Тренинг для родителей "Стили семейного воспитания"
консультация (младшая группа) на тему

Гончарова Светлана Александровна

Знакомство с целью и задачами групповой работы, темой и формой проведения занятия. Выработка правил работы на тренинге – участникам зачитываются утверждения, которые они должны обсудить и выбрать подходящие для эффективного взаимодействия.

1 Нельзя говорить долго и не по теме, высказываться надо четко и конкретно.

2 Не перебивать друг друга, соблюдать правило «поднятой руки».

3 Следует быть активным, принимать участие во всех видах деятельности.

4 Каждый участник имеет право на собственное мнение, не бояться высказывать его и быть осужденным.

5 То, что происходит на тренинге, не выносится за пределы аудитории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Стили семейного воспитания»

Ход тренинга

1. Вступительное слово ведущего

Инструкция. Знакомство с целью и задачами групповой работы, темой и формой проведения занятия. Выработка правил работы на тренинге – участникам зачитываются утверждения, которые они должны обсудить и выбрать подходящие для эффективного взаимодействия.

  • Нельзя говорить долго и не по теме, высказываться надо четко и конкретно.
  • Не перебивать друг друга, соблюдать правило «поднятой руки».
  • Следует быть активным, принимать участие во всех видах деятельности.
  • Каждый участник имеет право на собственное мнение, не бояться высказывать его и быть осужденным.
  • То, что происходит на тренинге, не выносится за пределы аудитории.

2. Упражнение «Имя и качество»

Инструкция.  Каждый участник представляется по имени и называет то качество, которое больше всего подходит ему по характеру, начинающееся на первую букву его имени. Имена закрепляются с помощью упражнения «Снежный ком». Например:  первый участник – «Я,  Ирина –интересная»,  второй участник, указывая на первого – «Это Ирина, она интересная. Я, Ольга – остроумная», третий (поочередно указывая на первых двух) – «Это Ирина, она интересная, это Ольга – она остроумная. Я,  Мария – мудрая» и  т.д.

3. Мини лекция педагога – психолога «Стили воспитания»

Чтобы приблизиться к «идеальному родителю» нужно научиться соблюдать правило трех « П»: принятие, признание, понимание. (Проходит обсуждение правила).

Сегодня мы с вами поговорим о характере ребенка. Характер – это результат семейного воспитания, и его зачатки можно увидеть уже на третьем году жизни ребенка. Стиль семейного воспитания – это наиболее характерные способы общения родителей с ребенком, использование ими определенных средств и методов педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного взаимодействия. В каждой семье свой стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми очень важно. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня слишком высокий темп жизни, все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня. В следующий раз встречаетесь с детьми уже вечером. Совместный ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить  семью. Однако опять общение ограничивается короткими фразами.  Разве можно нормально поговорить, когда включен телевизор и какая-то женщина    уже третий раз рекламирует стиральный порошок.

Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 20 минут в день. Из них 10 минут приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что существует несколько моделей общения, а значит и воспитания: авторитарный, демократический, попустительский, хаотический и опекающий.

Авторитарный стиль - все решения принимают родители считающие,  что ребенок во всем должен подчиняться  их воле, авторитету. Родители склонные к авторитарному стилю, придерживаются карательно- насильственной дисциплины, чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам.   Они ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Если матери склонны к более «разрешающему» поведению, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Активные, сильные дети сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные – приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может   стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (авторитетный, сотрудничество) – родители поощряют ответственность и самостоятельность своих детей с учетом их возрастных возможностей, уважают личность ребенка,   принимают его таким, какой он есть, дают понять, что его дела важны для них, доверяют, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адекватными.

При таком стиле воспитания родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (либеральный, снисходительный, гипоопека) – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.   Родители с либеральным стилем воспитания почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями.

При таком воспитании у ребенка может формироваться чрезмерное самолюбие, происходит задержка в эмоциональном развитии, возникать           отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут    проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.

Становясь взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение ребенка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) - это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания формируется одна из важных базовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже  агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) - стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит с одной стороны к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

4. Упражнение «Хорошо и плохо»

Инструкция: Участникам предлагаются для обсуждения детские рисунки на тему «Моя семья», отражающие четыре стиля воспитания. Если такая диагностика предварительно не проводилась с детьми, то можно использовать символические картинки. Участники делятся на две команды. Задача первой – назвать  плюсы каждого из обсуждаемых    стилей воспитания. Задача второй – назвать минусы.

5. Мини лекция педагога-психолога «Принцип безусловного принятия»

Поведение ребенка - отзеркаливание стиля вашего с ним общения и воспитания. Теперь необходимо признать свои недостатки и научиться принимать ребенка таким, какой он есть. Безусловно, принимать ребенка - значит любить его не за  то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть. Нередко можно слышать от родителей «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь лениться (драться, грубить, не начнешь хорошо учиться, помогать по дому, слушаться). Прислушаемся, в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если». Условное оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение     внедряется в сознание детей.

Удовлетворение потребности в любви - необходимое   условие нормального развития ребенка. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день. И между прочим не только ребенку, но и взрослому. Конечно, ребенку подобные знаки   безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков - появляются эмоциональные проблемы, отклонение в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы они не были нежелательными или «непозволительными».

6. Упражнение «Поиграй со мной»

Инструкция. Участники делятся по парам, где один – «родитель» другой - «ребенок». «Родитель» очень занят, «ребенок» просит поиграть с ним. Задача: необходимо ответить так, чтобы не нанести душевную травму «ребенку», не обидеть его. По окончанию упражнения проводится      рефлексия.

7. Упражнение «Чего хотят дети»

Примечание: Для   упражнения понадобится рисунок сердца разрезанный на части (по количеству родителей). Каждая часть нумеруется - чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.

Слова педагога-психолога: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось. Запишите одной фразой»

Инструкция: Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердца, после  чего зачитывают и анализируют написанное. Затем педагог - психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети- это много любви, тепла и ласки».

8. Обратная связь.

Инструкция: Участникам предлагается по кругу рассказать о своих впечатлениях от занятия, определить, какой процент полезной информации они получили, насколько оправдались их ожидания.

Педагог- психолог раздает каждому участнику памятку «Что делать и не делать с ребенком дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский тренинг "Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка"

Необходимо вовремя дать знания родителям о стилях семейного воспитания и способствовать приобретению родителями практических навыков и знаний эффективного взаимодействия с детьми....

Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"

Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"...

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций  в духовно - нравственном воспитании....

Тренинг с родителями "Стили семейного воспитания"

В данном материале содержится методическая разработка родительского собрания, которое проводится в виде тренинга. Основная цель данного тренинга заключается в том, чтобы родители осознали  правил...

Консультация для родителей "Стили семейного воспитания" Тренинг для родителей "Я - успешный родитель"

Чтобы приблизиться к идеальному родителю необходимо соблюдать правила трёх «П»: принятие, признание, понимание....

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Стили семейного воспитания»

Знакомство с целью и задачами групповой работы, темой и формой проведения занятия. Выработка правил работы на тренинге – участникам зачитываются утверждения, которые они должны обсудить и ...