Конспект проведения родительского собрания "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
план-конспект занятия на тему
Конспект родительского собрания "Воспитание культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста посредством использования игровых риемов и художественного слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_vospitanie_kgn.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29»
Конспект проведения
Родительского собрания в l младшей группе на тему:
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова»
Разработала
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №29»
Богомолова
Альбина Юрьевна
2015 г.
Цель: ознакомление родителей с задачами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Задачи: формирование у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста; повысить уровень компетентности родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков; повысить интерес к вопросам укрепления здоровья детей посредством использования игровых приемов и художественного слова.
Предполагаемый результат; повысится уровень компетентности родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков; появится интерес к вопросам укрепления здоровья детей посредством использования игровых приемов и художественного слова.
Участники: воспитатели, родители.
Место проведения: групповая комната.
Предварительная работа: Анкетирование родителей.
Оформление книжной выставки в группе.
Оформление альбомов, потешек, игр по теме собрания (картотека игр, занятий, потешек).
Оформление родительского уголка: Папки- передвижки: «Рекомендации для родителей», «Роль художественного слова в воспитании культурно-гигиенических навыков».
Приглашение родителей.
План проведения:
I. Вступительная часть
II. Основная часть
III. подведение итогов собрания
Ход собрания.
I. Вступительная часть
Здравствуйте Уважаемые родители! Приятно видеть Вас в таком большом составе! Сегодня наше родительское собрание посвящается теме очень важной, актуальной, требующей терпения — это формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Мы заранее проводили анкетирование. /Приложение 1/. Для нас важно было знать ваше мнение о том, что вы считаете наиболее значимым для своего ребенка, какими навыками обладает ваш ребенок в большей или меньшей степени, и мы вместе будем решать все проблемы в воспитании культурно-гигиенических навыков.
Основная часть.
Сегодня наша задача: привлечь вас к воспитанию у ваших детей культурно-гигиенических навыков. Каким путем? Путем использования игровых приемов и художественного слова. Мы стараемся формировать простейшие навыки самообслуживания детей; формируем умение: самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но в каждую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать. «Ну что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Одна из задач воспитания детей раннего возраста - воспитание культурно-гигиенических навыков. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучать его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле - здоровый дух». И родители, и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, веселыми, физически хорошо развитыми. Давайте будем решать эту проблему совместными усилиями. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
А вот как они это будут делать – зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня. КГН и привычки формируются у детей раннего возраста и младшего, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с приемом пищи, одеванием, раздеванием, умыванием повторяются каждый день и неоднократно. Дети в этом возрасте начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Если это время упустить, неправильные действия автоматизируются, и ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. У ребенка, могут возникнуть плохие привычки, тогда уже придется бороться с ними. А ведь хорошо известно, что воспитывается легче, чем перевоспитывать. Обследовав детей по КГН, мы выявили, что навыки детей неустойчивы и если выполняются какие-либо процедуры, то неосознанно. Поэтому назрела такая необходимость глубже поработать над этой темой совместно с вами. Только единые с вами наши требования, помогут добиться хороших результатов.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий крут задач:
- Развивать культурно-гигиенические навыки, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место формировать простейшие навыки поведения во время умывания.
- Формировать привычку следить за своим внешним видом, , пользоваться расческой, носовым платком.
- Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пишу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота – красота - здоровье - это неразделимые понятия.
- Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Два успешного решения этих задач используем целый ряд педагогических приемов, обязательно учитывается возрастная особенность детей — стремление к самостоятельности. Как это все донести до непонятливого маленького незнайки? Ну конечно через игру, стихи, потешки, сказки. Ему трудно запомнить ваши слова и доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит, и с удовольствием будет повторять. Для того, чтобы ваш 2-3 летний ребенок лучше запомнил некоторые правила и освоил навыки, прочитайте или выучите с ним стихотворение и повторяйте во всех удобных случаях.
Петушок кота любил
Петушок кота учил:
Если ты с мячом играл,
Если клеил, рисовал,
Если ты копал песок.
Загрязнить ты лапки мог.
Ты всегда перед едой
Лапки чисто с мылом мой.
Мишка пьет горячий чай
И сосет конфету
Не облейся невзначай.
Не забудь салфетку!
Необходимо систематическое напоминание детям о соблюдении правил гигиены и постепенное повышение требований к ним. К числу основных условий успешного формирования культурно - гигиенических навыков относятся рационально
/Приложение 1 потешки и стишки /
И это поможет вашим малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса. Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые используем, меняем. «Будем умываться»,— говорили в начале года и показывали все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. Игра для родителей. Приветствие «Мимика и жесты». Участники делятся на команды (для этого родителям раздаются части из целой картинки, например картинка яблоко их 4-х частей и т. д.). родители находя остальные части картинки у других собрав целую картинку объединяются в команды «Яблоко», «Груша» и т. д. Команды загадывают предложенные ведущей загадки о предметах личной гигиены с помощью жестов мимики. После того как команда соперников отгадает загадку, ее зачитывают вслух, (загадки прилагаются) /Приложение 2/.
Мы используем в работе с нашими воспитанниками алгоритм мытья рук, который отображен виде иллюстрации и размещен над раковиной. Этот алгоритм ребята используют в виде игры за столом.
Алгоритм мытья рук и личной гигиены; 1.Закатать рукава; 2.Смочить руки;
3.Взять мыло;
4.Намыливать до появления пены;
5.Смыть мыло;
6.Закрыть кран;
7.Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; 8. Развернуть рукава.
В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше. И мы постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста; К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы (сверху вниз - вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот надо тёплой водой и после еды;
- Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно, приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;
- Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, не разговаривать во время еды.
Чтобы научить ребенка культурно есть, у детей формируют целый ряд действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, не разговаривать, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Для постепенного формирования требуемых навыков рассматриваем с детьми разные сюжетные картинки, которые отображают ту или иную ситуацию, те или иные действия, комментируем картинки стихами и потешками, обсуждением, что хорошо, что плохо для здоровья детей.
По мере усвоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию («Научим мишку умываться», «Помоем нашу дочку», «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Накормим куклу обедом» и много, много других),
тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры.
В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно - гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Вторая игра для активизации родителей «Список прилагательных».
Цель: выяснить, что родители знают о навыках своих детей, что их дети должны уметь в раннем возрасте.
Ход игры: Каждому родителю предлагается назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков, отвечая на вопрос: Каким вы видите своего ребенка, который, владеет навыками самообслуживания?
Родители предлагают качества и характеристики, соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным, опрятный, подтянутый и т. д.) /Приложение 4/. Далее рассматривается каждое прилагательное или определение в отдельности и совместно выносится решение. Каким путем можно это достичь? - это создание условий ,чтобы был пример для подражания, несложные действия позволяет ребенку совершать все самостоятельно, хвалить за каждое даже незначительное достижение и тогда у ребенка много положительных эмоций, делать это систематически (сначала ребенок воспримет процесс как интересную игру, а позже это станет привычным ритуалом). Необходимо сформировать у малыша привычку и почему надо это делать и самое главное, каждую процедуру превращать в интересную игру, сопровождая её стихами, потешками, сказками, так как ритмичная речь легко воспринимается ребенком и вызывает положительные эмоции.
Родителям предлагаем потешки и стишки, а они подумают к какому гигиеническому навыку применить этот стишок, ) /Приложение3/. Третья игра для активизации родителей «Собери алгоритм умывания» /Приложение 5/. Цель: выяснить, как родители усвоили одно из условий культурно-гигиенических навыков. Ход игры: Родителям предлагаются разрезные карточки , на которых изображен алгоритм умывания, их надо разложить по порядку.
Подведение итогов собрания. Для закрепления полученных знаний родителям предлагаем продолжить фразу: «Я, как и все мы понял...», «Я, как и все мы запомнил…», «Я как и все мы понял, чтобы оградить ребенка от инфекционных заболеваний надо… (приучать ребенка выполнять правила личной гигиены). Благодарим всех родителей за участие и подготовку нашей встречи. Всего вам хорошего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"
Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "
Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...
Родительское собрание "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Данную презентацию можно использовать на родительском собрании как наглядное сопровождение выступления педагогов по теме....
Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»
В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее н...
Методическая разработка (младшая группа) на тему: Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Янпольская Есения Валерьевна
Методическая разработка (младшая группа) на тему: Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Я...
Выступление на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»
Выступление на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»...
Конспект родительского собрания «Особенности формирования культурно — гигиенических навыков у детей раннего возраста»
ознакомление родителей с задачами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....