Скоро в школу
консультация (подготовительная группа) на тему
Тематическая консультация для родителей воспитанников подготовительных к школе групп. В консультации освещаются следующие вопросы. Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Что должен знать ребенок перед поступлением в школу?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skoro_v_shkolu.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №130 г. Липецка
Скоро в школу
(выступление на родительском собрании в подготовительной группе)
подготовила
педагог-психолог
Николаева О.А.
Липецк – 2016г.
Готовность к школе у большинства родителей связывается с умением сына или дочери писать и считать, внимательно слушать учителя, вести себя «как полагается». Однако, если посмотреть на ситуацию более внимательно, список показателей готовности к школе существенно увеличится. Итак, вашему ребенку будет тем легче адаптироваться к школе, чем больше соответствий приведенным ниже утверждениям вы найдете. Если утверждение явно противоположное вашей сегодняшней ситуации, попробуйте воспользоваться нашими рекомендациями.
- Ребенок чувствует себя уверенно, если рядом нет близких.
Если ваш дошкольник испытывает тревогу, расставаясь с вами, попробуйте привлечь на помощь ритуалы и успокаивающие предметы. Попросите учителя разрешить малышу на первых порах приходить в школу с любимой игрушкой-талисманом — он не откажет вам в просьбе. Некоторые учителя разрешают посадить такой талисман перед собой на парту. Любимая игрушка может лежать и в рюкзаке, передавая малышу уверенность и теплоту родного дома.
- Ребенок контактен, не боится общения с незнакомыми людьми.
Если ребенок испытывает трудности в установлении контакта со взрослыми и детьми, как правило избегает ситуаций общения, дайте ему возможность попрактиковаться в налаживании новых контактов. Например, во время ежедневного визита в парк или на игровую площадку, посещения детской поликлиники и т. д. Проявляйте свою заинтересованность успехами ребенка в этой области, задавая вопросы и подбадривая своими высказываниями («Спасибо, что занял очередь в кассу, иначе нам пришлось бы потратить много времени. Ты просто молодец!»).
- Способен быть организованным при большом скоплении народа.
Если вы хоть раз заходили в обычную школу во время перемены, то согласитесь, что важность этого навыка трудно переоценить. А потому, если ваш ребенок чувствует себя растерянным в местах большого скопления народа, если вам постоянно приходится держать его за руку, если его внимание легко отвлечь яркими или звучащими объектами, попробуйте научить его быть более организованным. Время от времени берите ребенка с собой туда, где можно столкнуться с большим количеством людей. Это может быть праздник с народным гуляньем, какие- то увеселительные мероприятия, походы в цирк или в театр, поездка на общественном транспорте, посещение вокзала или аэропорта. Объясните ему: чтобы не потеряться, нужно четко знать свое имя, фамилию, адрес, куда и зачем ты идешь, а также кто тебя сопровождает. Не забудьте рассказать о правилах безопасности в местах скопления большого количества людей.
- Ребенок не теряется, если его критикуют.
В школе ребенок не только будет слышать похвалу, но и, возможно, столкнется с критикой или даже негативной оценкой результатов своего труда. Кстати, найти повод для критики могут и дети. Если ваш ребенок болезненно относится к критическим замечаниям, постарайтесь ему помочь.
У малыша должен быть опыт получения и похвалы, и порицания. Главное, чтобы он понимал: когда вы критикуете его за что-то, вы даете негативную оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Если самооценка ребенка устойчива, если он понимает ценность своей личности, он будет воспринимать критику конструктивно и стараться что-то изменить в своей работе или поведении.
- Чтобы выполнить задание, ребенку не требуется постоянное внимание и поощрение со стороны взрослых.
Как бы сильно ни хотел этого учитель, он не может уделять постоянное и достаточное внимание каждому из учеников. Возможны ситуации, когда ребенку, чтобы чувствовать себя уверенно и продолжать занятие, необходима похвала, а учитель в силу занятости не замечает этого. Что предпринять? Ко времени поступления в школу ребенок уже не должен нуждаться в постоянном внимании и поощрении. Достаточно, если он знает, что вы гордитесь им и цените его достижения. Со временем ребенок научится сам оценивать свои успехи в том или ином деле и будет меньше зависеть от мнения взрослых. Когда ребенок был совсем маленьким, вы хвалили его за каждое движение, каждое новое слово. Теперь, когда он подрос, попробуйте перейти на другой «график» похвалы и одобрения. Похвалите его за то, что он начал работать самостоятельно, а потом уже за готовый результат. Тогда и в школе он не будет ждать от учителя оценки каждого шага в своей работе.
- Ребенок успешно занимается в условиях конкуренции с другими детьми.
В школе ребенку придется конкурировать со своими одноклассниками за внимание учителя. Возможно, ему не но душе придется осознание того, что кто-то из сверстников справляется с заданием лучше, чем он. Одни дети и подобной ситуации становятся собраннее, начинают заниматься лучше, а другие испытывают настоящий стресс. Наверняка в подобные ситуации попадал и ваш дошкольник. Как быть? Дайте возможность малышу попробовать себя в таких играх и занятиях со сверстниками, которые включают соревновательные моменты. Помогайте понять, почему кто-то из детей преуспел в определенном занятии больше, чем он. Предлагайте на выбор различные занятия, в которых он будет чувствовать себя успешным.
- Ребенок работает самостоятельно.
В школе малышу придется работать самостоятельно. И чем раньше этот навык будет приобретен, тем лучше. Большинству родителей спокойнее, если ребенок всегда на виду. Однако для воспитания самостоятельности вам придется предоставить больше свободы вашему дошкольнику. Если нет возможности предоставить ребенку отдельную комнату, стоит выделить ему постоянное место дли игр и других занятий. Когда у ребенка что-то не получается в игре или другом занятии, не бросайтесь на помощь немедленно — стимулируйте его попытки справиться с ситуацией самостоятельно. Поддерживайте его стремление сделать что-то самому, хвалите за результат, всегда отмечайте новые достижения, связанные с его самостоятельными действиями.
- Ребенок усидчив, способен не отвлекаясь работать в течение определенного времени.
Для большинства детей вписаться в школьный режим, который требует усидчивости в течение 40—45 минут урока, — задача очень непростая. Конечно, трудно сдерживать свое желание подвигаться, снять накопившееся напряжение. И каждый учитель владеет рядом приемов, помогающих ученикам расслабиться, снять физическое и умственное напряжение. Однако, воспитывая усидчивость вашего дошкольника, вы не только облегчите задачу учителю, но и в первую очередь поможете малышу. В ежедневном репертуаре занятий ребенка должны быть самые разнообразные занятия. Чередуйте в течение дня и спокойные игры за столом, и помощь взрослым в домашней работе, и игру с водой и песком, и совместное чтение, и поездки в машине или общественном транспорте, и просмотр телепередач. Обязательно включите в дневное расписание подвижные игры, особенно для активного малыша. Если он привыкнет, что визжать и носиться можно в «шумное время», то будет способен ждать до перемены, чтобы «выпустить пар». Нужно также иметь в виду, что для некоторых детей шумное, беспокойное поведение на уроке — это средство получить внимание учителя. Возможно, ребенку не достаточно того времени, которое вы тратите на общение с ним, или само качество общения оставляет желать лучшего. Попробуйте изменить свое отношение к ребенку, постарайтесь понять, какая поддержка ему требуется, чтобы чувствовать себя уверенным.
- Ребенок выражает свои потребности словами.
Родители часто понимают своего ребенка без слов. Другие люди, включая учителей и одноклассников ребенка, далеко не всегда могут угадать его состояние и потребности только по выражению лица или телодвижениям. Проблем в школе будет гораздо меньше, если ребенок научится выражать свои нужды словами. Поощряйте ребенка выражать свою просьбу словами, даже если знаете, чего он хочет. Побуждайте его рассказывать о своем дне, даже если вы провели его вместе. По возможности организуйте такие ситуации, когда малышу нужно попросить о помощи другого взрослого или ребенка.
- Ребенок имеет элементарные навыки учебной работы.
Ваш ребенок имеет полное право пойти в школу, не умея читать, писать или считать. И все же он будет чувствовать себя увереннее, если у него будут какие-то элементарные учебные навыки. Начинать новый важный период жизни лучше с ощущения «я могу делать вот это и то», чем с ощущения «я не могу делать ничего, что умеют другие дети».
Подготовьте руку ребенка к письму с помощью специальных упражнений, развивайте наблюдательность, умение подмечать мелкие детали. Помогайте понять, что работа — это умение спланировать и самостоятельно начать, а потом закончить какое-то занятие, оценить свой результат, умение действовать по словесной инструкции. Поощряйте желание узнать, как называются буквы, как они сливаются в слоги, познакомьте с понятием числа, предложите новые способы «познания мира».
Вопросы на общую эрудицию
(проверьте, что знает Ваш ребенок)
- Назови свое имя, отчество, фамилию.
- Назови свой адрес.
- Как зовут твою маму? Как зовут твоего папу?
- Где работает твоя мама? Где работает твой папа?
- В какой стране ты живешь? Назови столицу.
- Сколько времен года ты знаешь? Чем они отличаются? м
- Назови все летние месяцы.
- Чем отличается белка от зайца?
- Назови одним словом яблоко, грушу, сливу, персик, апельсин.
- Что означает зеленый цвет светофора?
- Какие профессии ты знаешь?
- Есть ли у тебя любимая сказка? Можешь ли ты рассказать, о чем она?
- Какие названия деревьев ты знаешь?
- Если сегодня понедельник, то какой день был вчера?
- Где живут слон, страус, обезьяны?
- Зачем дети ходят в школу?
- Какие ягоды растут в лесу?
- Какие животные дают молоко? Что делают из молока?
- Назови все зимние месяцы.
- Когда птицы улетают на юг?
- Чем похожи кошка и собака?
- У утки — утенок, у кошки — котенок, у собаки — ... (щенок).
- Что делает учитель? Что делает врач? Что делает повар?
- Во что дети играют зимой?
- Что ты делаешь, когда приходишь с улицы?
- Зачем нужны правила дорожного движения?
- Ты живешь в доме, а где живут муравей, птица, рыба, мышка?
- Если ты нечаянно толкнул кого-то, что ты скажешь?
- Из пяти слов выбери лишнее: ложка, тарелка, чашка, кастрюля, табурет.
- Каких писателей ты знаешь?
- Чем похожи река и море? Чем они отличаются?
- Как ты думаешь, почему некоторые люди носят очки?
- Для чего дети ходят в детский сад?
- Как ты думаешь, что будет, если в городе не останется ни одного дерева?
- Из чего пекут хлеб?
- В какое время года чаще всего идет дождь?
- Где совсем нет воды?
- Назови одним словом автобус, троллейбус, метро, машину.
- Каких сказочных персонажей ты знаешь?
- Что ты скажешь, когда придешь к своему другу на день рождения?
- Зачем нужны лекарства?
- Где живет Снежная Королева?
- Где растут огурцы, помидоры, морковь?
- Чем отличаются бабочка и стрекоза?
- Когда медведь впадает в спячку?
- Если бы ты пошел один из детского сада домой, как бы ты нашел дорогу?
- Почему нельзя сначала есть шоколад, а потом суп?
- Назови лишнее имя: Артем, Сергей, Игорь, Марина, Денис.
- Если бы ты был художником, каким бы цветом ты нарисовал зиму, весну, осень, лето?
- Скажи наоборот (предложить ребенку назвать слово, противоположное по значению: добрый (злой), веселый (грустный), светлый (темный) и т.д.).
Литература:
- Расту, играю, развиваюсь!: Занятия с ребенком от рождения до шести лет/ авт. – сост. Г.Е.Акимова.- Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
- Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"
Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....
Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"
Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Скоро в школу».
Родительское собрание "Скоро в школу"...
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...
Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"
Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы! Целью проведения данного анкетирования является выяснение психологической готовности к школе не только будущ...
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...