Методическая разработка по развитию эмоций
методическая разработка (младшая, средняя группа) на тему

Буланкова Ангелина Николаевна

В разработке излагается практический опыт работы с детьми с нарушением слуха младшего и среднего дошкольного возраста  МБДОУ «Детский сад №118»  города Чебоксары по развитию эмоций.

       Автор Буланкова Ангелина Николаевна раскрывает актуальные проблемы развития эмоций детей с ОВЗ. Обоснует  необходимость проведения коррекционной работы, для успешного дальнейшей социализации детей с нарушением слуха в обществе. Реализуя методическую разработку, автор решает проблему создания оптимальных условий для развития эмоций для детей с нарушением слуха младшего и среднего дошкольного возраста

Раскрывает систему игр-упражнений «Лучики радости», в которой большое внимание уделяет индивидуальной образовательно-коррекционной работе в процессе формирования и развития эмоций  детей с нарушением слуха

Данный опыт воспитателя позволяет рекомендовать систему развивающих игр-упражнений «Лучики радости» в помощь педагогам, родителям гувернерам  как органическое дополнение к традиционной развивающей системе воспитания и образования детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_razvitiyu_emotsiy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №118 »

города Чебоксары Чувашской Республики

Методическая разработка

 « Развитие эмоций для детей с нарушением слуха для детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Автор - разработчик:

Воспитатель

Буланкова А. Н.

Чебоксары 2016


Структура:

1. Аннотация

2. Актуальность проблемы

3.Практическая актуальность  для образовательной работы в ДОУ

4.. Цели и задачи

5. Содержание работы

6. Технология проведения

7. Дидактические средства, используемые в работе

8. Условия, способствующие эффективной реализации данной технологии

9. Новизна

10. Технологическая и практическая значимость

11. Литература

12. Приложение

Аннотация

В разработке излагается практический опыт работы с детьми с нарушением слуха младшего и среднего дошкольного возраста  МБДОУ «Детский сад №118»  города Чебоксары по развитию эмоций.

       Автор Буланкова Ангелина Николаевна раскрывает актуальные проблемы развития эмоций детей с ОВЗ. Обоснует  необходимость проведения коррекционной работы, для успешного дальнейшей социализации детей с нарушением слуха в обществе. Реализуя методическую разработку, автор решает проблему создания оптимальных условий для развития эмоций для детей с нарушением слуха младшего и среднего дошкольного возраста

Раскрывает систему игр-упражнений «Лучики радости», в которой большое внимание уделяет индивидуальной образовательно-коррекционной работе в процессе формирования и развития эмоций  детей с нарушением слуха

Данный опыт воспитателя позволяет рекомендовать систему развивающих игр-упражнений «Лучики радости» в помощь педагогам, родителям гувернерам  как органическое дополнение к традиционной развивающей системе воспитания и образования детей с ОВЗ.

Актуальность проблемы

Проблемы развития эмоций привлекают всё большее внимание исследователей различных специальностей: философов (В. С. Библер, А.С. Арсеньев, Ф. Т. Михайлов...), социологов (П. Д. Парыгин, И.С.Кон), психолингвистов (А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, М. А. Лисина...) педагогов (Л. Менжерицкая, Н.А.Виноградова) и др., которые рассматривают эти проблемы с различных сторон, выявляя те аспекты, которые отвечают характеру проблем, возникающих в каждой из упомянутых конкретных наук.

Эмоции (К. Е. Израда) рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. Своеобразие эмоций определяется потребностями (их удовлетворением или неудовлетворением), мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли и характера. Мир эмоций сложен и многообразен.

Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции. Эмоции сопровождаются определенными физиологическими изменениями в организме.

Ученые доказали, что левое полушарие головного мозга «отвечает» за положительные эмоции (радость, веселье), а правое – за отрицательные. Эмоции проявляются с помощью мимики, пантомимы, жестов, изменений интонации и тембра голоса – возникновение и проявление эмоций всегда связано со сложной комплексной работой коры головного мозга, подкорки и вегетативной нервной системы.

У ребенка – дошкольника эмоциональный мир год от года становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страх, радость и т. д.) он переходит к более сложной гамме чувств (ревность, удивление, восторг, грусть и т. д.). Для этого возраста характерна растущая способность управлять своими эмоциями.

В формировании эмоций в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоций  Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Практическая актуальность:

Относительно позднее знакомство  с многообразием эмоций человека, наблюдается у детей с нарушением слуха и может иметь  целый ряд неблагоприятных последствий и в целом, создает трудность понимания эмоций других людей. Дети с нарушением слуха имеют ограниченный уровень речевого развития, и в значительной мере уступают своим сверстникам в установлении причин эмоций человека

 

Дети с нарушением слуха, имеющие недостатки развития эмоций, заставляют педагогов и родителей искать разнообразные пути решения этой проблемы. К расстройствам поведения  такого ребенка можно отнести повышенную двигательную и эмоциональную активность, частые капризы и повышенную утомляемость. Такой ребенок непоседлив и беспокоен, с трудом концентрирует внимание, у него переменчивое настроение

Следовательно, необходимо своевременно начать коррекционную работу, ведь такой ребенок не всегда «перерастает» это состояние. Дети дошкольного возраста   с нарушением слуха  с похожими проявлениями склонны конфликтовать, проявлять агрессию, они с трудом адаптируются в коллективе. Это приводит к развитию неврозов, асоциального поведения, а в некоторых случаях и к более серьезным заболеваниям.

Апробирование системы игр-упражнений «Лучики радости» в соответствии с тематическим планом сурдопедагога подтверждает, что дети быстрее овладевают эмоциями, благодаря взаимодействию дети – родители - педагоги ДОУ, достигнута положительная динамика в развитии  эмоций и поведения.

Коррекционные игры - упражнения «Лучики радости» можно использовать во многих видах деятельности, развиваются эмоции, мотивационно-волевые процессы, речь. Поиск новых эффективных приемов и форм организации воспитательной работы по развитию коммуникативных навыков доказывает, что коррекционные игры – упражнения «Лучики радости» являются универсальным, одним из доступных, мягких форм адекватной помощи детям, имеющим проблемы в развитии.

Цель: Создание оптимальных условий для развития эмоций детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением слуха

 

Задачи:
- разработать систему игр-упражнений «Лучики радости» на развитие эмоций младшего и среднего дошкольного возраста детей с нарушением слуха

- формирование основных психических процессов (слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания)
- привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме развития эмоций детей дошкольного возраста

Для реализации первой задачи проводится следующие мероприятия:

  1. Работа по формированию эмоций через организацию игр-упражнений проводится как совместная деятельность воспитателя с детьми (2 блок). Планируется работа на учебный год в форме перспективного плана (см. приложение). С помощью воспитателя дети учатся выражать эмоции в соответствии с темой недели перспективного планирования сурдопедагога. 

Разработаны основные требования  к организации  игр-упражнений   « Лучики радости»:

1.Приступая к проведению игр, важно сформулировать свои цели: каких результатов планируете достичь в определенный отрезок времени;

2.Подбор игр и упражнений, соответствующих этим целям;

3. Учитывать взаимосвязь и последовательность выбранного материала;

4. Постепенное усложнение упражнений;

5.Разнообразие и чередование различных видов активности;

6.Оптимальный подбор групп детей  - малые (3-4 ребенка) группы и большие (10 и более);

7.Временные рамки (утреннее или вечернее время, на занятии или в блоке совместной деятельности);

8. Гибкий подход к запланированной деятельности.

При проведения игр-упражнений  необходимо учитывать принципы:

  • Принцип свободного участия;
  • Принцип взаимного уважения;
  •  Принцип осознанности;
  •  Принцип рефлексии

  1. Беседы о значении развития эмоций для развития психических процессов
  2. Подбор воспитателем методической литературы по данному вопросу
  3. Чтение художественной литературы

Технология  (структура) проведения игр-упражнений с детьми

1Организационный момент        

2Ритуал начала совместной деятельности ( игры, психогимнастика)

3Рассматривание фотографий, схем эмоций человека

4Беседа об особенностях развития эмоций

5Чтение художественного слова

6Проведение игр-упражнений

7Ритуал окончания совместной деятельности (игры, психогимнастика)

Дидактические средства, необходимые для проведения игр-упражнений

1Литратура о развитии эмоций человека

2В групповой комнате необходимо оборудовать зону «Уголок дружбы»

3Альбомы с иллюстрациями эмоций человека «Узнай меня»

4Фотографии, схемы с изображением эмоций человека

5.Мобил эмоций «Улыбка»

6 Картотека игр по развитию эмоций

Для реализации второй задачи проводится следующее:

  1.  Оформляется   зону для развития эмоций в группе «Уголок дружбы»
  2. Знакомство с эмоциями человека ( радость, грусть, страх, удивление)
  3. Беседа о значении развития эмоций для психологического  здоровья человека
  4. Проведение игр-упражнений
  5. Показ НОД « В гостях у Смешарика»

Для реализации третьей задачи проводится следующее:

  1. Беседа о значении развития эмоций для жизни и здоровья человека
  2. Анкетирование, консультирование «Путешествие в мир эмоций»
  3. Приглашение на Неделю открытых дверей
  4. Выставка литературы по теме разработки
  5. Оформление фотовыставки, фотогазет, фотоальбомов

     6.Совместное с педагогом и родителями оформление стенда «Мир эмоций»

Условия, способствующие эффективности работы в данном направлении:

1Объективные условия:

а)научно-методическое обеспечение: детская и методическая литература, научно-популярная литература по развитию эмоций человека

б)художественное обеспечение: фотографии, схемы  с изображением эмоций человека

в)материально- техническое обеспечение: ноутбук

2Субъективные условия:

а) психологическая готовность педагогов: понимание актуальности проблемы и желание заниматься поданному направлению

б)овладение педагогами теоритическими знаниями: понимание целей, задач, содержания  технологии проведения игр – упражнений

Новизна

 Разработана система игр – упражнений «Лучики радости» по развитию эмоций детей с нарушением слуха в соответствии с перспективным лексическим планированием в группе.

Технологическая и практическая значимость

Данная система работы достаточно технологична, т.к.  может быть использована педагогами ДОУ по элементам и в целом, независимо от используемой программы, может использоваться как кружковая работа, что на взгляд автора, усиливает ее практическую направленность и значимость.
Формирование эмоций детей дошкольного возраста с нарушением слуха способствует  развитию коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, речи Поиск новых эффективных приемов и форм организации воспитательной работы доказывает, что коррекционные игры – упражнения «Лучики радости» является универсальным, одним из доступных мягких форм адекватной помощи детям, имеющими проблемы в развитии.

  Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой стороны – может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.

Данная система коррекционных игр – упражнений направлена на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, хорошую социальную адаптацию ребенка.

Не существует универсальных способов решения всех проблем, связанных с эмоциональным развитием детей, однако, обладая очень сильным желанием, терпением и любовью, можно достичь значительных результатов.

Литература:

  1. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Головчиц Л.А., Носкова Л. П., ШматкоН. Ю.- М. «Просвещение», 1991г.
  2. Вайнер М.Э. «Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников». Учебно – методическое пособие. Педагогическое общество России. М., 2006.
  3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О.  «Ступени общения от года до семи лет»- М. 1992
  4. Сушкова Н. В. « Социально – личностное развитие» Анализ программ дошкольного образования. – М.: Творческий центр , 2008 г.
  5. Хухлаева О. В. «лесенка радости». Методическое пособие для психологов ДОУ и начальной школы. – М.: Совершенство, 1998 г.
  6.  Царева Ю. В. «Коррекция поведенческих нарушений у детей». Сборник упражнений и игр. – М.: Книголюб, 2008 г.
  7. Щипицина Л. М., Защиринская О. В., Азбука общения, - СПб, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

методические рекомендации по развитию эмоций у детей дошкольного возраста

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми по развитию эмоционального состояния дошкольников....

Методическая разработка "Тактильный кубик эмоций"

Многофункциональное дидактическое пособие для эмоционального развития детей 5-6 лет«Тактильный кубик эмоций» Автор:Ицхоки Д.В., педагог-психологДидактическое пособие изготовлено для д...

Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Путешествие в Страну Эмоций»

Возраст, заключение: дети старшего дошкольного возраста, ТНРТема занятия: «Путешествие в страну Эмоций»Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:Коррекци...