Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность процесса адаптации.
консультация (младшая группа) на тему
Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность процесса адаптации.
Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.
Во-первых, это состояние здоровья и уровень развития ребенка. Ослабленный, болезненный ребенок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляется. Он может отстать в физическом развитии, иметь меньшие показатели и по росту и весу, развитию движений. Все это с особой очевидностью проявляется в первые же дни посещения детского сада. Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими людьми. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.
На поведение детей накладывают отпечаток и особенности нервной системы, ее тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения.
Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные процессы, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро.
Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. Длительных игр они не любят, предпочтение отдают шумным играм. В первые дни поступления нельзя резко ограничивать таких детей в действиях. Обращаться с ними следует очень ровно, спокойно, не допускать перевозбуждения их нервной системы.
В противоположность легковозбудимым есть и такие дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность может в этот период усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения. Воспитатель должен помочь этим детям освоиться в новой обстановке. При этом нельзя раздражаться по поводу их медлительности. Надо настойчиво и спокойно учить их действиям с предметами и игрушками, терпеливо закреплять приобретенные навыки и формировать новые. В первые дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время для освоения нового, для знакомства с окружающим. Нетерпеливый подход воспитателя к ребенку может привести к осложнениям в его поведении, к затруднениям в адаптации.
Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они и не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового. Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной системы ребенка в период адаптации к детскому саду может привести к осложнениям в его поведении.
Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к няне, чтобы узнать о чем-нибудь, обратить внимание взрослого на свою одежду, «достижения» в игре, спокойно отдают
игрушку или берут протянутую другим ребенком куклу. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт. Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребности ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.
Как считает Н.Д. Ватутина, общение взрослых с детьми – это корень всего процесса привыкания к дошкольному учреждению. Она делит детей по уровню общения на 3 группы:
- первая группа — это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
- вторая — это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
- третья группа — дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении с взрослыми.
Наблюдения, проведенные воспитателем за ребенком в первые дни посещения детского учреждения, позволят правильно определить принадлежность ребенка по характеру поведения к той или иной группе, а следовательно, и наметить соответствующую систему педагогических воздействий. В помощь воспитателю предлагаем следующую таблицу.
Таблица 1 Определение группы, к которой принадлежит ребенок по характеру поведения при поступлении в детский сад.
Показатели поведения | Содержание потребности в общении | |||||
Группа | Эмоциональное состояние | Деятельность | Взаимоотношения со взрослыми | Взаимоотношения со сверстниками | Речь | |
1 | Слезы, плач | Отсутствует | Отрицательные (ребенок не воспринимает предложений воспитателя) | Отрицательные | Отсутствует или связана с воспоминаниями о близких | Потребность в общении с близкими взрослыми, в получении от них ласки, внимания, сведений об окружающем
|
2 | Неуравновешенное (готовность заплакать, если нет рядом взрослых) | Наблюдение, подражание поведению взрослого | Положительные (по инициативе воспитателя) | Отсутствуют или положительные (ответные) | Ответная (отвечает на вопросы детей и взрослых) | Потребность в общении со взрослыми, в сотрудничестве с ними и получение от них сведений об окружающем |
3 | Спокойное, уравновешенное | Предметная деятельность или ролевая игра | Положительные (по инициативу самого ребенка) | Положительные | Инициативная (сам спрашивает, обращается к взрослые детям) | Потребность в общении со сверстниками и в активных самостоятельных действиях |
Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему. Привычка к соблюдению режима дня помогает ребенку быстрее освоиться при поступлении в детский сад, облегчает привыкание к новым условиям.
Также нужно отметить, что большое значение имеет то, в какой мере сформированы у ребенка необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.). Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух-трех летнего возраста приходят в детский сад, не умея, самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и так далее. А своевременное формирование необходимых навыков и полезных привычек имеет большое значение для хорошего самочувствия ребенка в адаптационный период.
Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослыми и сверстниками, привычка к соблюдению режима дня, сформированность элементарных культурно – гигиенических навыков у ребенка – вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного привыкания к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы определяющие общение детей дошкольного возраста
Для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению. В случае коммуникации с взрослым мотивом общения, побуждающим ребенка обратиться к взрослому, соверш...
Факторы, определяющие адаптацию и здоровье обучающихся начальной школы.
Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть...
Статья: Формирование жизненных компетенций у детей с умеренной - тяжелой степенью умственной отсталостью в процессе абилитационной работы
В статье представлен опыт коррекционной работы...
Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руко...
Открытое подгрупповое логопедическое занятие на тему «Звук и буква Т» с детьми дошкольного возраста (подготовительная группа) с недоразвитием речи легкой степени тяжести, обусловленным ЗПР.
Конспект открытого урока на тему "Звук и буква Т" с дошкольниками подготовительной группы с ЗПР...
Понятие самооценки и факторы, определяющие ее формирование в дошкольном возрасте.
Психологи, изучающие вопросы готовности детей к школе, особо подчеркивают необходимость сформированности самоооценки как компонента социально-личностной готовности к школе....
Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
Сложный и многовариантный процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют ее течение, темпы и результаты. В научной литературе представлены разные группы факторов:- ...