"Шаги к самостоятельности"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Проект по формированию самостоятельности у детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nigmatullina_r.i._.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Нигматуллина Римма Илдаровна. «Шаги к самостоятельности».
Нигматуллина Римма Илдаровна.
Проект «Шаги к самостоятельности».
Актуальность проектной идеи, проблемы.
Самостоятельность – ценное качество личности человека. Зарождение самостоятельности и инициативы происходит в процессе формирования базовых социальных навыков, культурно-гигиенических навыков, самообслуживании и труде. Навыки, которые позволяют самостоятельно есть, пить, одеваться, соблюдать личную гигиену, неотъемлемые первые компоненты самостоятельности ребенка. Эти навыки закладывают степень успешности адаптации детей в социуме. С проблемой низкого уровня базовых социальных навыков сталкиваются педагоги и родители детей с задержкой психического развития. Любое действие достаточно сложно по своей структуре, чтобы его выполнить, детям с особенностями необходимо сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и то, как он поставит кисть, со своеобразием того или иного предмета, учесть его свойства, представить движение. Обучение базовым социальным навыкам позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающем мире, сенсорного воспитания, способствует развитию речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации.
Мотивация детей к проявлению самостоятельности находится в зависимости от стиля детско-родительских отношений. Родители детей младшего возраста, а также воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью, видя затруднения ребенка в быту, проявляют по отношению к нему гиперопеку. Побуждение к деятельности может еще больше ослабевать из-за испытываемых затруднений, неудач и получаемых отрицательных оценок со стороны взрослых. Вследствие деструктивной позиции родителей у детей отмечается снижение мотивации и инициативы детей, которое может привести к проявлению у детей нежелательного поведения, пассивности и зависимости от взрослого, задержке развития личностных качеств.
Методологическая основа проекта
При разработке проекта принят во внимание имеющийся опыт работы отечественных и зарубежных педагогов, основанных на деятельностном подходе и концепции культурно-исторического развития (Л.С Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, М. Монтессори,). Существует множество методик, обучающих азам самообслуживания и бытовым навыкам. В работе с детьми с ЗПР одним из приоритетных направлений в этой области является оккупациональная терапия (Е.К. Грачева, В.А. Шинкаренко, Б. Маршинин). В настоящее время это самостоятельное направление в системе социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья реализуется в учебно-тренировочных квартирах. Данные проекты ориентированы на взрослых детей и не направлены на детей дошкольного возраста. Период дошкольного возраста сензитивен для развития психических функций и формирования определенных жизненных качеств будущей личности. Этот факт побудил к разработке проекта «Шаги к самостоятельности» для дошкольников. Перефразировав известную поговорку, сформулировала для проекта девиз - «Самостоятельно нельзя Помогать», который позволяет родителями осознать важность развития самостоятельности с учетом индивидуального развития ребенка. Определить степень помощи ребёнку, решить где поставить запятую.
Особенностью и новизной методического проекта является особая организация в детском саду процесса повышения компетенций родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями по вопросам обучения ребенка навыкам, относящимся к разным областям развития с использованием технологии «оккупациональная терапия».
Цель проекта: формирование и развитие базовых навыков самообслуживания у детей-инвалидов и детей с ОВЗ, посредством освоения родителями технологии окупоциональных действий.
Задачи:
- познакомить родителей со стандартами сформированности навыков самообслуживания и ухода за собой у детей разных возрастных категорий;
- обучить родителей методам формирования социально-бытовых навыков у детей в домашних условиях;
- формировать практические навыки применения технологии окупоциональных действий.
- расширить сферу жизнедеятельности детей, участвующих в проекте.
Методы работы:
Организационные: планирование, информирование.
Практические:
- многократные упражнения в выполнении оккупационального действия, от простого к сложному;
- показ практических действий;
- метод моделирования бытовых ситуаций;
- совместное планирование (проектирование) мероприятий;
- игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры;
- метод психоэмоционального воздействия (предвосхищение, мотивация, поддержка, похвала).
- практико-ориентированные детско-родительские занятия по овладению навыком;
Аналитические: анализ эффективности деятельности (количественный и качественный), обобщение, сравнение, сопоставление.
Срок реализации: долгосрочный, 6 месяцев.
Целевая группа, участники проекта: дети дошкольного возраста, родители, педагоги детского сада.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Этапы реализации проекта:
I этап. Организационно-диагностический - оценка развития навыка детей, актуализация ресурсов семей (участников проекта), определение формируемых социально-бытовых навыков у участников проекта.
II этап. Практический - организация и проведение практикумов, обучающих мастер классов для родителей (законных представителей) по развитию социально-бытовых навыков у детей в домашних условиях. Работа в малых группах «специалист-родитель-ребенок».
III этап. Заключительный - анкетирование родителей, с целью выявления степени удовлетворенности участия в проекте; оценка формирования и развития навыков социально-бытового ориентирования у детей, участвовавших в проекте.
Содержание проекта:
Для успешной социальной ситуации развития воспитанников, регламентируемой ФГОС ДО, в тесном сотрудничестве с семьей создаются условия для эмоционального благополучия детей, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Мероприятия проекта охватывают все образовательные области и направления воспитания:
-социально-коммуникативное развитие – совместное общение родителей с ребенком, ознакомление с трудом взрослых, воспитывает уважение к труду и результатам труда, проявление помощи взрослым.
-познавательное развитие – в деятельности со взрослыми ребенок осваивает предметы ближайшего окружения, их свойства, назначение. Экспериментирует, проявляет любознательность. Отображает в сюжетно-ролевой игре полученные навыков и знаний.
-речевое развитие – у детей обогащается словарный запас и развивается культура диалога.
-физическое развитие – в процессе самообслуживания формируются КГН, ребенок овладевает навыками личной и общественной гигиены, понимает правила безопасности в быту.
-художественно-эстетическое развитие – культура поведения за столом, эстетика оформления быта, восприятие прекрасного в быту.
План проекта.
Период | Мероприятия |
Сентябрь | Организационно-диагностические: -информирование родителей; -определение уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей; -анкетирование родителей. |
Октябрь-март | - Проведение практикумов. Подгрупповые занятия предполагают совместное обучение ребенка и родителя. В игровой форме педагог обучает детей и родителей как правильно формировать навыки: -самообслуживание и ухода за внешностью: «Одеваемся», «Раздеваемся», «Умываемся», «Обуваемся», «Как пользоваться расческой»; -приготовления простейших блюд: «Накрываем на стол», «Нарезаем фрукты (овощи) в салат», «Готовим салат (бутерброд и т.д.)», «Убираем со стола», «Моем посуду», «Наводим порядок» и т.д. -работы с кухонными приборами: «Нарезаем ножом». -Консультации для родителей: «Учимся хвалить ребенка» «Помогаем ребенку правильно» «Этапы формирования навыка у детей»; «Ознакомление родителей со стандартами сформированности навыков самообслуживания и ухода за собой у детей разных возрастных категорий»; -Разработка алгоритмов, технологических карт деятельности («Готовим печенье») для родителей к практикумам. |
Апрель-май | Аналитический: -определение уровня сформированности навыков у детей, степень самостоятельности; -анкетирование родителей по выявлению удовлетворенности, оценки навыков детей и их самостоятельности; -выполнение мероприятий проекта. |
Принцип проведения занятий:
Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Поддержка самостоятельности и инициативы.
Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, средств наглядности).
Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Оценка результата работы.
Ресурсы.
Данный проект мало затратный. Для его реализации достаточно ресурсов дошкольного учреждения, семьи. Детско-родительские занятия проводят заинтересованные педагоги - дефектолог группы совместно с воспитателями. Во время практико-ориентированных детско-родительских занятий родители приобретают навыки проведения подобных мероприятий в естественной жизненной ситуации в домашних условиях. Работа с чек-листом, алгоритмом способствует структурировать деятельность родителей с детьми дома.
Система последовательных консультаций, практикумов и мастер-классов позволит достичь следующих результатов:
У родителей:
- повышение компетенций по вопросам формирования базовых социальных навыков и социальной адаптации детей;
- формируется позиция тактичного родителя, который может определить уровень развития навыков и оказывать развивающую помощь ребенку;
- родители включены в практические мероприятия проекта и находят новые продуктивные и эффективные формы взаимодействия с детьми, научились проявлять такт;
- создают дома условия для развития самостоятельности и формирования элементарных трудовых действий.
У детей:
- приобретен новый социальный опыт, повышается мотивация самостоятельно выполнять действия, помощь по дому;
- повышается познавательный интерес, инициативность и мотивация к деятельности;
- формируется умение поддерживать порядок на рабочем месте, убирать за собой, быть аккуратным;
- отмечается бережное отношение к труду;
- формируются навыки сотрудничества, взаимопомощи и инициативности.
Отсроченные результаты – гармоничные доверительные отношения детей с родителями, основанные на совместной деятельности, формирование ценности взаимопомощи, уважения к взрослым, труду других, формирование адекватной самооценки у детей.
Оценка эффективности проекта.
Эффективность проекта оценивается количественно и качественно. Для соотнесения ожидаемых и достигнутых результатов проекта использую анкеты, чек-листы, бланки наблюдений. Анкетирование позволяет определить знания родителей по вопросам развития бытовых навыков у детей в домашних условиях; вовлеченность и долю родителей, самостоятельно определивших уровень сформированности навыков самообслуживания и ухода за собой у детей. Разработанные чек-листы и бланки наблюдений позволяют определить родителям и педагогам уровень развития навыков, личностных качеств детей и определить зону ближайшего развития.
Заключение.
Проект «Шаги к самостоятельности» позволяет в доступной форме обучить родителей взаимодействию с детьми по формированию базовых социальных навыков, сформировать у них позицию тактичного взрослого. Проект успешно реализуется в старшей группе для детей с ЗПР. Родители и воспитатели отмечают положительную динамику у детей.
Опыт реализации представлен на мастер-классе для педагогов города на фестивале «Путь к успеху».
В перспективе, для развития проекта «Шаги к самостоятельности», при наличии помещений, возможно создание специально оборудованного кабинета «Оккупациональной терапии», оснащенного доступными бытовыми приборами, где родители с детьми смогут участвовать в бытовых процессах совместно с педагогами.
Данный проект может быть использован в практической деятельности педагогов в группах детей раннего возраста и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Глоссарий
Оккупациональная терапия* – Occupational Therapy. Термин «Оккупациональная терапия» в коррекционной педагогике можно представить в форме элементарных трудовых поручений (труда), доступных ребенку.