Консультация физическое воспитание детей в игре
консультация на тему

Жданова Нина Дмитриевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_fizicheskoe_vospitanie_detey_v_igre.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Физическое воспитание детей в игре»

                                               Выполнила : воспитатель

                                                                       Жданова Н. Д.

Физическое воспитание детей в игре

Прежде всего, родители должны видеть, как важно, чтобы занятия  физической культурой являлись традицией не только в детском саду, но и дома. Совместные занятия физической культурой и игры взрослых и детей  имеют огромное воспитательное значение, они помогают повысить авторитет взрослых, являются сильнейшим стимулом к повседневным занятиям физическими упражнениями.

К сожалению, есть взрослые, считающие физические упражнения праздным детским увлечением, отвлекающим ребят от серьезных занятий. При таком отношении к физической культуре легко упустить важнейшие стороны в физическом развитии детей в формировании их характера, в воспитании действенного начала в сознании и поведении ребенка, что упущено в ранние годы, трудно наверстать в последующие. Поэтому-то так важно создавать бодрый ритм жизни, радостную обстановку, насыщенную разнообразными играми и занятиями, позволяющими ребенку всесторонне проявлять свои дарования.

Физические упражнения должны проводиться систематически. Утром, после подъема, ребенок должен обязательно проделать несколько упражнений. Можно проводить их и в другое время: на прогулке, после сна, лучше всего, конечно, на улице. Физические упражнения не следует проводить сразу  же после приема пищи. Промежуток между едой и занятиями должен быть не менее 30 минут. Не следует проводить физические упражнения позже, чем за 1,5-2 часа до ночного сна.

Не рекомендуется проводить с ребятами вечером шумные. слишком возбуждающие их игры и упражнения, так как к концу дня дети устают; кроме того, это неблагоприятно сказывается на нервной системе ребенка, в результате чего он долго не засыпает или спит беспокойно. Если проводить подвижные игры или упражнения перед сном, то надо выбирать спокойные, не требующие от детей большого напряжения. Не рекомендуются, например, в это время игры с прыжками, бегом, ловлей.

Методика и дозировка физических упражнений, их подбор в каждом конкретном случае определяется общим самочувствием ребенка, его возрастом и подготовленностью. Если в семье есть дети разного возраста, например 3 и 5 лет, то можно заниматься с ними одновременно. Но, приступая к физическим упражнениям, нужно начинать с более легких, выполняемых без труда младшим ребенком. Однако в этом случае надо обеспечить старшему ребенку достаточную нагрузку. Например, при выполнении комплекса утренней гимнастики повторить со старшим ребенком каждое упражнение большее число раз, дать дополнительные двигательные задания. При проведении игр и физических упражнений в другое время дня больше возможностей подходить к детям индивидуально, более дифференцированно подбирать упражнения соответственно возрасту, регулировать их дозировку.

Занимаясь физическими упражнениями с детьми, необходимо тщательно следить за их самочувствием, обращать внимание на внешний вид, поведение, аппетит, сон. В процессе физических упражнений у ребенка участится дыхание, раскраснеется лицо, он немного вспотеет. Все это естественные признаки легкого возбуждения и утомления от активной мышечной деятельности. Настроение при этом у ребенка остается ровным и спокойным, он бодр и жизнерадостен. Если ребенка перегрузить слишком большим количеством сложных для него физических упражнений, может появиться неуравновешенность, отсутствие аппетита, нарушение сна. В этом случае необходимо снизить нагрузку, а иногда даже временно прекратить занятия.

Двигательная деятельность дошкольников нуждается в постоянном контроле взрослых. Маленькие дети не умеют еще оценивать свои силы и возможности. Увлекшись шумной игрой в мяч или прыжками со скакалкой, они готовы бегать и прыгать до полного изнеможения.Родители должны помочь детям правильно чередовать в течение дня различные виды деятельности. После подвижных игр нужно предложить детям заняться спокойной деятельностью - почитать, порисовать, соорудить что-нибудь из  «Лега», помочь маме по хозяйству и т.д. Чересчур спокойных детей, не любящих двигаться, следует побуждать к активным действиям, придумывать для них специальные задания, поручения, чаще привлекать их к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Не удивляйтесь, если ребенок 3-4 лет, поиграв немного в подвижную игру, быстро потеряет к ней интерес и будет стремиться к какому-либо другому занятию.

Очень важно во время игр и упражнений чаще напоминать детям, чтобы они не сутулились, не опускали голову, не шаркали ногами по полу во время ходьбы. Все это необходимо для формирования правильной осанки,  легкой походки. Постоянно надо следить за тем, чтобы выполняя физические упражнения, дети не задерживали дыхание, а дышали равномерно, сочетая дыхание с движениями. Равномерное распределение мышечной нагрузки на все части тела, постоянная смена движений рук, ног и туловища имеют большое значение для нормального физического развития. Необходимы также чередования легких упражнений с более трудными, небольшие паузы для отдыха. Нагрузка во время физических упражнений и игр должна возрастать постепенно, как и число повторений упражнений. Чем труднее упражнение для ребенка, тем меньшее число раз надо его повторять. Постепенно следует увеличивать и дальность пешеходных и лыжных прогулок, длительность катания на коньках и велосипеде, время пребывания детей в воде при купании и плавании.

Прежде чем преступать к регулярным физическим упражнениям с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, необходимо посоветоваться с врачом. Дети, перенесшие серьезные заболевания или слабые, болезненные, нуждаются в особенно тщательно продуманном подборе упражнений и их дозировке. Физические упражнения помогут организму ослабленного ребенка быстро окрепнуть и правильно развиваться.

Прежде чем заниматься с детьми физическими упражнениями, родители должны внимательно ознакомиться с ними, по несколько раз выполнить их, чтобы суметь правильно показать и упражнение ребенку и предъявить ему необходимые требования.

            Чем меньше дети, тем большую роль занимает показ в обучении. Чтобы малыши хорошо и быстро восприняли упражнения, их необходимо выполнять при показе правильно, четко, красиво. Показ упражнений всегда должен сопровождаться доступным объяснением. В старшем дошкольном возрасте все большее место при обучении движениям начинают занимать объяснение и словесные указания. Но и в этот период наглядность остается одним из главных методов обучения.

            При показе упражнений, особенно гимнастических, взрослый, стоя лицом к ребенку, чтобы не сбивать его, должен выполнять движения в ту же сторону, что и ребенок. Например, надо показать упражнение: поворот вправо с отведением правой руки. Взрослый делает поворот влево и отводит в сторону левую руку.

            Следует помнить, что физические упражнения приносят наибольшую пользу, если они проводятся в условиях, отвечающих основным гигиеническим требованиям. Надо следить за порядком и чистотой в помещении, в котором проводятся гимнастические упражнения и подвижные игры. Помещение должно часто проветриваться. Очень полезно проделывать упражнения при открытом окне, форточке или фрамуге, в теплые дни на воздухе.

            Одежда при выполнении физических упражнений должна быть легкой, удобной, не стесняющей движений детей.

Удобнее всего, когда ребенок привыкнет к свежему воздуху, заниматься босиком. Для зимних прогулок одежда также должна быть легкой и удобной, но в то же время теплой, лучше не продуваемой.

            Для успешного проведения различных физических упражнений и игр необходим соответствующий спортивный инвентарь: мячи различного диаметра, гимнастическая палка, веревки или канаты разной длины и толщины, бадминтон, лыжи, коньки для льда и роликовые коньки, летающие тарелки, кольцеброссы, дарц, ракетки и мячи. Его следует хранить в чистоте и порядке. Уход за инвентарем должен быть обязанностью самих детей.

             Совместными усилиями работников детского сада и родителей могут быть обеспечены благоприятные условия для полноценного физического развития детей. Их крепкое здоровье, живой и общительный характер, подготовленность к жизни в коллективе послужат хорошей наградой взрослым за их ежедневный кропотливый труд.

" Ушная  гимнастика"

Подергать  за  оба  уха, взявшись  за  верхнюю  часть  большим  и  указательным  пальцами.

Потереть  мочку  уха, расположив  ее  между  средним  и  указательным  пальцами.

Вставить  концы  больших  пальцев  в  наружный  слуховой  проход  и  сделать  несколько  вращательных  движений.

       Ладонями  отогнуть  ушные  раковины, а  затем  резко  их  отпустить, почувствовав  легкий  хлопок.    

 

 

   " Волшебные  пальчики "

Массируя  пальцы  рук, мы  оказываем  тем  самым  воздействие  на  внутренние  органы  организма:

Почки, мочевой  пузырь  (большой  палец ;

Легкие.  Толстый  кишечник (указательный  палец);

Желудок, селезенка (средний  палец);

Сердце, тонкий  кишечник (безымянный  палец);

Печень, желудочно - кишечный  тракт (мизинец).

Физическое воспитание  дошкольников в игре

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.

Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое-либо движение на глазах у всех.

В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Дети запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.

Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Например, в игре «Ловишки» каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении ребенок стремительно убегает в противоположную сторону. Почувствовав себя в безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего, он вновь ускоряет движение. Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Например, сигнал «Построиться!» в игре «Дружные ребята» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении действий» направления и характера движения: легкий бег врассыпную изменяется на целеустремленный в прямом направлении для скорейшего построения в колонны друг за другом на заранее обусловленных местах.

Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

Игра, как способ познания мира - универсальна. В игре ребенок может чувствовать себя частью коллектива, испытать радость общения, проявить свои творческие способности. Каждая игра существует в рамках правил, а значит, приучает ребенка к порядку. Активные формы игры, в частности, развивающие подвижные игры для детей, позволяют совершенствовать умение двигаться и ориентироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Физическое воспитание детей раннего возраста»

В нашей стране забота о детях – дело поистине всенародное....

консультация "Физическое воспитание детей в семье"

консультация "Физическое воспитание детей в семье"...

Консультация «Физическое воспитание детей раннего возраста»

Консультация «Физическое воспитание детей раннего возраста»...

Консультация "Физическое воспитание детей в семье"

Консультация "Физическое воспитание детей в семье"...

Консультация «Физическое воспитание детей ясельного возраста»

Консультация «Физическое воспитание детей ясельного возраста»Цели:1. Укрепление здоровья.2. Обеспечение оптимального физического развития.3. Формирование точных двигательных навыков...

консультация Эстетическое воспитание детей в игре

консультация Эстетическое воспитание детей в игре...