консультация для родителей "Значимость игры в развитии человека"
консультация (младшая группа) на тему

В консультации  говориться об значении игры в жизни ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachimost_igry_v_razvitii_cheloveka.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧИМОСТЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

Игру традиционно связывают с детством и описывают ее как деятельность в условной, воображаемой ситуации. Игру можно рассматривать в самом широком контексте — от игр животных через игры детей к играм взрослых. Ее можно определять и как исследовательскую деятельность, которая, однако, не направлена на достижение целесообразного результата; как активность, в которой нет никакой функциональной необходимости. С помощью игры человек имеет возможность развивать в себе те или иные качества (силу, ум, координацию движений, внимание и т.п.), получать новые знания о мирт, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни.

Первая функция игры - развивающая - описана наиболее полно, особенно в контексте ее значимости для становления личности ребенка. Одни игры развивают силу, выносливость; другие — ум; третьи — ряд взаимосвязанных качеств. При этом в каждой игре своя иерархия. Так, интеллект необходимо проявлять в любой игре, но в одних он будет второстепенным фактором, в других - главным условием успеха.

Вторая функция - компенсаторная - основана на том, что игра предстает как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни. Ребенка она привлекает возможностью раскрыть способности, которые сложно реализовать во взрослом мире. Игра - это действия в альтернативной реальности. Или действия, направленные на создание альтернативной реальности, в той или иной мере похожей на мир, который мы привыкли видеть вокруг себя, но в значительной степени от него отличающейся.

Благодаря своей альтернативной реальности игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребенок «отыгрывает» страхи, переживает запретные для реального взаимодействия эмоций, порой ведет себя агрессивно, хотя в иной обстановке не осмелится на такое поведение. В игре опасные или слишком трудоемкие действия обычно замещаются действиями по правилам, это делает их безопаснее. Поэтому у играющего есть возможность развивать в себе определенные качества, моделируя опасные действия в относительно безопасной форме.

Игра как деятельность в условной ситуации возникает тогда, когда ребенок начинает пользоваться предметами - заместителями, т е. в полтора-два года. До этого времени его действия носят скорее ориентировочный характер, чем игровой, и направлены на исследование физических свойств предмета. К пониманию функций предмета ребенок приходит в возрасте одного года - пол утора лет. Теперь он использует игрушку уже не как носителя определенных физических свойств, а как средство для достижения определенного результата. Понимание функций предмета дает ему возможность использовать его так, как используют взрослые. Это понимание на третьем году жизни переходит в страстное стремление действовать предметами самостоятельно — это первые люди, с которыми малыш идентифицирует и сравнивает себя.

Особенность раннего возраста - сильнейшая идентификация себя с одним из родителей, стремление действовать так, как он. А это уже первый шаг к ролевой игре.

Нормальное поведение для этого возрастного периода - амбивалентное отношение к матери, т.е. сочетание агрессии (поскольку мама часто не дает возможности делать то, что хочется) с привязанностью. Агрессия - показатель того, что ребенок пытается отстоять «самость». Долгосрочные последствия этого периода в жизни ребенка — способность самостоятельно не только ставить цель, но и достигать результата. Поэтому абсолютный родительский запрет на агрессию может стать фактором риска, а следствием - неспособность ребенка проявлять инициативу.

Взрослым ребенок начинает чувствовать себя уже в два — три года. По вполне понятным причинам он не может реализовать свою социальную потребность. Однако его умение действовать с предметом - заместителем, «открытие» символической способности слова дают возможность реализовать свое желание в игре как взрослому, но в условной ситуации. Иными словами, культура «вытесняет» активность в русло игры. Первая ролевая игр - это копирование действий мамы или папы, игра, в ходе которой ребенок выступает по отношению к игрушкам как умелый и опытный взрослый: как мама или папа, кормит своих кукол, варит им суп или кашу, укладывает спать, учит умываться, застилать постель. Итог: « Я такой же, как мама (или папа), но самостоятелен». Эта первая идентификация открывает путь к самым различным идентификациям в старшем возрасте, к разнообразным сюжетно-ролевым играм.

Идентифицируя себя с окружающими взрослыми, с фольклорными и литературными персонажами с животными, ребенок учится развивать ролевую игру.

К трем годам ребенок уже достаточно хорошо говорит, ходит и бегает. Это дает ему возможность открывать окружающий мир за пределами семьи. Чувствуя себя таким же «большим» существом, как и окружающие его люди, он примеряет самые разнообразные «взрослые» роли: начинает сравнивать себя с ними, проявлять неограниченную любознательность. Так, идентифицируя себя с окружающими взрослыми, с фольклорными литературными персонажами с животными, ребенок учится развивать ролевую игру. Своеобразный «девиз» этого возрастного периода: «Я могу быть таким же, как кто угодно другой», «Я могу быть тем, кем я могу себя вообразить».

В более старшем дошкольном возрасте игра «оставляет, а наследство» способность проявить инициативу, развитое творческое воображение, гибкость в принятии решений и способность брать на себя различные роли в общении с людьми. Вот почему для развития так важна именно самостоятельная, спонтанная игра. Участие взрослого уместно только в роли подсказчика. Он может предложить разыграть тот или иной сюжет, ту или иную игровую ситуацию. Никаких наставлений, ведь тем самым ребенок «проигрывает» в личностном развитии, теряет способность действовать самостоятельно.

Интересно, что совершенно свободная и ничем не ограниченная ролевая игра к концу дошкольного возраста постепенно все больше и больше регламентируется: дети теперь уделяют внимание тому, насколько правильно их партнер разыгрывают ту или иную роль, поправляют друг друга. Внимание к «правильности исполнения» - зародыш будущего стремления в любой деятельности добиваться совершенства (что особенно значимо в младшем школьном возрасте). Вот почему психологи характеризуют игру, прежде всего как «школу произвольности». Стремясь правильно исполнить роль, ребенок учится подчинять свое поведение образцу. Это умение особенно пригодиться в школе.

Однако «перестройка» психического развития на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста глубже, чем приобретение умения действовать по образцу. Ведь перестраивается мотивационная сфера ребенка - теперь его привлекает возможность делать что- то действительно хорошо. Это обеспечивает и переход к школьному обучению, где стремление достигать совершенства частично реализуется и приводит к тому, что доминирующими становятся игры с правилами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игра - обучение - развитие"

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее.чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в с...

консультация для родителей "Игра и развитие речи"

И для ребенка, и для мамы важно играть вместе. Давайте играть с пользой!...

Значимость игры в развитии человека

«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэт...

Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.

Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...

консультация для родителей Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»

Важно воспитать и привить интерес к математике.Очень важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным явлением окружающего мира....

Консультация "Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности"

Консультация "Значение искусства для эстетического развития и формирования творческой личности"...

Консультация для воспитателей: «Игры для развития внимания у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития"

В данной статье представлены игры и упражнения для развития внимания старших дошкольников с ЗПР. Материалы статьи могут быть использованы педагогами и родителями....