Консультация для родителей:"Профилактика плоскостопия"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №4 «Березка»
Консультация для родителей на тему:
«Профилактика плоскостопия»
Провела:
инструктор по физвоспитанию
Ермолаева Е.А.
ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия у детей. Не следует считать плоскостопие несерьезным заболеванием. При отсутствии лечения заболевание прогрессирует и может привести к ряду осложнений. При плоскостопии подошва теряет свои рессорные свойства и практически полностью теряет амортизацию, что может привести к различным нарушением осанки, таким как сколиоз, заболеваниям коленных и тазобедренных суставах. Так как стопа ребенка формируется до шести-семи лет, профилактике плоскостопия нужно уделять большое внимание заранее, а именно уже с младших групп детского сада. Поэтому эту тему я считаю на сегодняшний день очень актуальной.
Человеческая стопа в процессе эволюции приобрела идеальную форму, которая позволяет распределяться нагрузке равномерно по всей ее поверхности, и это в первую очередь обусловлено наличием сводов стопы. Но идеальная стопа встречается менее, чем у половины населения земного шары. По данным ученых более половины людей страдают различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Плоскостопие – это деформация стопы с отлучением ее сводов. Чаще это продольный свод и подошва становится плоской на всем своем протяжении. Это можно заметить в раннем детстве, когда после не продолжительной прогулки ребенок проситься на руки, капризничает. Или нужно осмотреть обувь ребенка – потеря первоначального вида и стоптанная внутренняя часть подошвы и каблук – первый тревожный сигнал.
Подробно изучив этот вопрос, мы поняли, что успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания! – гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений. Среди гигиенических факторов важным условием предупреждением деформации стоп является гигиена обуви и правильно подобранные форма и размеры.
Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам), также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы. Не допускать постановку ноги на всю стопу, шлепанье, шарканье. В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы.
В двигательной деятельности детей дошкольного, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Важно научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий.
Начиная с шестого года жизни (старшая группа), дети приступают к систематическому разучиванию прыжков на скакалке. Во избежание чрезмерной нагрузки на стопу, упражнения в прыжках на скакалке следует чередовать с небольшими интервалами отдыха.
Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения влазании по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, в связи с чем следует чаще применять их как в процессе занятий по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Хорошо если у вас дома есть спортивный уголок. Кроме того, профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп способствуют плавание и езда на велосипеде.
Так как приоритетным направлением нашего детского сада является физкультурно-оздоровительное, над этой проблемой работают многие специалисты ДОУ – медицинский работник, руководитель по плаванию, физкультурный работник, воспитатели и методисты. При поступлении в детский сад дети прошли медицинский осмотр, на котором были выявлены в нашей группе пять человек с подозрением на плоскостопие (в раннем возрасте, как таковой диагноз не ставится). Работа началась в младшей группе и проводилась в разных формах: утренняя гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, занятия по физической культуре, плавание, прогулки и развлечения на свежем воздухе, самомассаж, профилактическая гимнастика. Все эти здоровьесберегающие технологии мы активно использовали в течение четырех лет. Нами разработаны комплексы физических упражнений для формирования и укрепления свода стопы у детей. Важно то, что все упражнения проводятся стоя, сидя и лежа, чтобы не перегружать позвоночник и избегать чрезмерной нагрузки на стопы.
В первые занятия достаточно включить 3 — 4 специальных упражнения для различных групп мышц. В дальнейшем можно увеличить их число до 6. Каждое упражнение следует повторять вначале 4 — 6 раз, затем число повторений постепенно увеличить до десяти – пятнадцати раз.
Если ребенок жалуется на боли в ногах, чувство тяжести, быструю утомляемость, целесообразно, предварительно проконсультировавшись с ортопедом и убедившись в правильности диагноза — плоскостопие, применять массаж стоп и голеней, теплые ванночки, специальные стельки, рекомендованные врачом.
Комплекс упражнений при плоскостопии у детей может включать в себя:
- Попеременное сгибание и разгибание стопы сидя.
- Верчение стоп.
- Так называемые качели. Попеременно ребенок поднимается на пальцах и опускается на пятки.
- Ходьба только на пальцах, с разведением стоп.
- Положите на пол гимнастическую палку. Ходьба по ней очень полезна.
- Приседание на гимнастической палке.
- Поднимание разных предметов пальцами ног.
- Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.
- В исходном положении — сидя на стуле: сгибать пальцы стоп.
- Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной).
- Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.
- Пальцами ног захватывать и приподнимать губку.
- Пальцами ног подтягивать тонкий коврик.
- В исходном положении: стоя на носках, стопы параллельно. Перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение.
- Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.
- Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы.
- Ходьба по бревну боком.
- «попробуй удержи» - упражнение с эластичным бинтом с сопротивлениями, тот же бинт одетый на стопы развести ноги в стороны.
- «Гуси-гуси»(ходьба в полуприсяди).
Помимо этих упражнений ребята ножками катают «скалки» (круглые палки, шипованные ролики), раскатывая «блин», катают шипованные мячики, лазают по канатной лестнице, шведской стенке, прыгают в высоту, играют сидя в футбол, ходят по наклонной доске, поролоновым кочкам, дорожкам с пробками и пуговицами и даже рисуют ногами и перекладывают бусины. Все эти игровые приемы с частой сменой деятельности и с использованием разнообразных цветных предметов приводят детей в восторг, а мы добиваемся своей цели – мышцы стопы рефлекторно работают и приводят к ее укреплению.
Д. Уэбстэр говорил: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук сосредоточение сил может стать почти всемогущим». Поэтому и ведется регулярная работа с родителями в форме практических занятий, индивидуальных бесед, тренингов, информационных стендов с целью привлечения родителей к проблеме профилактики плоскостопия, знакомства их с основами профилактики, специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы, а также, чтобы вызвать осознанное отношение к проблеме и познакомить их с путями решения. Общими усилиями наши цели были достигнуты, и в школу пошли дети со здоровыми ножками.
Литература:
1. В.П.Алферова . Как вырастить здорового ребёнка. СПб.: Медицина, 1991 .
2. Е.Н.Вавилова. Укрепление здоровья детей. М.: Просвещение, 1995.
3. Т.И.Осокина. Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 1988.
ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия у детей. Не следует считать плоскостопие несерьезным заболеванием. При отсутствии лечения заболевание прогрессирует и может привести к ряду осложнений. При плоскостопии подошва теряет свои рессорные свойства и практически полностью теряет амортизацию, что может привести к различным нарушением осанки, таким как сколиоз, заболеваниям коленных и тазобедренных суставах. Так как стопа ребенка формируется до шести-семи лет, профилактике плоскостопия нужно уделять большое внимание заранее, а именно уже с младших групп детского сада. Поэтому эту тему я считаю на сегодняшний день очень актуальной.
Человеческая стопа в процессе эволюции приобрела идеальную форму, которая позволяет распределяться нагрузке равномерно по всей ее поверхности, и это в первую очередь обусловлено наличием сводов стопы. Но идеальная стопа встречается менее, чем у половины населения земного шары. По данным ученых более половины людей страдают различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Плоскостопие – это деформация стопы с отлучением ее сводов. Чаще это продольный свод и подошва становится плоской на всем своем протяжении. Это можно заметить в раннем детстве, когда после не продолжительной прогулки ребенок проситься на руки, капризничает. Или нужно осмотреть обувь ребенка – потеря первоначального вида и стоптанная внутренняя часть подошвы и каблук – первый тревожный сигнал.
Подробно изучив этот вопрос, мы поняли, что успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания! – гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений. Среди гигиенических факторов важным условием предупреждением деформации стоп является гигиена обуви и правильно подобранные форма и размеры.
Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам), также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы. Не допускать постановку ноги на всю стопу, шлепанье, шарканье. В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы.
В двигательной деятельности детей дошкольного, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Важно научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий.
Начиная с шестого года жизни (старшая группа), дети приступают к систематическому разучиванию прыжков на скакалке. Во избежание чрезмерной нагрузки на стопу, упражнения в прыжках на скакалке следует чередовать с небольшими интервалами отдыха.
Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения влазании по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, в связи с чем следует чаще применять их как в процессе занятий по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Хорошо если у вас дома есть спортивный уголок. Кроме того, профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп способствуют плавание и езда на велосипеде.
Так как приоритетным направлением нашего детского сада является физкультурно-оздоровительное, над этой проблемой работают многие специалисты ДОУ – медицинский работник, руководитель по плаванию, физкультурный работник, воспитатели и методисты. При поступлении в детский сад дети прошли медицинский осмотр, на котором были выявлены в нашей группе пять человек с подозрением на плоскостопие (в раннем возрасте, как таковой диагноз не ставится). Работа началась в младшей группе и проводилась в разных формах: утренняя гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, занятия по физической культуре, плавание, прогулки и развлечения на свежем воздухе, самомассаж, профилактическая гимнастика. Все эти здоровьесберегающие технологии мы активно использовали в течение четырех лет. Нами разработаны комплексы физических упражнений для формирования и укрепления свода стопы у детей. Важно то, что все упражнения проводятся стоя, сидя и лежа, чтобы не перегружать позвоночник и избегать чрезмерной нагрузки на стопы.
В первые занятия достаточно включить 3 — 4 специальных упражнения для различных групп мышц. В дальнейшем можно увеличить их число до 6. Каждое упражнение следует повторять вначале 4 — 6 раз, затем число повторений постепенно увеличить до десяти – пятнадцати раз.
Если ребенок жалуется на боли в ногах, чувство тяжести, быструю утомляемость, целесообразно, предварительно проконсультировавшись с ортопедом и убедившись в правильности диагноза — плоскостопие, применять массаж стоп и голеней, теплые ванночки, специальные стельки, рекомендованные врачом.
Комплекс упражнений при плоскостопии у детей может включать в себя:
- Попеременное сгибание и разгибание стопы сидя.
- Верчение стоп.
- Так называемые качели. Попеременно ребенок поднимается на пальцах и опускается на пятки.
- Ходьба только на пальцах, с разведением стоп.
- Положите на пол гимнастическую палку. Ходьба по ней очень полезна.
- Приседание на гимнастической палке.
- Поднимание разных предметов пальцами ног.
- Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.
- В исходном положении — сидя на стуле: сгибать пальцы стоп.
- Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной).
- Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.
- Пальцами ног захватывать и приподнимать губку.
- Пальцами ног подтягивать тонкий коврик.
- В исходном положении: стоя на носках, стопы параллельно. Перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение.
- Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.
- Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы.
- Ходьба по бревну боком.
- «попробуй удержи» - упражнение с эластичным бинтом с сопротивлениями, тот же бинт одетый на стопы развести ноги в стороны.
- «Гуси-гуси»(ходьба в полуприсяди).
Помимо этих упражнений ребята ножками катают «скалки» (круглые палки, шипованные ролики), раскатывая «блин», катают шипованные мячики, лазают по канатной лестнице, шведской стенке, прыгают в высоту, играют сидя в футбол, ходят по наклонной доске, поролоновым кочкам, дорожкам с пробками и пуговицами и даже рисуют ногами и перекладывают бусины. Все эти игровые приемы с частой сменой деятельности и с использованием разнообразных цветных предметов приводят детей в восторг, а мы добиваемся своей цели – мышцы стопы рефлекторно работают и приводят к ее укреплению.
Д. Уэбстэр говорил: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук сосредоточение сил может стать почти всемогущим». Поэтому и ведется регулярная работа с родителями в форме практических занятий, индивидуальных бесед, тренингов, информационных стендов с целью привлечения родителей к проблеме профилактики плоскостопия, знакомства их с основами профилактики, специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы, а также, чтобы вызвать осознанное отношение к проблеме и познакомить их с путями решения. Общими усилиями наши цели были достигнуты, и в школу пошли дети со здоровыми ножками.
Литература:
1. В.П.Алферова . Как вырастить здорового ребёнка. СПб.: Медицина, 1991 .
2. Е.Н.Вавилова. Укрепление здоровья детей. М.: Просвещение, 1995.
3. Т.И.Осокина. Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия"
Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия"...
Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста"
Рекомендации для родителей с примерными комплексами по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей . "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста".
Простые комплексы упражнений, которые без труда могут освоить родители, и выполнять их вместе с детьми.Упражнения интересны по содержанию, так как включают в себя разнообразные предметы и игрушки....
Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия"
Плоскостопие - это деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты продольных сводов в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы....
Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия".
Плоскостопие, без преувеличения, можно назвать социальным заболеванием, учитывая его чрезвычайную распространенность. Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с родственниками и знакомыми – «на к...
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»
Чтобы ваш ребенок не приобрел плоскостопие, нужно тщательно подбирать обувь, которую будет носить ребенок. Ребенок не должен донашивать чужую обувь: разношенная колодка чужой обуви неправильно р...
Консультация для родителей"Профилактика плоскостопия".
В данном материале даны рекомендации и упражнения для профилактики плоскостопия и укрепления свода стопы....