Консультация для родителей: "Психические особенности ребёнка 2 - 3 лет"
консультация (младшая группа) на тему
Консультация для родителей: "Психические особенности ребёнка 2 - 3 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskie_osobennosti_rebyonka_2.docx | 15.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Психические особенности ребёнка 2-3лет
До пяти лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер. Это означает, чтомалыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить - обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны. Малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция - игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т. п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
Для детей 2-3 лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них еще недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения.
Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, теснота пояса колгот или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т. п. Взрослый должен быть уверен, что малыша в данный момент ничто не беспокоит.
Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь индивидуальный контакт с ним. Научить ребенка чему-нибудь может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.
Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый – и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.
Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот на скатерть и т. п.
Малыш 2-3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство.
Опыт работы показал, что часть детей имеет и сохраняет при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет и может ли быть названа каким-то привычным словом. Такие дети не столько интересуются целью своей работы, сколько получают наслаждение от процесса творчества. Оценка результата в этом случае более свободна, поскольку не скована рамками первоначального плана создания предметного изображения.
В качестве резюме отметим самые важные, с точки зрения обучения и развития, психологические особенности детей 2 лет:
-им присуще наглядно-действенное мышление;
-их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, то есть позволяет ли она разнообразно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
-речь находится в стадии формирования;
-обучение эффективно только на фоне психоэмоционально - комфортного состояния;
-внимание, мышление, память непроизвольны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Психические особенности детей 5-го года жизни"
Консультация для родителей на тему "Психические особенности детей 5-го года жизни": особенности развития двигательной сферы, речи, восприятия, мыления. Особенности игровой деятельности детей среднего ...
Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».
Материал о важности умения ходить для ребёнка раннего возраста для познания окружающего мира и правильного развития....
Консультация для родителей "Возрастный особенности ребёнка 3-4 лет"
Возрастные особенности ребенка 3 - 4 лет.Три года – это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, ма...
Консультация для родителей "Психологические особенности ребёнка дошкольного возраста". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель
Консультация для родителей "Психологические особенности ребёнка дошкольного возраста". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель...
Консультация для родителей "Возрастные особенности ребёнка 5-6 лет".
Каждый ребенок развивается по-своему,у каждого свой темп развития.Но всё же есть нечто общее,что позволяет охарактеризовать детей,-это возрастные особенности....
Консультация для родителей " Возрастные особенности ребёнка 2-3 лет"
Консультация для родителей " Возрастные особенности ребёнка 2-3 лет"...
консультация для родителей "Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка"
Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В интенсивн...