Всё о детских рисунках.
консультация на тему
Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге всё, что чувствуют и замечают вокруг. И если вглядеться внимательно в самый обычный детский рисунок, можно увидеть всё, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybor_tsveta_v_detskih_risunka.docx | 681.05 КБ |
govoryashchiy_risunok.docx | 90.75 КБ |
harakteristiki_risunkov_detey.docx | 93.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦВЕТА В ДЕТСКИХ РИСУНКАХ
Красный - цвет выбирают активные непоседы, довольно непослушные, но открытые всему новому. Эти малыши много бегают, шалят, игнорируют заперты. В то же время для них очень важна похвала. Главная задача родителей - направить их энергию в созидательное русло, приучить к усидчивости, тогда им будет по силам любая цель. Успокоить их можно, добавив в их жизнь немного синего, например, покрасив стены детской в голубой оттенок.
Оранжевый - выбирают гиперактивные детки, дети солнца. Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, общительным и веселым, непосредственным, часто меняющим свое мнение.
Желтый - выбирают мечтатели, фантазеры, шутники, дети, которые могут прекрасно занять сам себя, часами играя в одиночестве. Родители удивляются: у сына много дорогих развивающих игрушек, а кроха увлеченно играет камушками или веточками, принесенными с прогулки, или простыми кубиками вместо навороченной железной дороги. Эти дети – творческие натуры, оптимисты, но мало приучены к порядку и не способны принимать решения.
Зеленый - символ настойчивости и даже упрямства, независимости, любознательности, уравновешенности, благородства и честолюбия. Предпочитающим в своих рисунках темно-зеленый цвет детям недостает внимания и любви. У такого ребенка высокий интеллект и развитая фантазия.
Голубой - символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет обычно выбирают мальчики.
Синий - выбирают детишки медлительные, спокойные, обстоятельные. Они любят делать все не торопясь, размышляя, а на любое свое «почему» ждут обстоятельного и подробного ответа. Рано учатся читать и делают это с удовольствием, охотно делятся своими игрушками с другими детьми. Но если синими рисунки стали внезапно, возможно, ребенку не хватает покоя. Об особом напряжении свидетельствует сочетание синего и зеленого. Дети, рисующие только этими цветами, скорее всего, замучены родительскими запретами и ограничениями, которые боятся нарушить. Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу и хотя бы временно сменить кнут на пряник.
Фиолетовый - цвет фантазеров, людей творческих с отличной интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям. Этот цвет предпочитают ранимые и гиперчувствительные дети.
Коричневый - начинает преобладать в рисунках, если малышу неуютно или он болен (возможно, у него в принципе слабое здоровье). Этот цвет – поиск надежного и безопасного убежища при внутренних и внешних проблемах.
Серый - любители этого цвета - незаметные, скрытные, замкнутые и стеснительные малыши. Этот цвет детишек, окружение которых взрослое: малыша ограждают от других детей, любо сами дети по каким-то причинам не принимают его в свою «стаю». Серый может появиться и в том случае, если кроха перегружен кружками и секциями: стоит подумать, так ли нужен чаду ежедневный английский в сочетании с уроками пения и игры на фортепиано.
Черный - очень мрачный цвет, и это пугает родителей. На самом деле, лет до 4-5 дети выбирают его потому, что он наиболее контрастен по отношению к белой бумаге, поэтому бояться его не следует. О серьезных проблемах предпочтение черного цвета начинает говорить гораздо позже. Но если дочь, раньше видевшая мир в розовом цвете, вдруг стала приносить из сада только черно-белые рисунки, стоит поинтересоваться, не поменялась ли у нее воспитательница? Психологи считают, что черный могут выбирать и дети, которые хотят донести что-то (не обязательно неприятное) до взрослых, но не могут понять, как это сделать. Иногда этот цвет может означать депрессию, враждебность, чувство безнадежности.
Розовый - ассоциируется с нежностью, робостью, женственностью и эмоциональностью. Поклоннице розового требуется повышенное внимание, ей жизненно необходимо чувство безопасности.
Безусловно, цвет – это важно. Однако важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде «если рисунок сделан черным – ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным – он чрезмерно агрессивен». Стоит насторожиться, если рисунки из красочных резко стали темными, а линии угловатыми, а также если присутствуют зачеркивания.
Предварительный просмотр:
Говорящий рисунок
Задумывались ли вы когда-либо о том, что кроется за творчеством вашего ребенка? Конечно, многие родители бережно хранят рисунки своих малышей, несмотря на то, что порой это просто бессмысленные каракули. И наверняка вы задумывались над тем, что изображено на рисунке, почему ребенок воспользовался тем или иным цветом и что повлияло на его решение отразить именно эту идею. Зная правила расшифровки, мамы и папы могут многое узнать о фантазиях и потребностях ребенка.
Психологи, работающие с детьми, очень часто предлагают ребенку нарисовать картину и, конечно же, они более детально подходят к рассмотрению творчества для определения дальнейшего общения с ребенком. Мы же с вами рассмотрим основные моменты, на которые стоит обратить внимание и сделать выводы, даже не имея образования психолога.
Расставляем приоритеты
Начиная с четырехлетнего возраста, посредством рисунка дети могут показать нам, как они воспринимают иерархию вещей, располагая те или иные предметы в центре листа, а другие — вокруг них. Кроме того, можно обратить внимание на размер изображаемых объектов или фигур людей. Так ребенок показывает не только свое отношение к реальным объектам, но и то, как он осознает их важность в своей жизни.
Работаем с пространством
Взгляните на рисунок ребенка и скажите, какую часть пространства листа занимает его творение? Использует ли он лишь незначительную часть листа? Если да, это может быть признаком робости и неуверенности в себе. Уверенный в себе ребенок обычно использует все предоставленное ему пространство, начиная рисунок с центра и затем двигаясь к краям листа.
Соблюдает ли ребенок границы листа? До определенного возраста дети действительно не могут придерживаться данных рамок. Но, начиная с четырех лет, несоблюдение границ может свидетельствовать о нарушении сенсорно-моторной координации. В таких случаях нужно помогать ребенку, проявлять заботу и внимание, учить его рисовать в пределах заданных границ. Наиболее простое упражнение: расчертить на квадраты лист бумаги и рисунок-образец, чтобы ребенок сумел его срисовать.
Попытка заполнить все пустое пространство листа также может стать «говорящим» фактором. Психологи сравнивают желание ребенка зарисовать все пробелы на листе с желанием заполнить «пустоты» в его жизни. Это — выражение беспокойства. Ребенку может не хватать внимания, теплого отношения, заботы. Быть может, его лишили того, к чему он привык. Часто это указывает на проблемы в семейных отношениях. Если вы заметили подобное в рисунках своего ребенка, задумайтесь о том, что происходит у вас в семье.
В любом рисунке следует обращать внимание на нажим карандаша или фломастера. Сильный нажим расскажет о силе напряжения ребенка, его избыточной энергии или тревоге.
Семейный портрет
Ребенок каждый день полон новых идей, и рисунки его не похожи один на другой. Если вы решили серьезно подойти к вопросу анализа творчества вашего чада, предложите ему нарисовать свою семью. Рисунок данной тематики может показать, насколько уютно вашему малышу дома. При этом не давайте ребенку никаких указаний.
Помимо основных правил, описанных выше, обратите внимание на то, где ребенок изображает самого себя. Если в центре между папой и мамой или на первом плане, то он чувствует себя нужным, ему комфортно в семье. Ну а если малыш нарисован отдельно от всех или на заднем плане — это знак.
1. Отсутствие самого автора рисунка говорит о его трудностях в отношениях с близкими.
2. Чем авторитетнее человек в глазах малыша, тем он крупнее на рисунке.
3. Обратите внимание, есть ли на рисунке придуманный член семьи? Если да, то малыш, скорее всего, получает недостаточно внимания и хочет быть кому-нибудь нужным.
4. Если же на рисунке нет кого-то из членов семьи — это говорит об отсутствии эмоционального контакта с данным человеком.
5. Если ребенок рисует себя очень маленьким, где-то в уголке листа — у него заниженная самооценка.
6. Расстояние между изображенными членами семьи говорит об их эмоциональной близости или отдаленности.
7. Цветная гамма рисунка — индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует себя или наиболее близких людей, и наоборот.
8. Наличие на рисунке солнца — символ тепла и уюта.
9. С помощью рисунка можно определить и особенности общения ребенка с теми людьми, которые изображены на нем. Обратите внимание на прорисовку лица. Не прорисовка какой-либо детали говорит об отсутствии этой функции при организации взаимодействия. Отсутствие ушей — неумение этих людей слышать и слушать ребенка, отсутствие глаз — недостаточность зрительных контактов. Если на рисунке у людей нет рук, это значит, что рисующий не акцентирует внимание на них: его не гладят, не ласкают, не прижимают к себе. Большие, огромные руки — наоборот, свидетельство рукоприкладства при воспитании. Большой величиной дети указывают на свой страх к этой части тела.
Самый умный, по мнению ребенка, член семьи изображается с наибольшей головой. Персонажи с большими глазами для малыша — это те, которым нужна помощь. А люди с большими ушами — те, которые слушают окружающих. Изображенные с большим ртом воспринимаются как источник опасности. Если рот отсутствует или нарисован в виде черточки, этот человек, по мнению ребенка, скрывает свои чувства, не может выразить их словами. Чем больше пальцев на руке, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит о коммуникабельности. Короткие руки — о нерешительности.
Солнце на рисунке — символ тепла и уюта.
10. Отношение к нарисованным фигурам можно определить, анализируя детали одежды у нарисованной фигуры: у любимого человека на одежде много разных деталей. Это могут быть пуговицы, брошки, кармашки, цветочки, оборки. Также происходит приукрашивание его внешнего вида: корона на голове, королевский наряд, красиво уложенные волосы.
После того как рисунок готов, обсудите с ребенком его содержание. Во-первых, малышу польстит внимание к его творчеству, и если он действительно расположен к беседе, то даст вам дополнительную информацию для анализа, во-вторых, если вы посчитаете нужным объяснить значение его картины с вашей точки зрения, он посчитает вас настоящим волшебником и любящим родителем, который все знает и понимает.
Удачи и взаимопонимания вам с вашими детьми!
Предварительный просмотр:
Характеристики рисунков детей
При интерпретации детских рисунков очень важно учитывать возрастные особенности и возможности, проявляющиеся на разных стадиях развития.
Двухлетний ребенок обычно рисует каракули, если ему дают лист бумаги и карандаш. Его движения хаотичны и случайны. Он может рисовать точки и чёрточки, заполняя пустые места пространства, передвигаться по листу.
Трехлетний ребенок уже рисует круги, петли, арки и линии. Пожалуй, это самая ранняя попытка изобразить знакомые ему объекты, но на листе это выражается в неузнаваемых формах, и он их может назвать — "мама", "папа".
Четырёхлетний ребенок способен организовать петли и кружки в горизонтальной плоскости. Он может также добавлять линии к кружочкам, изображая ими руки или ноги человека. Ребёнку четырёх лет доступна только ориентация слева направо на листе.
Пятилетний ребенок комбинирует круги, арки, линии для создания известных объектов. В этом возрасте большинство детей уже могут рисовать перекрёсты, т.е. пересекать горизонтальные линии вертикальными.
К шести годам ребенок уже способен к интегрированному рисунку и имеет отличный контроль над движениями (для того чтобы достаточно точно изобразить видимый мир). Он может строить изображения в наклонной плоскости, "выстраивать" вертикальные серии, а также с успехом ставить точки, которые не являются кругами.
Как правило, лишь к 7-8 годам ребенок начинает хорошо предвидеть соотношения элементов для того, чтобы отображать движение в рисунке. До этого возраста рисунки, как правило, статичны, и фигуры не имеют никакого отношения друг к другу.
После 7 лет ребенок способен выполнять хорошо интегрированную картинку. К этому возрасту у него уже развита в достаточной мере образная и моторная регуляция, что позволяет ему перенести на бумагу образ, который у него есть в воображении.
Анализ детских рисунков в домашних условиях
Если Вы решите проанализировать рисунки своего ребенка, то можно пойти разными путями:
- рассмотреть уже имеющиеся рисунки (картина будет особенно четкой, если есть возможность увидеть динамику, т.е. если Вы храните и систематизируете детские рисунки) – анализ повторяющихся сюжетов и цветов;
- попросить ребенка нарисовать что-то определенное, но при этом не подсказывать, а лишь наблюдать (нужно предоставить ребенку карандаши или краски самых разных цветов) – анализ цветовой гаммы;
- попросить ребенка нарисовать то, что ему хочется – анализ сюжета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности детского рисунка. Содержание рисунка
Особенности детского рисунка. Содержание рисунка...
Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка
УЧАСТИЕ ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВОСПИТАНИЕ ИОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА», Номинация «Загадки Вселенной (приурочен...
Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка
УЧАСТИЕ ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА», Номинация «Загадки В...
Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка
УЧАСТИЕ ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРС ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА", ...
Как понять ребенка по его рисунку? Психология детского рисунка.
В статье описаны несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка....
Детский рисунок. Этапы нормативного развития рисунка
Данная статья будет полезна как родителям, так и воспитателям ОУ...
Детский рисунок - участник всероссийского конкурса детского рисунка
УЧАСТИЕ ВО II ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА, В РАМКАХ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА», Номинация «Загадки В...