6 шагов к самостоятельности
консультация на тему

Кравцова Анастасия Владимировна

Самостоятельность - важный компонент успешной социализации ребенка.  Несколько простых советов по ее воспитанию у детей докольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_shagov_k_samostoyatelnosti.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГАСОВЕТЫ ПСИХОЛОГАСОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Многоходовка

Предлагайте ребёнку задания, алгоритм выполнения которых рассчитан на несколько ходов. Вернее, на такое

количество, какое ребёнок способен воспринять. Начните с двух и далее увеличивайте сложность. От простого

«Отнеси тарелку в раковину, а потом вытри руки полотенцем» до сложного «Спроси по очереди всех ребят в

группе, любят ли они воздушные шарики». Такого рода задания учат ребёнка очень важным вещам: понимать инструкцию, самостоятельно доводить её до ума, удерживать задачу в течение продолжительного времени,

анализировать результаты своей деятельности.

               Поощрение инициативы

Есть старая полушутка-полуправда о том, что «инициатива наказуема». На практике чаще всего это действительно так —

какое бы самостоятельное действие ребёнок ни предпринял, проще его одёрнуть, как одёргивают собаку, чтобы не натягивала поводок. Но проще — не значит лучше. Если мы хотим, чтобы

ребёнок вырос самостоятельным, нужно прочувствовать — и прежде всего самим — разницу между идеей ребёнка и последствиями его поступка. Вроде того: «Хорошо, что ты, Вася, решил

отвести всех детишек на веранду

Спрашивать мнение

Давайте честно: ребёнок не всегда имеет своё собственное мнение. Иногда даже в тех случаях, когда нам действительно важно понять, что у него на уме — он просто не знает. Но это не значит, что мнением интересоваться не нужно.

Нужно, постоянно, и относиться к ответам уважительно. Но, как и в прошлом случае, спрашивайте только о том, к чему

будете готовы.

Ликвидировать последствия

Если проявленная ребёнком инициатива имела неприятные последствия — например, он захотел сделать открытку-сюрприз и попутно разрисовал весь стол,— вместо того, чтобы ругать его за проявление инициативы, предложите просто устранить последствия. Вытирая стол, стирая испачканную одежду или чиня сломанный стул, ребёнок может получить два важных урока. Во-первых, любая инициатива имеет свою цену. Во-вторых, заплатив эту цену, ты можешь

с полным

Давать выбор

Мы очень часто обманываем детей иллюзией выбора.

— Ты будешь есть суп?

— Не буду.

— Давай ты всё-таки попробуешь.

Единственный урок, который из этого извлекается, — взрослые

задают вопрос исключительно для того, чтобы получить ответ, который их устраивает. Правильный ответ. Довольно быстро ребёнок понимает, чего от него ждут, и в ответ на вопрос пытается угадать правильный ответ, а не прислушаться к себе. Поэтому, если вы даёте ребёнку выбор, будьте готовы без возражений и оценок принять решение ребёнка. Если вы не готовы к тому, чтобы ребёнок остался без супа, — предложите ему выбрать, какой ложкой он будет есть, сколько супа налить, пожиже

 или погуще. В общем, всё, что

 вы с лёгкой

душой примите.

Задача без решения

Самое сложное упражнение на развитие самостоятельности, даже, скорее, на отработку навыка, — это решение самостоятельных задач. Вы даёте ребёнку задание и предоставляете самому искать варианты решения. Например, «Раздобудь мне пожалуйста верёвочку». Или «Сделай так, чтобы все собрались на веранде». Подобные задания очень сложные. Особенно, если вы не собираетесь подсказывать и помогать. Не все взрослые справляются с таким типом заданий. Очень важно, чтобы ребёнок был готов к такому квесту, чтобы интересная игра не стала мучением. И очень важно после ребёнка похвалить и обсудить шаги, которые он предпринял или хотя бы придумал на пути к цели. Даже если

цели  он так и не достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами" во второй младшей группе.

Программное содержание:1. Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.2. Ра...

Приложение к опыту- слайд-презентация Проект "«Первые шаги в журналистику», как средство развития детской инициативы и самостоятельности"

Цель данного проекта: развитие общения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; активизация речи и речевого общения; развитие составляющих речевого общения...

10 практических шагов, чтобы научить ребенка раннего возраста одеваться самостоятельно.

Ранний возраст - это наиболее благоприятный период, чтобы научить ребенка одеваться самостоятельно. 10 простых шагов помогут родителям справиться с этой задачей....

Памятка для родителей "Как научить ребёнка одеваться самостоятельно. 10 практических шагов"

Памятка для родителей: как научить ребенка одеваться самостоятельно. 10 практических шагов.1. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачивать...

Статья в сборнике "Дошкольное образование: "Шаги к успеху. Педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности детей", "Использование приёмов Су - Джок терапии в коррекции речевых нарушений"

Статья в сборнике "Дошкольное образование: "Шаги к успеху. Педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности детей", "Использование приёмов Су - Джок терапии в коррекц...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО? 10 практических шагов.

1. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет н...