Что такое школьная зрелость.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Что такое "школьная зрелость"?
Готовность ребенка к школе — понятие интегральное, комплексное, включающее все стороны развития ребенка.
Бесспорно, чем лучше организм ребенка готов к тем изменениям, которые связаны с началом обучения в школе, к тем трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем спокойнее и безобиднее будет протекать процесс приспособления к школе.
Что же такое готовность к обучению, из чего она складывается, чем определяется? Почему проблема готовности встала сейчас с особой остротой?
Проблема подготовленности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала-то, наверное, всегда) в связи с более ранним началом систематического обучения в школе (и не только в нашей стране, но практически во всех цивилизованных странах). В каком возрасте лучше начинать обучение, в каком возрасте и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, не скажется отрицательно на его здоровье, как лучше учить — решением всех этих проблем занимаются ученые и практические работники разных отраслей знаний: педагоги и школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики.
Предлагалось и предлагается сейчас немало способов определения подготовленности ребенка к обучению. Одни ученые и специалисты считали достаточным критерием достижение определенной степени морфологического развития (например, смену молочных зубов), другие связывали готовность непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенный уровень психического и прежде всего личностного развития.
Как показало теперь уже многолетнее изучение этой проблемы и в эксперименте, и при массовом обучении в школе детей с 6 лет, готовность ребенка к школе определяется его психическим и физическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Имеет значение весь комплекс факторов.
Почему же так необходимо определить подготовленность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше ~ до поступления в школу? Много ли детей поступает в первый класс неподготовленными? Для чего все это и нужно знать?
...Известно, что более половины не готовых к школе детей имеют низкую успеваемость, а значит, определение степени подготовленности является одной из мер предупреждения неуспеваемости. Неготовность для учителей и родителей — сигнал, показывающий необходимость пристального внимания к ребенку, поиска более эффективных средств и методов обучения, индивидуального подхода, учитывающего особенности и возможности, ребенка.
Но тревогу врачей вызывают не только неуспевающие не готовые дети, но и хорошо успевающие (именно эти дети выпадают из поля зрения и родителей, и учителя: «Собственно говоря, тревожиться не о чем — ребенок учится-то хорошо».) Дело в том, что хорошая успеваемость ребенка при недостаточной функциональной подготовленности организма достается, как правило, очень высокой «физиологической ценой», вызывая чрезмерное напряжение систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате — к нарушению состояния здоровья. Этим детям необходимы особый, щадящий режим и особое внимание родителей.
Недостаточная подготовленность к обучению (особенно если она связана с состоянием здоровья ребенка) вовсе не является препятствием к обучению, важно только знать и учитывать эти особенности ребенка. Конечно, в каждом отдельном случае необходимо решить основной вопрос: целесообразно ли данному ребенку идти в школу в 6 лет, а может быть, лучше провести еще год в детском саду или дома. Значительному числу не готовых детей более щадящий режим детского сада позволяет укрепить здоровье, подготовиться к школе. Через год учиться такому ребенку будет гораздо легче.
Иногда этот год просто необходим для укрепления здоровья, иногда требуется специальный комплекс занятий по формированию психологической готовности ребенка к школе, по развитию некоторых физиологических функций, важных для успешного обучения. Однако многие родители не только торопятся в школу, но и настаивают на необходимости учиться по более интенсивной трехлетней программе начальной школы.
...Специальные исследования, проведенные в разных странах, показали, что количество детей, не подготовленных к обучению, закономерно уменьшается в период от 5 до 7 лет, то есть чем старше дети, тем меньше среди них таких. Больше всего не готовых детей в возрасте 5 — 5,5 года — около 80%. В 6 лет таких детей уже намного меньше — 51%, а в 6,5 — 32%. В семилетнем возрасте число не готовых к школе детей снижается до 13%.
...Конечно, родителям не столь важны эти абсолютные цифры динамики подготовленности детей к школе, сколь важна закономерность: во-первых, резкое увеличение числа подготовленных к обучению детей в возрасте от 5 до 6,5 года, а во-вторых, то, что определенное количество не подготовленных к обучению детей может даже не зависеть от их возраста. Именно эти факторы вызывают необходимость тщательного медико-педагогического отбора детей в школу и определения уровня подготовленности ребенка к систематическому обучению в школе.
Речь идет именно о систематическом обучении в определенных условиях классно-урочной системы, по определенной программе, потому что учить ребенка индивидуально, по индивидуальной программе можно и в 3, а в 4, и в 5 лет, а вот учиться в школе без перенапряжения может только тот, кто к такому обучению готов. Поэтому давайте разберемся, что же такое подготовленность ребенка к школе.
Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социального статуса ребенка, а также изменением ведущего вида деятельности, требует определенной психологической подготовленности к школе. Для дошкольника ведущий вид деятельности — ролевая игра.
„.Способность ребенка понимать и устойчиво удерживать особую роль ученика является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности — учебу и подчиниться ее требованиям, необходимым условиям. Далеко не все дети обладают этой способностью, и, несмотря На достаточный объем знаний и хорошую память, они с трудом адаптируются в школе.
...Изменение социального статуса ребенка и его нормальная адаптация в новых условиях во многом определяются уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной адаптации к школе необходимо, чтобы ребенок сумел безболезненно принять новые требования, понял и принял специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, чтобы отличал учительницу от бабушки, с которой можно капризничать, в то время как в школе этого делать нельзя. То есть ребенок должен быть готов понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения.
Ребенку необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе, так как коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе.
Умение сосредоточиться, удержать свое внимание на определенной деятельности, слушать -учителя не отвлекаясь также различно у разных детей. Одни не могут и пяти минут работать сосредоточенно, другие весь урок внимательны и работоспособны. Однако причины такого невнимания могут быть разными: это и особенности высшей нервной деятельности ребенка — слабость нервной системы; это может быть и результатом быстрой истощаемости и утомляемости ввиду плохого состояния здоровья, но может быть результатом и собственно психологической неподготовленности — слабого развития произвольности внимания, памяти, деятельности.
Психологические механизмы, лежащие в основе произвольности, то есть умения и способности действовать по инструкции, регулировать свое поведение, складываются только в определенном возрасте, как правило, не раньше 6 лет. Иначе ребенок может отказаться выполнять порученную работу. Кстати, это наиболее безболезненный для него вариант. Но если родители настаивают, не считаются с состоянием ребенка, занятия не только не пойдут на пользу, но могут привести к резкому ухудшению состояния здоровья.
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать с4ое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.
Д, Эльконин
Оценка подготовленности ребенка к школе прежде всего по уровню интеллектуального развития ребенка — наиболее распространенная ошибка и учителей, и родителей. Многие считают, что необходимое условие подготовленности — максимально больший объем знаний, которые должен иметь дошкольник. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей в расчет не принимаются. Папы и мамы, не научив ребенка шнурки завязывать, запихивают в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными особенностями. Не однажды во время работы в школьной приемной комиссии нам доводилось встречать таких детей. Они приходят в класс читающими, считающими, но через полгода их обгоняют те, кто не умел ни читать, ни считать. Часто они не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не подкрепляет их работу похвалой, как они привыкли, занимаясь дома с мамой или бабушкой. В условиях работы в классе, к сожалению, возможности для индивидуальной работы с такими детьми минимальны, и они быстро теряют интерес к учебе, а так как сами сосредоточиться и активно работать не могут, то начинают отставать, и примерно с середины учебного года учиться им становится все труднее и труднее. А родители не могут понять, в чем дело.
...Важной чертой интеллектуальной подготовленности к школе являются не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, но и умение увидеть связи, закономерности. Желание ребенка понять «что, отчего и почему» показывает изменение познавательных мотивов его деятельности, его способность и умение сравнивать одни предметы с другими, анализировать их, делать простые обобщения и выводы. А бывает так: ребенок рассуждает об астрономии или других «высоких материях» («Сказки мне не читают, папа говорит: «Нечего глупостями заниматься». Он читает мне про звезды»), но не умеет составить самый простой рассказ по картинке, описать то, что видит вокруг себя, не умеет сделать самый простой вывод из рассказанной ему истории.
...Учителя предпочитают получить ребенка, которого специально не учили ни писать, ни читать. Почему? Потому что процесс письма и чтения имеет очень сложную психофизиологическую структуру, и неправильное обучение до школы только затруднит этот процесс в школе, ведь учителю придется не только учить, но и переучивать ребенка. Так что же, все пустить на самотек и не заниматься с ребенком? Нет, обязательно заниматься и создавать условия, предпосылки для успешного обучения письму и чтению. Важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики и особенно движений руки и пальцев. Еще раз подчеркнем необходимость развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление, подчеркнем важность не объема знаний ребенка, а качества его мышления.
Необходимой предпосылкой успешной адаптации к школе являются уровень физического и функционального развития, состояние здоровья, но эти показатели определяет врач, и родителям важнее знать, что может быть причиной задержки развития ребенка.
Причины эти чрезвычайно разнообразны.
Одной из них может быть наличие неблагоприятных факторов в раннем развитии: неблагополучное течение беременности и родов, родовые травмы, тяжелые заболевания, перенесенные ребенком на первом году жизни и в раннем детстве. Все это, безусловно, приводит к задержке созревания различных систем организма. Причиной неготовности, конечно, может быть плохое состояние здоровья ребенка, так как частые заболевания ослабляют организм, снижают его функциональные возможности, а значит, такой ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена, и учебная нагрузка окажется не по силам.
Причиной неготовности может быть не только сам ребенок, особенности развития его организма, но и неблагоприятные условия, в которых он растет и развивается. Особенно неблагоприятно на развитии детей отражается воспитание в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности, при пьянстве одного или обоих родителей.
Бывают случаи прямо противоположные, когда ребенку уделяется очень много внимания, но он тоже может оказаться не подготовленным к школе.
Как правило, это дети, выросшие в атмосфере гиперопеки, в окружении взрослых, почти без контактов со сверстниками. А именно общение и контакт со сверстниками, необходимость считаться с мнением и желанием других, подчиняться любым требованиям, а не только своему желанию — вот что будет самым трудным для такого ребенка в школе. Преодолеть подобные трудности очень нелегко.
Долгое время лучшим лекарством от неспособности к учебе многие американские родители — как и многие наши — считали ремень. Большая заслуга психологов в том, что они изменили в обществе взгляд на эту проблему. Они доказали: никто не рождается разгильдяем. Все дети хотят справляться с задачами, которые перед ними ставят, получать похвалы и хорошие отметки. Но многие изначально обречены на поражение в соревновании со сверстниками, поскольку в их головах «проводочки по-другому натянуты». Или — более точное сравнение — их инструменты настроены в другой тональности, И в общем оркестре они будут всегда звучать фальшиво. Пусть даже им досталась скрипка Страдивари. Первые признаки будущих учебных проблем можно обнаружить уже на втором году жизни ребенка. Умственные способности у этих детей обычно вполне нормальные или даже выше средних. Но те приемы обучения, которые прекрасно подходят для большинства, в их случае т работают.
Н. Митина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое школьная зрелость?
Когда ребенок достигает возраста 6-7 лет, многие родители озабочены вопросами поступления в школу. Как сделать так, чтобы ребенок хорошо учился и с удовольствием ходил в школу?...
Готовимся к школе. Что такое "школьная зрелость" и "психическая готовность".
Информация для родителей, дети которых идут в первый класс....
Консультация для родителей "Что такое школьная зрелость"
Консультация для родителей...
Что такое школьная зрелость?
Под школьной зрелостью понимается достижение ребёнком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении....
Что такое школьная зрелость?
Под школьной зрелостью понимается достижение ребёнком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении....
Консультация "Что такое школьная зрелость ?"
Этот материал будет полезен как для воспитателей , так и для родителей . Можно использовать в форме буклета....
Что такое школьная зрелость?
Многие родители озабочены вопросами, связанными с поступлением в школу своего ребенка. Как сделать так, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу, был хорошим учеником в классе?...