"Шаги к самостоятельности"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Нигматуллина Римма Илдаровна

Проект по формированию самостоятельности у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nigmatullina_r.i._.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Нигматуллина Римма Илдаровна. «Шаги к самостоятельности».

Нигматуллина Римма Илдаровна.

Проект «Шаги к самостоятельности».

Актуальность проектной идеи, проблемы.

Самостоятельность – ценное качество личности человека. Зарождение самостоятельности и инициативы происходит в процессе формирования базовых социальных навыков, культурно-гигиенических навыков, самообслуживании и труде. Навыки, которые позволяют самостоятельно есть, пить, одеваться, соблюдать личную гигиену, неотъемлемые первые компоненты самостоятельности ребенка. Эти навыки закладывают степень успешности адаптации детей в социуме.  С проблемой низкого уровня базовых социальных навыков сталкиваются педагоги и родители детей с задержкой психического развития. Любое действие достаточно сложно по своей структуре, чтобы его выполнить, детям с особенностями необходимо сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и то, как он поставит кисть, со своеобразием того или иного предмета, учесть его свойства, представить движение. Обучение базовым социальным навыкам позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающем мире, сенсорного воспитания, способствует развитию речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации.

Мотивация детей к проявлению самостоятельности находится в зависимости от стиля детско-родительских отношений. Родители детей младшего возраста, а также воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью, видя затруднения ребенка в быту, проявляют по отношению к нему гиперопеку. Побуждение к деятельности может еще больше ослабевать из-за испытываемых затруднений, неудач и получаемых отрицательных оценок со стороны взрослых. Вследствие деструктивной позиции родителей у детей отмечается снижение мотивации и инициативы детей, которое может привести к проявлению у детей нежелательного поведения, пассивности и зависимости от взрослого, задержке развития личностных качеств.

Методологическая основа проекта

При разработке проекта принят во внимание имеющийся опыт работы отечественных и зарубежных педагогов, основанных на деятельностном подходе и концепции культурно-исторического развития (Л.С Выготский,  Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, М. Монтессори,). Существует множество методик, обучающих азам самообслуживания и бытовым навыкам. В работе с детьми с ЗПР одним из приоритетных направлений в этой области является оккупациональная терапия (Е.К. Грачева, В.А. Шинкаренко, Б. Маршинин). В настоящее время это самостоятельное направление в системе социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья реализуется в учебно-тренировочных квартирах. Данные проекты ориентированы на взрослых детей и не направлены на детей дошкольного возраста. Период дошкольного возраста сензитивен для развития психических функций и формирования определенных жизненных качеств будущей личности. Этот факт побудил к разработке проекта «Шаги к самостоятельности» для дошкольников. Перефразировав известную поговорку, сформулировала для проекта девиз - «Самостоятельно нельзя Помогать», который позволяет родителями осознать важность развития самостоятельности с учетом индивидуального развития ребенка. Определить степень помощи ребёнку, решить где поставить запятую.

Особенностью и новизной методического проекта является особая организация в детском саду процесса повышения компетенций родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями по вопросам обучения ребенка навыкам, относящимся к разным областям развития с использованием технологии «оккупациональная терапия».

Цель проекта: формирование и развитие базовых навыков самообслуживания у детей-инвалидов и детей с ОВЗ, посредством освоения родителями технологии окупоциональных действий.

Задачи:

- познакомить родителей со стандартами сформированности навыков самообслуживания и ухода за собой у детей разных возрастных категорий;

- обучить родителей методам формирования социально-бытовых навыков у детей в домашних условиях;

- формировать практические навыки применения технологии окупоциональных действий.

- расширить сферу жизнедеятельности детей, участвующих в проекте.

Методы работы:

Организационные: планирование, информирование.

Практические:

- многократные упражнения в выполнении оккупационального действия, от простого к сложному;

- показ практических действий;

- метод моделирования бытовых ситуаций;

- совместное планирование (проектирование) мероприятий;

- игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры;

- метод психоэмоционального воздействия (предвосхищение, мотивация, поддержка, похвала).

- практико-ориентированные детско-родительские занятия по овладению навыком;

Аналитические: анализ эффективности деятельности (количественный и качественный), обобщение, сравнение, сопоставление.

Срок реализации: долгосрочный, 6 месяцев.

Целевая группа, участники проекта: дети дошкольного возраста, родители, педагоги детского сада.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Этапы реализации проекта:

I этап. Организационно-диагностический - оценка развития навыка детей, актуализация ресурсов семей (участников проекта), определение формируемых социально-бытовых навыков у участников проекта.

II этап. Практический - организация и проведение практикумов, обучающих мастер классов для родителей (законных представителей) по развитию социально-бытовых навыков у детей в домашних условиях. Работа в малых группах «специалист-родитель-ребенок».

III этап. Заключительный - анкетирование родителей, с целью выявления степени удовлетворенности участия в проекте; оценка формирования и развития навыков социально-бытового ориентирования у детей, участвовавших в проекте.

Содержание проекта:

Для успешной социальной ситуации развития воспитанников, регламентируемой ФГОС ДО, в тесном сотрудничестве с семьей создаются условия для эмоционального благополучия детей, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Мероприятия проекта охватывают все образовательные области и направления воспитания:

-социально-коммуникативное развитие – совместное общение родителей с ребенком, ознакомление с трудом взрослых, воспитывает уважение к труду и результатам труда, проявление помощи взрослым.

-познавательное развитие – в деятельности со взрослыми ребенок осваивает предметы ближайшего окружения, их свойства, назначение. Экспериментирует, проявляет любознательность. Отображает в сюжетно-ролевой игре полученные навыков и знаний.

-речевое развитие – у детей обогащается словарный запас и развивается культура диалога.

-физическое развитие – в процессе самообслуживания формируются КГН, ребенок овладевает навыками личной и общественной гигиены, понимает правила безопасности в быту.

-художественно-эстетическое развитие – культура поведения за столом, эстетика оформления быта, восприятие прекрасного в быту.

План проекта.

Период

Мероприятия

Сентябрь

Организационно-диагностические:

-информирование родителей;

-определение уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей;

-анкетирование родителей.

Октябрь-март

- Проведение практикумов. Подгрупповые занятия предполагают совместное обучение ребенка и родителя. В игровой форме педагог обучает детей и родителей как правильно формировать навыки:

-самообслуживание и ухода за внешностью: «Одеваемся», «Раздеваемся», «Умываемся», «Обуваемся», «Как пользоваться расческой»;

-приготовления простейших блюд: «Накрываем на стол», «Нарезаем фрукты (овощи) в салат», «Готовим салат (бутерброд и т.д.)», «Убираем со стола», «Моем посуду», «Наводим порядок» и т.д.

-работы с кухонными приборами: «Нарезаем ножом».

-Консультации для родителей: «Учимся хвалить ребенка» «Помогаем ребенку правильно» «Этапы формирования навыка у детей»; «Ознакомление родителей со стандартами сформированности навыков самообслуживания и ухода за собой у детей разных возрастных категорий»;

-Разработка алгоритмов, технологических карт деятельности («Готовим печенье») для родителей к практикумам.

Апрель-май

Аналитический:

-определение уровня сформированности навыков у детей, степень самостоятельности;

-анкетирование родителей по выявлению удовлетворенности, оценки навыков детей и их самостоятельности;

-выполнение мероприятий проекта.

Принцип проведения занятий:

Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Поддержка самостоятельности и инициативы.

Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, средств наглядности).

Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Оценка результата работы.

Ресурсы.

Данный проект мало затратный. Для его реализации достаточно ресурсов дошкольного учреждения, семьи. Детско-родительские занятия проводят заинтересованные педагоги - дефектолог группы совместно с воспитателями. Во время практико-ориентированных детско-родительских занятий родители приобретают навыки проведения подобных мероприятий в естественной жизненной ситуации в домашних условиях. Работа с чек-листом, алгоритмом способствует структурировать деятельность родителей с детьми дома.

Система последовательных консультаций, практикумов и мастер-классов позволит достичь следующих результатов:

У родителей:

- повышение компетенций по вопросам формирования базовых социальных навыков и социальной адаптации детей;

- формируется позиция тактичного родителя, который может определить уровень развития навыков и оказывать развивающую помощь ребенку;

- родители включены в практические мероприятия проекта и находят новые продуктивные и эффективные формы взаимодействия с детьми, научились проявлять такт;

- создают дома условия для развития самостоятельности и формирования элементарных трудовых действий.

У детей:

- приобретен новый социальный опыт, повышается мотивация самостоятельно выполнять действия, помощь по дому;

- повышается познавательный интерес, инициативность и мотивация к деятельности;

- формируется умение поддерживать порядок на рабочем месте, убирать за собой, быть аккуратным;

- отмечается бережное отношение к труду;

- формируются навыки сотрудничества, взаимопомощи и инициативности.

Отсроченные результаты – гармоничные доверительные отношения детей с родителями, основанные на совместной деятельности, формирование ценности взаимопомощи, уважения к взрослым, труду других, формирование адекватной самооценки у детей.

Оценка эффективности проекта.

Эффективность проекта оценивается количественно и качественно. Для соотнесения ожидаемых и достигнутых результатов проекта использую анкеты, чек-листы, бланки наблюдений. Анкетирование позволяет определить знания родителей по вопросам развития бытовых навыков у детей в домашних условиях; вовлеченность и долю родителей, самостоятельно определивших уровень сформированности навыков самообслуживания и ухода за собой у детей. Разработанные чек-листы и бланки наблюдений позволяют определить родителям и педагогам уровень развития навыков, личностных качеств детей и определить зону ближайшего развития.

Заключение.

Проект «Шаги к самостоятельности» позволяет в доступной форме обучить родителей взаимодействию с детьми по формированию базовых социальных навыков, сформировать у них позицию тактичного взрослого. Проект успешно реализуется в старшей группе для детей с ЗПР. Родители и воспитатели отмечают положительную динамику у детей.

Опыт реализации представлен на мастер-классе для педагогов города на фестивале «Путь к успеху».

В перспективе, для развития проекта «Шаги к самостоятельности», при наличии помещений, возможно создание специально оборудованного кабинета «Оккупациональной терапии», оснащенного доступными бытовыми приборами, где родители с детьми смогут участвовать в бытовых процессах совместно с педагогами.

Данный проект может быть использован в практической деятельности педагогов в группах детей раннего возраста и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Глоссарий

Оккупациональная терапия* – Occupational Therapy. Термин «Оккупациональная терапия» в коррекционной педагогике можно представить в форме элементарных трудовых поручений (труда), доступных ребенку.