Детские страхи (28.07.16)
консультация на тему

Янкина Яна Леонидовна

Основные детские страхи по возрастам. Как с ними бороться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Детские страхи

Детский страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно «вредными» эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.

Итак, детский страх помогает строить поведение, кроме того, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Организму ребенка нужно не только сладкое, но и соленое, кислое, горькое; так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у них потребности в переживании страха.

Дети в подростковом возрасте любят смотреть фильмы ужасов, особенно небольшой компанией в темной комнате, а собравшись вечером, начинают рассказывать друг другу страшные истории, при этом с острым эмоциональным завершением, когда рассказчик вскрикивает на последнем слове и, хватая за руки сидящих рядом, пугает их.

Детские страхи - это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Так, В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают (таблица). Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей «степени свободы» в освоении пространства, или, когда дети начинают узнавать своих близких, появление чужого, незнакомого лица может вызывать у них страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое другое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

Детские возрастные страхи

Возраст

Возрастные страхи

0 – 6

месяцев

Любой неожиданный громкий звук;

быстрые движения со стороны другого человека;

падение предметов;

общая потеря поддержки.

7 – 12

месяцев

Громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.);

любые незнакомые люди;

смена обстановки, одевание одежды и раздевание;

высота;

беспомощность перед неожиданной ситуацией.

1 – 2

года

Громкие звуки;

любые незнакомые люди;

засыпание и пробуждение, сновидения;

страх травмы;

потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

2 – 2,5

года

Разлука с родителями, отвержение с их стороны;

незнакомые ровесники;

ударные звуки;

ночные кошмары;

изменение в окружающей обстановке;

природные стихии (гром, молния, град и др.).

2 – 3

года

Большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.);

неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника);

исчезновение или передвижение внешних объектов.

3 – 5

лет

смерть (дети осознают конечность жизни);

страшные сны;

нападение бандитов;

огонь и пожар;

болезнь и операция;

природные стихии;

ядовитые змеи;

смерть близких родственников.

6 – 7

лет

Зловещие существа

потеря родителей или страх потеряться самому;

чувство одиночество

школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка);

физическое насилие.

7 – 8

лет

Темные места (чердак, подвал, и др.);

реальные катастрофы;

утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.);

опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;

физическое наказание и непринятие в школе.

8 – 9

лет

Неудачи в школе или игре;

собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими;

физическое насилие;

ссора с родителями, их потеря.

9 – 11 лет

Неудачи в школе или спорте;

заболевания;

отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.);

высота, ощущение верчения (некоторые карусели);

зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)

11 – 13

лет

Неуспех;

собственные странные поступки;

недовольство своей внешностью;

сильное заболевание или смерть;

собственная привлекательность, сексуальное насилие;

ситуация демонстрации собственной глупости;

критика со стороны взрослых;

потеря личных вещей.

Еще одним источником страхов является психологическое заражение от сверстников и взрослых вследствие безотчетного подражания.

Все факторы, участвующие в возникновении страхов у ребенка в семье, А.И. Захаров сгруппировал следующим образом:

- наличие страхов у родителей, главным образом у матери;

- тревожность в отношениях с ребенком, чрезмерное предостережение его от опасностей, изоляция от общения со сверстниками, ранняя рационализация чувств, обусловленная излишней принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

- большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

«Как преодолеть страхи детей - детские страхи»

Детские страхи встречаются часто. Кто-то боится собак, кто-то темноты. И важно своевременно помочь ребенку. Важно научить его стравляться с боязнью. И для этого написана данная статья. В ней вы ...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Консультация для воспитателей Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами.

Страх –  это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже насту...

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами            Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал ст...