук: сжимать руку в кулак и разжимать, показывать пальцы по одному. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими.
Виды пальчиковой гимнастики.
- Игры с резиночками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.
- Игры с кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.
- Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой-либо предмет (стол, стул и др.), что способствует развитию фантазии, воображения.
- Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
- Игры со спичками (без головок), палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.
В процессе совместной деятельности речь детей активизируется, т.е. они проговаривают последовательность своей работы. Существует немало других материалов для работы.
- Бумага, бумажные полоски, которые можно сминать, сгибать, рвать на части. Этот способ увлекателен и доступен для детей среднего возраста. Ребенок не только узнаёт свойства различных видов бумаги, но и согласовывает свои действия и усилия, что положительно сказывается на развитии моторных функций руки.
- Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров) словно приобретают вторую жизнь в детских руках, предоставляя широкий простор для творчества и конструирования.
- Тонкая медная проволока в пластмассовой изоляции применяется для развития пальчиковой моторики. Возможности этого материала неограниченны: его можно скручивать, сгибать, ломать, мять и распрямлять. Такие игры ведут детей к новым открытиям, фантазиям.
- Шариковая ручка используется в подготовительной к школе группе для чеканки. Этот вид ручной деятельности очень актуален, поскольку помогает научить ребенка соразмерять свои усилия, овладеть навыками легкого прикосновения карандаша к бумаге и скользить по ней. Еще одна важная форма работы - графические упражнения, к которым относятся «Веселые прописи», «Игры и занятия с клеточками». Они способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку ребенка к обучению письму, развивают аккуратность, графические умения, глазомер.
- Рисование. Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребенка, помогают почувствовать границы фигуры.
- Плетение, бусинки, узлы- нанизывание бусинок, вязание узлов и заплетание косичек помогают маленьким пальчикам приобретать сноровку. Игра с шерстяной пряжей и нитками развивает тактильное восприятие – чувствительность внутренней стороны ладони и особенно подушечек пальцев.
- Аппликация - занятие аппликацией развивает мелкую моторику, совершенствует и координирует движения рук, дети учат цвета, геометрические формы, законы симметрии. Кроме того, им очень нравится наклеивая различные фигуры, получать красивые картинки, которыми потом так гордятся их родители.
- Лепка – укрепляет мышцы. Пластилин или пластик обучает детские ручки десяткам движений. Его можно скатывать, сжимать, мять, придавать ему разную форму. Лепка помогает снимать мышечное напряжение. Так же действует на ладошки замешивание и раскатывание теста и лепка пирожков вместе с мамой.
Создание игровой мотивации и сюрпризные моменты делают занятия более увлекательными, эмоциональными и способствуют развитию мышления, представлений, инициативы и творчества. Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и семье способствует: - получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов; - закреплению положительных эмоций; - возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства; - развитию речи, воображения, фантазии, смекалки; - подготовке ребенка к последующему обучению в школе. У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук»
В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Установлено, что уровень развития р...
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в развитии.
Описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в развитии...
Развитие мелкой моторики пальцев рук; Развитие мелкой моторики в домашних условиях
Документ содержит две памятки для родителей...
«Игры с пластиковыми крышками и развитие мелкой моторики пальцев рук, а так же развитие творческих способностей дошкольников»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторик...
Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего возраста. 2015г. «Загадочные пуговки» Цель игры: • Развитие умения узнавать и называть цвета. • Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игровой материал: Представлено полотно, р
Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего возраста. 2015г. «...
Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"
Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...
Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...