Взрослый открывает ребёнку мир, или сто тысяч «Почему».
статья на тему

Новожилова Елена Андреевна

 

Мир   маленького  ребенка — это  его  комната  с  кубиками  и куклами, стульчиком и кроваткой, это двор, где можно качаться на качелях, ездить на велосипеде, детский сад с воспитателем и другими детьми. Этот уютный мир ограничен: для малыша сущест­вует только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент.

Общаясь с ребенком, взрослый постепенно расширяет эти гра­ницы, вводит малыша в свой более сложный и богатый мир. Ребенок начинает вспоминать о  прошедших событиях,  строить планы на будущее. Конечно, без общения со взрослым это было бы невозможно. Например, гуляя с бабушкой по улице, трехлетний Митя увидел кошку. Удивился, обрадовался, хотел догнать, но не получилось. Мальчик тут же забыл о ней и пошел дальше. Так, наверное, эта кошка никогда бы и не вспомнилась Мите, если бы на другой день бабушка за обедом вдруг не сказала; «А помнишь, Митенька, какую мы вчера кису видели, как она быстро бегала, а ты ее догонял...» И сразу перед глазами мальчика возникла вчерашняя история с кошкой, и он начал вспоминать ее подроб­ности: кошка убежала, на дерево залезла и т. д.

Таким же образом малыш узнает о будущем времени: «Завтра мы пойдем в зоопарк»,— говорит папа, и ребенок мысленно пред­ставляет себе эту прогулку.

Постепенно малыш начинает понимать, что жизнь не огра­ничивается сегодняшним днем. Правда, он еще может долго путать значения ,слов «вчера» и «завтра» и строить смешные фразы типа «Завтра я был у бабушки» или «Вчера я в кино пойду». Но именно так он начинает постигать течение времени.

От взрослых узнает он и о том, что мир велик, что существуют разные города, страны, реки, моря, океаны. И хотя сам он не был, например, в Африке, на реке Лимпопо, местность эта стала ему  знакомой   благодаря   «Доктору  Айболиту»   К. Чуковского:

А в Африке, а в Африке на черной Лимпопо

Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо.

Постепенно малыш узнает, что ночью светит луна, а днем — солнце, что бывают разные времена года и т. д.

Все эти новые значения и представления, которые передают­ся через общение со взрослыми, расширяют и углубляют мир маленького ребенка, выводят его за пределы воспринимаемой конкретной ситуации.

Сначала инициатива в таком диалоге принадлежит взрос­лому: он рассказывает, а ребенок слушает, причем зачастую не слишком внимательно и, кажется, мало что понимая. Но это толь­ко кажется, потому что вдруг малыш начинает задавать такие вопросы,  на  которые  не  всякий  взрослый  сразу  найдет  ответ:

Почему луна на землю не падает?

Почему курица не летает, а крылья у нее есть?

Почему девочки носят платья, а мальчики нет?

В 4—5 лет дети буквально засыпают взрослых подобными воп­росами. Этот возраст называют иногда «возрастом почемучек».

Детские вопросы не только вызывают умиление и восхище­ние у взрослых, но и заводят их в тупик. Потому что простые, однозначные ответы на них, доступные детскому пониманию, дать невозможно. Эти ответы предполагают подробное и обстоя­тельное объяснение законов живой и неживой природы, которые ребенок в 4—5 лет еще не в силах понять. А если взрослый и по­пытается дать научно обоснованный ответ на вопрос ребенка, малыш поймет его весьма своеобразно. Так, один мальчик за обе­дом спросил папу, почему у курицы кости. Выслушав подробное объяснение отца об опорной функции скелетных костей у поз­воночных, мальчик сделал вывод: «Значит, кости нужны для того, чтобы мясо не падало на землю».

Вопросы пятилетнего ребенка порой поражают своей неожи­данностью. В его сознании удивительным образом уживаются самые несовместимые, с точки зрения взрослого, понятия. Когда мама однажды спросила свою дочку, кто такой Хрюша из пере­дачи «Спокойной ночи, малыши», она не задумываясь ответила: «Обыкновенный живой игрушечный говорящий поросенок. Что тут непонятного?» Для ребенка вполне естественно, что волшеб­ное и реальное, живое и неживое могут совмещаться в одном предмете. Его ум напряженно работает, обобщая и анализируя окружающий мир, совершая своеобразные открытия, которыми малыш охотно делится с взрослыми:

А правда, что мандарин — это сын апельсина?

Мама, посмотри, хомяки сделаны из мышек!

Подобные вопросы и умозаключения малыша свидетельст­вуют о появлении у него потребности познать мир. При нормаль­ном ходе развития эта потребность складывается примерно к 5 годам. Явным ее свидетельством являются вопросы, адре­сованные взрослому, которые, как правило, направлены на выяснение основных закономерностей живой и неживой приро­ды. Взрослый помогает дошкольнику по-новому взглянуть на окружающие вещи, узнать о том, что он не может видеть, сфор­мулировать свои собственные вопросы.

Ребенка интересует все: почему белки от людей убегают, где зимуют бабочки, из чего делают бумагу и т. д. Взрослый ста­новится для него основным источником знаний о событиях, пред­метах и явлениях, происходящих вокруг. И вовсе не обязатель­но давать научно обоснованные ответы (как это попытался сде­лать наш папа), достаточно просто связать интересующее явление с тем, что ребенок уже знает и понимает. Например: бабоч­ки зимуют под снегом, им там теплее, белки боятся охотников, бумагу делают из дерева  и т. д.  Такие весьма  поверхностные ответы вполне удовлетворяют малыша и способствуют тому, что у него складывается свое, пусть еще примитивное, видение мира. В то же время детские представления о мире надолго остают­ся  в  памяти,   поэтому  ответы  взрослого  не  должны  искажать действительность.  Однако  не  всегда  объяснение  взрослого  не­посредственно  «отпечатывается»   в  сознании  ребенка.  Даже  у самых   маленьких  детей   представление   об   окружающем   мире бывает весьма своеобразным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzroslyy_otkryvaet_rebenku_mir_statya_na_maam_ru.doc68.68 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗРОСЛЫЙ ОТКРЫВАЕТ РЕБЕНКУ МИР, ИЛИ СТО ТЫСЯЧ «ПОЧЕМУ!»

Мир   маленького  ребенка — это  его  комната  с  кубиками  и куклами, стульчиком и кроваткой, это двор, где можно качаться на качелях, ездить на велосипеде, детский сад с воспитателем и   ' другими детьми. Этот уютный мир ограничен: для малыша сущест вует только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент.

Общаясь с ребенком, взрослый постепенно расширяет эти гра ницы, вводит малыша в свой более сложный и богатый мир. Ребенок начинает вспоминать о  прошедших событиях,  строить планы на будущее. Конечно, без общения со взрослым это было бы невозможно. Например, гуляя с бабушкой по улице, трехлетний Митя увидел кошку. Удивился, обрадовался, хотел догнать, но не получилось. Мальчик тут же забыл о ней и пошел дальше. Так, наверное, эта кошка никогда бы и не вспомнилась Мите, если бы на другой день бабушка за обедом вдруг не сказала; «А помнишь, Митенька, какую мы вчера кису видели, как она быстро бегала, а ты ее догонял...» И сразу перед глазами мальчика возникла вчерашняя история с кошкой, и он начал вспоминать ее подроб ности: кошка убежала, на дерево залезла и т. д.

Таким же образом малыш узнает о будущем времени: «Завтра мы пойдем в зоопарк»,— говорит папа, и ребенок мысленно пред ставляет себе эту прогулку.

Постепенно малыш начинает понимать, что жизнь не огра ничивается сегодняшним днем. Правда, он еще может долго путать значения ,слов «вчера» и «завтра» и строить смешные фразы типа «Завтра я был у бабушки» или «Вчера я в кино пойду». Но именно так он начинает постигать течение времени.

От взрослых узнает он и о том, что мир велик, что существуют разные города, страны, реки, моря, океаны. И хотя сам он не был, например, в Африке, на реке Лимпопо, местность чэта стала ему  знакомой   благодаря   «Доктору  Айболиту»   К-   Чуковского:

А в Африке, а в Африке на черной Лимпопо Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо.

Постепенно малыш узнает, что ночью светит луна, а днем — солнце, что бывают разные времена года и т. д.

Все эти новые значения и представления, которые передают ся через общение со взрослыми, расширяют и углубляют мир маленького ребенка, выводят его за пределы воспринимаемой конкретной ситуации.

Сначала инициатива в таком диалоге принадлежит взрос лому: он рассказывает, а ребенок слушает, причем зачастую не слишком внимательно и, кажется, мало что понимая. Но это толь ко кажется, потому что вдруг малыш начинает задавать такие вопросы,  на  которые  не  всякий  взрослый  сразу  найдет  ответ:

Почему луна на землю не падает?

Почему у собаки много ног, а у меня две?

А если Пушкин умер, почему же тогда сказки Пушкина?

Может козел жениться на еже и какие у них будут дети —
с рогами или с иголками?

Почему курица не летает, а крылья у нее есть?

Почему девочки носят платья, а мальчики нет?

В 4;—5 лет дети буквально засыпают взрослых подобными воп росами. Этот возраст называют иногда «возрастом почемучек».

Детские вопросы не только вызывают умиление и восхище ние у взрослых, но и заводят их в тупик. Потому что простые, однозначные ответы на них, доступные детскому пониманию, дать невозможно. Эти ответы предполагают подробное и обстоя тельное объяснение законов живой и неживой природы, которые ребенок в 4—5 лет еще не в силах понять. А если взрослый и по пытается дать научно обоснованный ответ на вопрос ребенка, малыш поймет его весьма своеобразно. Так, один мальчик за обе дом спросил папу, почему у курицы кости. Выслушав подробное объяснение отца об опорной функции скелетных костей у поз воночных, мальчик сделал вывод: «Значит, кости нужны для того, чтобы мясо не падало на землю».

Вопросы пятилетнего ребенка порой поражают своей неожи данностью. В его сознании удивительным образом уживаются самые несовместимые, с точки зрения взрослого, понятия. Когда мама однажды спросила свою дочку, кто такой Хрюша из пере дачи «Спокойной ночи, малыши», она не задумываясь ответила: «Обыкновенный живой игрушечный говорящий поросенок. Что тут непонятного?» Для ребенка вполне естественно, что волшеб ное и реальное, живое и неживое могут совмещаться в одном предмете. Его ум напряженно работает, обобщая и анализируя окружающий мир, совершая своеобразные открытия, которыми малыш охотно делится со взрослыми:

А правда, что мандарин — это сын апельсина?

Мама, посмотри, хомяки сделаны из мышек!

Подобные вопросы и умозаключения малыша свидетельст вуют о появлении у него потребности познать мир. При нормаль ном ходе развития эта потребность складывается примерно к 5 годам. Явным ее свидетельством являются вопросы, адре сованные взрослому, которые, как правило, направлены на выяснение основных закономерностей живой и неживой приро ды. Взрослый помогает дошкольнику по-новому взглянуть на окружающие вещи, узнать о том, что он не может видеть, сфор мулировать свои собственные вопросы.

Ребенка интересует все: почему белки от людей убегают, где зимуют бабочки, из чего делают бумагу и т. д. Взрослый ста новится для него основным источником знаний о событиях, пред метах и явлениях, происходящих вокруг. И вовсе не обязатель но давать научно обоснованные ответы (как это попытался сде лать наш папа), достаточно просто связать интересующее явле-   ' ние с тем, что ребенок уже знает и понимает. Например: бабоч ки зимуют под снегом, им там теплее, белки боятся охотников, бумагу делают из дерева  и т. д.  Такие весьма  поверхностные ответы вполне удовлетворяют малыша-и способствуют тому, что у него складывается свое, пусть еще примитивное, видение мира. В то же время детские представления о мире надолго остают ся  в  памяти,   поэтому  ответы  взрослого  не  должны  искажать действительность.  Однако  не  всегда  объяснение  взрослого  не посредственно  «отпечатывается»   в  сознании  ребенка.  Даже  у самых   маленьких  детей   представление   об   окружающем   мире бывает весьма своеобразным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сто тысяч почему живут на белом свете…

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с элементами риторики.Активизация речи детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Сто тысяч почему?»

Консультация для родителей«Сто тысяч почему?»...

Консультация для родителей "Сто тысяч почему?"

«Мама, а почему слон больше верблюда?»«Почему одуванчик желтый?»«Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»Такая любознательность сына или дочки поначалу радуют родителей, рождая в них законное чу...

100 тысяч "почему"?

Консультация для родителей....

Родительское собрание во второй младшей группе "Сто тысяч почему"

Данное родительское собрание  будет полезно педагогам, занимающимся эксперементальною деятельностью дошкольников....

Консультация для родителей «Сто тысяч почему?» 2 младшая группа

Когда малыш начинает говорить, его активный словарь пополняется с каждым днём всё новыми и новыми словами, появляются и вопросы....

взрослый открывает перед ребёнком мир

диалог создаёт речевой контакт...