Информационная безопасность
консультация на тему
Консультация для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_bezopasnost.docx | 37.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов
Тема: «Информационная безопасность»
Во многих странах действуют нормы закона, которые призваны защитить детей от негативных воздействий на их развитие. В нашей стране новый ФЗ «О защите детей от вредной информации» действует с 1 сентября 2012г.
Под запретом: реклама алкоголя и табака, а также СМИ, книги, фильмы, компьютерные игры и программы, пропагандирующие социальное, расовое, национальное и религиозное неравенство, насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию и антиобщественное поведение. Субъекты РФ своими законами будут устанавливать нормативы распространения такого рода продукции, чтобы она была недоступна молодым людям, не достигшим 18 лет. СМИ будут маркировать свою продукцию ссылкой на возраст, с которого она разрешена для прочтения или просмотра.
Подобные запреты призваны защитить детей от негативных воздействий на их развитие.
Детская психика во многом не сформирована, у ребёнка ещё не заложено критическое восприятие информации. Серьёзную опасность представляет информация, которую дети черпают из Интернета. Ребёнок может натолкнуться на сайты знакомств для взрослых, клубы самоубийц, страницы различных религиозных сект и любителей наркотиков. (Около 25% пользователей Интернета в Челябинске – несовершеннолетние). Однако, сегодня едва ли не главным просветителем, закладывающим в сознание ребёнка поведенческие установки, стал телевизор.
Нужно ли и можно ли смотреть телевизор малышу? По этому поводу существуют разные мнения. Давайте разберемся, какую пользу может принести телевидение для ребенка и чем оно может быть для него опасно.
Конечно, нельзя полностью отрицать положительное влияние телевизора, как источника информации. Бесспорно, без просмотра мультфильмов, детских передач не обойтись. Они способствуют развитию ребёнка, формированию его мировоззрения, он лучше познает мир, узнает много нового. Кроме того, есть очень много интересных познавательных программ, которые не только развивают кругозор, могут с успехом применяться в учебном процессе. Но опять же, телевизионные передачи должны только лишь дополнять основной процесс обучения.
Однако и вред телевидения в настоящее время нельзя отрицать. Постепенно оно превращается в школу разврата. Наиболее сильно влияние телевизор оказывает на детей, так как взрослый человек может понять, что не всё, увиденное им в фильмах и шоу является нормой. Детский мозг устроен совершенно по-другому, чем мозг взрослого человека, который обладает огромным количеством фильтров. Маленький человек абсолютно все воспринимает взаправду, полностью доверяя всему увиденному. Он еще не может адекватно апеллировать категориями добро и зло, хорошо и плохо. Детский мозг воспринимает увиденное не просто как поток информации, а как руководство к действию. Так, сцены насилия ведут к тому, что человек потихоньку привыкает к обесцениванию жизни: различные боевики и триллеры учат тому, что человека убить очень легко. Дети, насмотревшись кровавых сцен, утрачивают страх перед смертью, и считают, что жизнь легко может быть прервана. Возможно, именно отсюда участившиеся случаи суицида. Второй неприятный момент – это падение нравственности и культуры. Реалити-шоу настолько крепко внедряются в подсознание, что многие дети начинают вести себя так же, как их герои. А ведь в подобных программах показывается общение, полное ссор и ругани, общение, доходящее порой до рукоприкладства, тогда как в жизни, напротив, следует стремиться к бесконфликтности. Кроме того, идет сплошная пропаганда красивой жизни. Кино и сериалы нацеливают на то, что богатым стать легко и просто: деньги приходят сами собой. Из-за этого многие, особенно школьники, уходят от реальности в фантазийные миры. На экране дети видят другой мир, находят то, что им недоступно в нашем мире. В фильмах – пляжи, отдыхи, деньги, а здесь все серо и скучно. Если слишком много думать об этом, можно дойти даже до самоубийства.
Реклама также совсем небезобидна. К сожалению, она непосредственно влияет на формирование нездоровых привычек у детей, поскольку, главным образом, рекламируются продукты быстрого приготовления. Это продукты с высоким содержанием жира, холестерина, сахара. Ученые утверждают, что реклама оказывает на детскую аудиторию заметное влияние. Так, дети, уделяющие телевидению много времени, покупают и потребляют значительно больше конфет, хот-догов, газированной воды, чипсов, чем остальные их сверстники. Малыши при этом всерьез считают, что какие-либо сладости или хлопья помогут им стать сильными и здоровыми. А подростки уверены, что только банка пива спасет от скуки обыденной жизни - и сделает их настоящими мужчинами.
Все дети обожают смотреть мультфильмы. Для детского сознания мультфильм – не вымысел, а ожившая реальность и все герои действительно существуют, поэтому так сложно оторваться от голубого экрана. Без сомнения, события, происходящие в мультфильме, развивают воображение и мышление малыша, формируют его мировоззрение. Персонажи любимых мультфильмов – друзья ребенка. Они учат его взаимодействовать с окружающим миром, формируют представления о добре и зле, учат справляться с трудностями. Дети всегда ассоциируют себя с главными героями (мультиков, фильмов, книг). Причем нередко они перенимают не только манеру поведения героя, но и его душевные качества. Поэтому очень внимательно относитесь к тому, что смотрит ваш малыш. Ведь есть немало мультфильмов с непривлекательными и опасными персонажами.
К сожалению, во многих современных мультфильмах не соблюдаются элементарные этические законы, такие сказки вредны для неокрепшего сознания крохи.
Мультфильм опасен для малыша, если:
- главные герои ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим (калечат или убивают друг друга, взрывают машины, поджигают дома);
- персонажи демонстрируют опасные для жизни формы поведения (бегают по крышам, прыгают с высоты, едут на подножке скоростного поезда…);
- неуважительно относятся к людям, животным, растениям;
- плохое поведение героев никто не наказывает и не осуждает;
- персонажи насмехаются над больными, беспомощными, стариками;
- герои несимпатичны или откровенно уродливы.
Подобные мультики провоцируют неадекватное поведение малышей. Увы, полностью оградить ребенка от просмотра подобных мультфильмов не получится. Дети общаются в детском саду, на площадке и, конечно, обсуждают персонажей. Малыш почувствует себя «белой вороной», если будет не в курсе событий. Зато в ваших силах научить его отличать хорошие мультики от плохих. Обсуждайте с ребенком сюжет, объясняйте, что происходит с героями, анализируйте их поведение.
Выбирайте те, где главный герой борется за правду, защищает слабых. В большинстве своем мультфильмы советских времен – это настоящие энциклопедии дружбы, любви, взаимоуважения и взаимопомощи. В них пропагандируются вечные ценности. Дети хорошо воспринимают русские мультфильмы. Диснеевские же лучше ограничить, так как они слишком хаотичны. Ребенок не должен видеть фильмы ужасов и криминальные фильмы с насилием. Из ужастиков наиболее вредны фильмы-катастрофы, где показывают землетрясения, падения метеоритов и т. п. Малыш, увлеченный таким фильмом, перестает различать, правда это или вымысел.
Это что касается нравственной стороны вопроса. А как сказывается отдых перед телевизором на способностях и здоровье детей?
Телевизор - источник большого потока информации. В основном эта информация поступает в зрительной форме. Это большой объем. По своей емкости зрительный ряд намного превосходит другие способы подачи информации. По данным специалистов - 1 картинка заменяет 1000 слов. То есть два часа просмотра телевизора равносильно прочтению нескольких толстых книг. Это огромная перегрузка. Ребенок не в состоянии усвоить такой объем информации за короткий отрезок времени, он утомляется. Примеры этого мы видим постоянно. Наверное, каждый из нас замечал, что после просмотра телевизора наши дети с трудом справляются с домашними уроками, они рассеяны, жалуются на усталость, головную боль и т.д.
Еще одно важное отрицательное действие телевизора для детей - это влияние на развитие образной памяти и мышления. Пик ее развития приходится на младший школьный возраст. И если ее не развивать, и разрешать ребенку много времени проводить у телевизора, то в дальнейшем, возможности зрительной памяти будут минимальны. Дело в том, что способность длительно зрительно удерживать какую-либо картинку характеризует возможности нашей зрительной памяти. Чем дольше мы ее удерживаем, тем лучше наша память. При просмотре телевизора новый кадр гасит предыдущий. И происходит это все очень быстро, зрительная память при этом не тренируется. Наши дети очень много смотрят телевизор и именно с этим связано, что у многих из них образное мышление практически не развито. Очень часто можно услышать жалобы учителей, что современные школьники не могут зрительно представить ни одной модели строения какого-либо вещества или геометрической фигуры.
Телевизор тормозит также развитие воображения. Когда школьник смотрит художественные фильмы, у него создается конкретный внешний образ героя. Формируется мнение, что этот герой может быть только такой, как он выглядит на экране. Это не дает возможности создать свой зрительный образ, на ребенка давит авторитет телевидения. А он очень велик. Считается, что то, что увидено с экрана все правильно и другого быть просто не может. (Результаты диагностики уровня развития воображения детей подготовительных групп нашего ДОУ: только 20% имеют развитое воображение, 46% - средний уровень развития воображения и 34% - низкий уровень)
Малыши, которые проводят много времени у экрана, позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Неконтролируемый просмотр телепередач является одной из причин гиперактивности и возбудимости. Дети, которые смотрят телепередачи более двух часов в день, как правило, хуже учатся. Особенно тяжело им дается чтение. Совсем низкой успеваемостью отличаются те дети, которые проводят у экрана более четырех часов.
Основной канал восприятия у детей – кинестетический (двигательный). Звук и картинку мозг малыша обрабатывает быстрее, если ребенок двигается, исследует, манипулирует предметами. А этого даже самый яркий и эффектный мультик дать, увы, не может.
К тому же у малышей еще недостаточно зрелая нервная система, они не в состоянии долго удерживать внимание. Причем сам ребенок вряд ли отвлечется от увлекательного зрелища (хоть потом и будет капризничать от усталости), ведь картинка на экране завораживает.
Телевидение не требует обратной связи от зрителя. Ребёнок смотрит на экран, при этом он ничего не проговаривает и впечатление, что он все из просмотренного усвоил иллюзорно. Чтобы этого не происходило, после просмотра передачи надо обязательно обсуждать с детьми все увиденное.
Телевизор — это дополнительный провоцирующий фактор появления страхов в детском возрасте. Крайне нежелателен и просмотр боевиков. У малыша может сформироваться представление о том, что сила и способность убивать — главная ценность в жизни. Ребенок может начать думать, что самый лучший способ справиться с проблемой — это просто уничтожить ее источник. По статистике, если ребенок по 3—4 часа в день смотрит взрослые телепередачи, то еще до окончания начальной школы он увидит около 8000 убийств!
Как уменьшить отрицательное воздействие телевизора?
- Строго лимитируйте время пребывания ребенка у телевизора. Выбирайте короткометражные фильмы, а длинные или многосерийные смотрите в несколько заходов.
- Кроме ограничения времени, родители должны запретить просмотр передач, где демонстрируются сцены жестокости и насилия.
- Обсуждайте с ребенком увиденное.
- Не заменяйте живое общение просмотром мультфильмов. К сожалению, сегодня мультфильмы исполняют роль теленяни. Малыш чувствует, когда родители включают телевизор, чтобы отдохнуть от него. Крохе важнее личное общение.
- Читайте с ребёнком вслух. Это развивает образное мышление. При выразительном чтении также возникают зрительные образы. Важно еще и то, что при чтении ребенок устает намного меньше. Когда ребенок читает, он находится в творческом состоянии, так как в это время у него работают оба полушария мозга. Во время просмотра телепередач работает только одно полушарие, через какое-то время возникает утомление. Во время чтения происходит переключение работы одного полушария на другое. Утомление возникает намного позже. Чтение вслух развивает речь. При этом тренируется голосовой аппарат - мышцы лица - и голосовые связки. Текст запоминается лучше, так как участвует также и слуховая память. Даже читая про себя, обогащается словарный запас. Дело в том, что при чтении ребенок проговаривает текст про себя, чего не происходит при просмотре телепередач.
Конечно, нельзя выключить сразу все телевизоры или запретить детям смотреть телепередачи. Но надо следить, чтобы телевизор не являлся единственным источником развлечений, а тем более способом отдыха.
Нужно помочь детям проводить время более целесообразно, суметь найти другое занятие. Осознать негативное влияние телевизора. Научиться сравнивать. Надо научить ребенка постоянно узнавать что-то новое, сделать его жизнь насыщенной и богатой. Если ребенок постоянно сидит перед телевизором, это говорит о том, что ему нечем заняться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Что такое информационная безопасность ребенка. Безопасный интернет детям.»
Всемирная паутина – друг или враг? Таким вопросом задаются лишь родители, чьи дети буквально погрязли в просторах социальных сетей. Отсюда и вредные привычки, и некрасивые слова, и нелепая инфор...
Городской конкурс "Безопасность в информационном обществе - 2019". Конспект родительского собрания "Информационная безопасность ребенка в семье"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18829528","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]]...
Конспект занятия по информационной безопасности «Безопасный интернет» (старшая группа)
Обучение воспитанников основам безопасной работы в интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет....
Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Безопасные танцы»
Тема: «Формирование информационной безопасности у детей дошкольного возраста» Название занятия: «Безопасные танцы»...
Конспект занятия по информационной безопасности «Безопасный Интернет – детям»
Обучение воспитанников основам безопасной работы в интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.Познакомить с правилами безопасной работы в Интернете;По...
Конспект занятия по информационной безопасности «Безопасный интернет» (старшая группа)
Цель: Обучение воспитанников основам безопасной работы в интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет....
Конспект по информационной безопасности «Безопасный интернет»
Конспект по информационной безопасности «Безопасный интернет»...