Психические процессы: младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.
консультация на тему
Памятка для родителей о формировании памяти, воображения,внимания и мышления от ладенчества до школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс | Младенчество | Ранний возраст | Дошкольный возраст |
Внимание | - первоначально выступает как реакция сосредоточения; - сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними; - сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему; - появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности. | - расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок; - малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи; - под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания; - внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, - наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. | - значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость; - складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; - внимание становится опосредованным; - появляются элементы послепроизвольного внимания. |
Процесс | Младенчество | Ранний возраст | Дошкольный возраст |
Сенсорное развитие | - складывается акт рассматривания предметов; - формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения; - устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки; - устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым. | - складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам; - возникают представления о свойствах предметов; - освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности; - развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка. | - зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим; - осваиваются сенсорные эталоны; - возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; - с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется. |
Память | - память функционирует «внутри» ощущений и восприятий; - она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением; - материал фиксируется ребенком непроизвольно; - сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти. | - обогащается содержание представлений; - возрастает объем и прочность сохранения материала; - появляется новый процесс памяти - воспроизведение; - бурное развитие получает словесная память. | - преобладает непроизвольная образная память; - память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; - словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; - складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка; - формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания; - по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности. |
Процесс | Младенчество | Ранний возраст | Дошкольный возраст |
Воображение | - складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание; - воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов; - воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. | - воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; - оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; - ребенок осваивает приемы и средства создания образов; - воображение переходит во внутренний план, отпадает Heобходимость в наглядной опоре для создания образов. | |
Мышление | - к концу первого года жизни ребенок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи, которые в восприятии не даны; - мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, оно включено в практические манипуляции с предметами; - возникают предпосылки развития любознательности. | - мышление возникает и функционирует в предметной деятельности; - освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами; - ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления; - включение речи в процесс решения малышом мыслительной задачи организует его, придавая целенаправленность; - у ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных, действий; - представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-образного мышления у дошкольника. | - ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится внеситуативным; - освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений; - детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; - появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления; - ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных; - возникают попытки объяснить явления и процессы; - экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы; - складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость. |
Развитие деятельности | Младенчество | Ранний возраст | Дошкольный возраст |
Бытовая деятельность | - у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический человеческий биоритм «сон-бодрствование»; - через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей начинается процесс их очеловечивания; - выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется положительное эмоциональное отношение к ним; - формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения (нравится купаться, любит кашу); - закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми процессами. | - бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведения; - формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности; - ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности; - у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целеустремленность). | - формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их; - происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности; - изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту; - складываются первые бытовые привычки; - ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе. |
Трудовая деятельность | источник трудовой деятельности ребенка находится в потребности жить со взрослым общей жизнью, выполнять совместную с ним общую деятельность, действовать как взрослый. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности. Назовем их: - освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших трудовых умений и навыков; - стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым. | - складываются общественные мотивы труда; - расширяются и усложняются трудовые умения и навыки; - формируются целеполагание, планирование и самоконтроль; - расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности; |
Развитие деятельности | Младенчество | Ранний возраст | Дошкольный возраст |
Игровая деятельность | Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями, то есть в предметной деятельности зарождается игра как предметно-игровая деятельность. Игре с элементами мнимой ситуации предшествуют два этапа игры младенца: ознакомительный и отобразительный. На первом действия с игрушками, как и с любыми другими предметами, носят манипулятивный характер. Мотив задается через предмет-игрушку. Ко второму малыш переходит тогда, когда сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке некоторые ее свойства (мячик подпрыгивает, катится, он упругий и гладкий). Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушками, связанные с их физическими свойствами (вкладывают один предмет в другой, катают, двигают, стучат, ударяют одним о другой, чтобы услышать звук, и прочее). Мотив такой предметно-игровой деятельности заключается в вероятностном характере результата игрового действия: мячик можно оттолкнуть или приблизить к себе. Отобразительные предметно-игровые действия характерны для ребенка от 5-6 мес. до 1 года 6 мес. | Предпосылки сюжетно – ролевой игры. - ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы-заместители в соответствии с их игровым значением; - усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей; - действия обобщаются и отделяются от предмета; - ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого; - происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый. Особенности развития игровой деятельности: - формируются первые игровые умения; - складывается способность ставить и решать игровые задачи; - начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх; - формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры. | Использование предметов-заместителей обогащает детскую игру, расширяет возможности моделирования действительности и способствует развитию знаково-символической функции сознания.в сюжетно-ролевой игре ребенок осуществляет символизацию (замещение) двух видов. Во-первых, он переносит действие с одного предмета на другой при переименовании предмета, что выступает средством моделирования человеческих действий. Во-вторых, он берет на себя роль взрослого при воспроизведении смысла человеческой деятельности посредством обобщенных и сокращенных действий, приобретающих характер изобразительных жестов, что выступает как средство моделирования социальных отношений.Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.Постепенно дошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов.Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации. Эту группу игр иногда называют творческими. Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации. Эту группу игр иногда называют творческими. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводя с помощью ролей и игровых действий. Другая группа игр - это игры с правилами, специально созданные взрослыми в воспитательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. |
§ 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками
Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию.
Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обращается к нему с вопросами («А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?»). Взрослый же выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения. На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками.
В 1,5 года происходит перелом в отношениях с ровесниками. Развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой ровесника. Одновременно развивается чувствительность к отношению товарищей.
К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками -эмоционально-практическая Новая потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место вслед за потребностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.
Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми - жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.
В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.
У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На 5-м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.
Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.
Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.
Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения - речь.
К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.
Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. При недостатке общения со взрослыми общение с ровесниками выполняет компенсаторную функцию.
Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие психических процессов у детей младшего дошкольного возраста
Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. В данном материале дан обзор высших психических функций...
Коорекционно – развивающие занятия по развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие слуховой памяти»
Цель данного занятия - развитие и коррекция познавательной сферы психики.В этом занятие используются различные игры на развитие психических процессов, межполушарного взаимодействия, мелкой мотор...
Конспект занятия по коррекции и развитию психических процессов с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Развивающие игры»
Конспект занятия по коррекции и развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста тема «Развивающие игры». Занятие, направленное на развитие (коррекцию) познавательных процессов у д...
Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Рекомендация от дефектолога для воспитателей по использованию дидактических игр для коррекции психических процессов....
Пластилинография-как средство развития творческих и психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Методы и приемы работы в лепке, результативность....
«Использование игр и игровых упражнений по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье
Адресована воспитателям, логопедам и родителям. Может быть использована при составлении индивидуальных маршрутов....
Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста
Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...