Консультация для родителей "Роль пальчиковых игр в развитии ребенка"
консультация на тему

Марикян Кристина Владимировна

Не все родители имеют представление о значимости пальчиковых игр. Многие даже не знают,что это такое. Пальчиковые игры занимают очень важную роль,в развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogie_vzroslye_pomnyat_zabavnyy_detskiy_stishok.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка »

Многие  взрослые  помнят  забавный  детский  стишок, где  есть  такие  строки: - Мальчик -  пальчик,  где  ты  был?  К  братьям  в  гости  я  ходил.  А  дальше  Мальчик – пальчик  перечисляет  своих  братьев,  которыми  оказываются  остальные  пальчики  на  руке. Милые,  тёплые  детские  игры  с  пальчиками,  которые  передаются  из  уст  в  уста  в  каждой  семье,  где  появляется  ребёнок. Всего  несколько  месяцев бывает  достаточно,  чтобы  малыш  подрос  до  уровня  понимания  игр,  которыми  начинают  заниматься  с  ним  взрослые.  И  вот  уже  мамы, папы, и бабушки  умиляются, с  доброй  улыбкой  наблюдая  за  тем,  как  детские  ручки  пытаются  повторить  движения  взрослых  рук .Сколько  в  таких  действиях  доброты,  непосредственности и  самое  главное – пользы!  

В  самом  деле: пальчиковые  игры и  развлечения – это  не только  увлекательные и эмоциональные  занятия с детьми  дошкольного  возраста, но и очень  полезные  упражнения  для  развития  мелкой  моторики рук. А параллельно  с этим действия  пальчиками  способствуют  развитию речи детей и их  творческой деятельности. Ведь учёными доказано, что  между общей двигательной системой человека и его речевой  функцией существует  тесная связь. Такая же  тесная связь установлена между  конкретными  движениями руками и  речевым  центром мозга. Давно замечено, что дети, которые  занимаются музыкой, обычно обгоняют в интеллектуальном развитии своих ровесников. Это  происходит  потому, что игра  на  инструментах обычно « загружает» действиями  параллельно правую и левую руки, что и стимулирует влияние  пальчиковых  движений на правое и левое  мозговые полушария.

Значение развитой речи при воспитании ребёнка общеизвестно: главная суть речи -  осуществлять у  малыша  функцию  общения с окружающим миром, способствуя  его  вхождению  в  социум.

Специалисты  утверждают, что  за  последние  10  лет  уровень  речевого  развития  детей  заметно  снизился. А  происходит  это потому, что  родители  меньше  говорят, потому  что  больше  смотрят и слушают. Теле, аудио, видео системы  заставляют их выступать в роли  потребителей  насаждаемой  информации, а не  собеседников.  Дети  редко  принимаются что – то  мастерить своими руками – у них  отсутствует  навык  практической  ловкости. Ведь даже  современные  игрушки и вещи  устроены  максимально удобно  для их  использования в повседневности, но не  эффективно для развития  ручной  моторики. Сравните: не так  давно,  чтобы  зашнуровать  ботинки, детям  приходилось  выполнять до десятка  разных операций – определённым  образом  продевать  шнурки в пробитые  для них  отверстия, затягивать их до  нужного уровня, завязывать  предназначенными  для этой цели  узлами и ботинками. В  настоящее  время  одежда и обувь  снабжены  липучками и застёжками – молниями. Удобно? Да! Экономно? Да! Зато в развивающем  плане  пальцы детей  недополучают  элементарной  технической « подпитки» , а это, в  свою  очередь, оставляет  пассивными  клетки  головного мозга. Выход  один -  давать  специальную  дополнительную нагрузку на кости и  мускулы кистей рук. В этом смысле  пальчиковые игры и  упражнения – уникальное средство для  развития  не  только  мелкой моторики, но и  детской  речи в их  единстве и взаимосвязи.

Очень важным  фактором  для  развития  речи  является то, что  в  пальчиковых  играх  все  подражательные  действия  сопровождаются  стихами. Стихи  привлекают  внимание  малышей  и   легко  запоминаются. Ритм  и   неизменный  порядок  слов,  рифма  для  малыша  являются  чем –то  магическим,  утешающим  и  успокаивающим. Сопровождая   пальчиковые  действия  прибаутками  и  потешками,  ребёнок  тренирует  собственную  память – непроизвольно  запоминает  стихотворные  тексты ,  приобретая  даже  театрализованные  навыки. Разучивание  текстов с  использованием  « пальчиковой»  гимнастики,  стимулируя  развитие  речи,  обогащает  пространственное  мышление,  внимание,  воображение,  воспитывает  быстроту  реакции и  эмоциональную  выразительность.

Игры  с  пальчиками -  это не только  стимул  для  развития  речи и  мелкой  моторики, но и  один из  вариантов  радостного  общения с  близкими  людьми. Насколько  ребёнку  понравится  игра, зависит  во  многом от  исполнения и показа её  взрослым. Самое  главное – чётко  соблюдать  заданный  ритм  и  стремиться  к  естественности,  привычности  лёгкости  движений.

Пальчиковые  игры  подходят  для  детей  от  года и  старше.  О  возрасте  здесь  нужно  сказать  особо, ведь  от  него  зависит  какие  игры  уже  можно  предлагать и  демонстрировать  малышу, а какие – чуть  позже. Дети  от года до  3 лет  хорошо  воспринимают игры, выполняемые  с  пальчиками  одной  руки.  От 3 – 4 лет  уже  могут  воспринимать  игры,  где  задействованы  обе  руки.   К  четырём  годам  нормально  развитый  ребёнок  должен  уметь  сознательно  выполнять  упражнения  нужной  рукой,  оставляя  другую  свободной, тем  самым  дифференцированно  управлять  собственным  мышечным  напряжением  и  расслаблением.   Выполняя  простые  движения  кистями  и  пальцами,  комментируя их,  ребёнок  снимает  напряжение  с  языка и губ.  Т.  Образом,  пальцы рук  помогают  учиться  говорить,  особенно  тем  детям, у  кого  имеются  трудности  при  освоении речи.

Все  подобные  игры  не   только  развивают  пальцы и речь, но и  одновременно  формируют  многие  личностные   качества  ребёнка – его  пространственно – образное  мышление,  чувственное  восприятие,  творческую  фантазию и  логику.

Пальчиковые  тренинги  окажутся  незаменимыми  в  период  подготовки  детей  к  школе,  ведь  наряду  с  общей  физической  развитостью  к  детям  предъявляется  одно  особенное  требование:  желательно, чтобы у них  была  хорошо  развита   мелкая  моторика  рук. Потому  что  школа  сразу   дает  большую  нагрузку  на  глаза  ребёнка и на  его  кисти – при  чтении и  обучении  письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковые упражнения, для развития мелкой моторики рук ребенка"

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе воспитатели, конечно, используют накопленный опы...

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи ребенка"

Консультация для родителей по использованию пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей....

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития ребенка»

Консультация проводится вместе с детьми. Родители вместе с детьми играют пальчиками....

Консультация для родителей "Роль пальчиковых игр в развитии ребенка"

Пальчиковые игры имеет важное значение в воспитании дошкольников.Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучив...

консультация для родителей "Пальчиковые упражнения, для развития мелкой моторики рук ребенка"

разные упражнения для развития у ребенка мелкой моторики рук....

Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр для развития ребенка"

Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр для развития ребенка"...

Консультация для родителей. «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка».

Консультация для родителей.«Роль пальчиковых игр в развитии ребенка»....