Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях.
статья на тему
В данной статье рассматриваются вопросы экологического воспитания детей в повседневной жизни. Предложены советы по развитию познавательных навыков детей, повышению их заинтересованности в исследовании процессов и явлений, происходящих в природе, формированию правильного отношения к живому.Перечисленные мероприятия включают в себя наблюдения и уход за комнатными растениями и домашними животными.
Детям нужно чтобы родители делились с ними своим опытом, знаниями, а главное добротой, лаской, вниманием,любовью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях.
«Любовь к природе, впрочем, как и всякая
человеческая любовь, несомненно,
закладывается у нас с детства».
И. Соколов- Микитов»
«Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях, а ещё вероятнее на нравственных качествах».
Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребёнка. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводится как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семье.
За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций.
Да и природа всё больше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озёра, загрязняется земля, вода в реках и морях.
Все мы в обязательном порядке должны чаще выезжать на природу, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А родителям, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам красоты природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общности с ней.
Зелёный мир комнатных растений заинтересует ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.
Растения на первый взгляд малыша безжизненны. Задача родителей- помочь ему увидеть своеобразие и тайну их жизни, красоту, ради которой растения и содержаться дома. Приучая ребёнка к регулярным наблюдениям, показывайте ему окраску и рисунок на листьях. Даже зелёный цвет бывает у растений разным (сравните, к примеру, тёмную зелень Кливии и Аспидистры более светлыми её тонами). Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных несимметричных рисунков можно увидеть на листьях растений. Великолепное зрелище представляет собой цветущее растение. На цветущее растение хочется смотреть не отводя глаза. Каждый цветок - это удивительное чудо природы. Постарайтесь научит ребёнка с ранних лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Умение рассматривать растения, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные признаки и состояния- это задача не только эстетического, но и также нравственного воспитания. Приобщаясь к миру комнатных растений, ребёнок постигает тайны жизни и узнаёт новые формы её проявления, учится отличать здоровое растение от слабого.
Красота - признак здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчётливо. Растение с вытянувшимися стеблями и бледными, редкими листьями, не дающее новых побегов и цветов, нельзя назвать красивыми. Следовательно, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Ребёнка привлекают яркие образы и смена событий. Этими его особенностями следует воспользоваться: предложите малышу заняться поливкой растения.
- Хочешь посмотреть, как я поливаю цветы? Пойдём! У меня лейка с водой. я налью воду в каждый горшок. Сначала нужно показать ребёнку интересные действия с водой. Взрослый поливает, а ребёнок наблюдает за ним. Обратите внимание на то, как вода пропадает из горшка и появляется на поддоне.
- Ты видел, как я поливаю растения? - спрашивает взрослый, в следующий раз – хочешь помочь мне сегодня? Ребёнок, конечно, соглашается: он всегда готов действовать. Взрослый помогает ему держать лейку и поливать, поясняя при этом:
- Носик лейки нужно опустить низко, к самой земле; воды налить столько. Чтобы смочила всю землю. Затем взрослый предлагает.
- Хочешь, я куплю тебе лейку? Ты сможешь поливать цветы сам. Какой же ребёнок не согласится на эту покупку?! И вот в доме появляется красивая маленькая лейка с длинным носиком. Предложите ребёнку сразу же налить в лейку воды- пусть она постоит, согреется. В следующий раз поливайте цветы вместе, из двух леек.
- А зачем мы поливаем растения? Не спешите помочь с ответом- пусть ребёнок подумает, посмотрит на цветы, выскажет свои предложения. Только после этого объясните ему, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся всё красивее.
Ребёнок обязательно должен увидеть растения в период цветения. Цветущее растение, особенно в холодное время года. Украшает дом, радует взгляд, создаёт хорошее настроение. Постарайтесь научить ребёнка замечать эту красоту. Вы заметите бутоны ещё в зародышевом состоянии, но не спешите показывать ребёнку, вот когда бутоны станут крупными, следует подвести к растениям и предложить ему внимательно посмотреть, не появилось ли на них что-то необычное, новое, интересное. Ему будет приятно самостоятельно обнаружить что- то новое. Если ребёнок ничего не заметит, покажите ему бутоны и объясните, что скоро из каждого бутона распустится цветок. Учите ребёнка смотреть и любоваться издалека и вблизи, среди других цветов и в одиночестве на полке.
- Пойдём, посмотрим, есть ли ещё цветок на нашем растении?
- Иди, посмотри на наше цветущее растение,- предлагает взрослый ребёнку.
Ребёнку будет интересно узнать названия растений. Например, показывая малышу 3-4 лет Бальзамин, расскажите, что это растение называют в народе «огонёк». Если оно цветёт, предложите посмотреть издали, чтобы увидеть сходство цветов, имеющих малиновую окраску, с огоньками.
Наблюдения за комнатными растениями необходимо сочетать с практической деятельностью ребёнка, например рисованием. Не обязательно быть художником. Взрослый рисует и одновременно объясняет, показывает ребёнку свои способы изображения. Результат, каким бы он не был, наверняка удовлетворит малыша.
Одним из видов практической деятельности ребёнка должно быть его участие в непосредственном уходе за растениями. Важно, чтобы ребёнок занимался этим регулярно и осваивал различные трудовые действия.
Для того, чтобы труд был ребенку в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые должны вести себя гибко, назойливо, разнообразно. Следует помнить, что трудовая деятельность – еще не основная для дошкольника. В дошкольном возрасте труд – это прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения и получаемый результат, обязательность, целеустремленность. Ребенок 3х-4х лет трудиться вместе со взрослым. При этом взрослый делает основную работу, а ребенок выполняет лишь не сложные действия: держит лейку, тряпку, приносит их, наполняет водой маленькую лейку, сам поливает некоторые растения. Для ребенка такое доверие награда. Обязательно хвалите малыша.
Домашнее животное, как и растение, приносят большую радость всем членам семьи. Взрослые включают их в круг своих повседневных забот, а дети активно общаются с ними. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным свое образным поведением.
С одной стороны, они очень похожи на людей: могут ходить, бегать, лазать, плавать; едят и пьют почти как люди, глаза и уши позволяют им видеть и слышать, то есть воспринимать окружающий мир и реагировать на него. С другой стороны, они обладают не повторимым своеобразием, яркой спецификой, как во внешнем облике, так и в поведении, например, многие животные имеют части тела, которых нет у людей, хвост, рога, копыта, плавники, клюв, перья, шерсть. Некоторые животные могут летать, жить в воде или под землей, в подать в спячку, то есть делать то, что не свойственно человеку. Животное в доме- это важный фактор воспитания детей. Взрослые должны помнить об этом. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно может принести не только пользу, но и вред развивающиеся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленные действия могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать и что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Животные сильно различаются между собой не только внешними особенностями, но и образом жизни, поведением, степенью привыкания к человеку. Понятно, что за рыбками и птицами можно наблюдать, с кошками и собаками играть.
Аквариум с рыбками, если оно содержится по правилам, представляет собой очень интересное и красивое зрелище. Подготовить такой аквариум непросто, это должен сделать взрослый.
Ребёнок среднего и старшего дошкольного возраста может принимать в этом участие: наблюдать за действиями взрослого и помогать ему в меру своих возможностей. У ребёнка формируется сознание собственной значимости- ведь он участвует в настоящих взрослых делах. А заодно он начинает понимать, что завести живое существо не так уж просто: необходимы знания, умения, трудовые усилия.
Старшего дошкольника можно привлекать к уходу за аквариумом: периодически поручать чистить дно грязесборником, стирать со стенок налёт, протирать их снаружи; поддерживать блюдце при заливании или частичной смене воды. Новый интерес и цели наблюдений возникают у ребёнка, когда в аквариуме появляются незнакомые рыбки, улитки.
При постановке перед ребёнком различных познавательных задач взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными. Можно время от времени практиковать рисование рыб и аквариума, придумывание загадок про рыб, пение песен или чтение стихотворения.
В домашних условиях нередко содержат птиц. Чаще всего канареек, попугаев. Они быстро привыкают к людям. Уход за ними не сложен, но более ответственен, чем уход за рыбами. Птицы не переносят голод, грязную посуду, сквозняки. Они очень пугливы. К птицам следует относится осторожно и бережно. Первое время взрослый полностью берёт на себя уход за пернатым жильцом, а ребёнок наблюдает и запоминает, что и ка надо делать, учится спокойно вести себя возле птиц.
Постепенно ребёнок начинает помогать взрослым в уходе за птицей: моет кормушку, поилку, наливает чистую воду, кладёт корм. Ребёнка следует научить видеть красоту птички во всех её проявлениях. Учите ребёнка наблюдать, замечать, понимать состояние птички: здоровое и весёлое, неблагополучное, испуганное. Всё это ребёнок сможет понять, если с самого начала вы будете ставить перед ним конкретные, небольшие по объёму цели наблюдений.
- Рассмотри внимательно нашу птичку: чем покрыто её тело, какого цвета перья. Выясни, все ли перья одинакового цвета, где они длинные, а где короткие. Какие перья у птички на голове, груди, крыльях и хвосте?
- Сегодня вечером, когда в комнате будет темно, посмотри, как птичка отдыхает, в какой позе она спит, будет ли она спать, если включить лампу.
Такое содержание наблюдений поможет ребёнку лучше узнать различные особенности птиц, её образ жизни, привычки. Эти знания лягут в основу понимания того, как правильно вести себя с птицей, что можно, а что нельзя делать с ней.
Пребывание, каких бы то не было животных в вашем доме нельзя сравнить с присутствием в нём собаки или кошки, этих уникальных четвероногих, которые находятся в особых отношениях с человеком. Их с серьёзными намерениями заводят взрослые члены семьи.
Достоинствами собаки являются её ум, преданность хозяину, хорошая обучаемость Кошка привлекает своей красотой, изящными пропорциями тела и грациозными движениями. Всегда тщательно умытая, пушистая, мурлыкающая и ласкающаяся, она является частью домашнего уюта. Они имеют статус «братьев наших меньших», их нужно не только опекать и окружать заботой, но и уважительно с ними обращаться. Если в доме живёт кошка или собака, ребёнок должен правильно вести себя с ними. Самое главное- научить ребёнка правильному обращению с животными: мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние.
Постарайтесь переключить ребёнка на наблюдение.
- Посмотри издали, как собака ест суп. Что она сначала съедает- бульон, мясо, картофель? Как она ест твёрдую пищу? Как грызёт кости? Как пьёт?
Если наблюдения ведутся за кошкой, обратите внимание ребёнка на то, как, насытившись, она тщательно ухаживает за собой: умывается лапками, вылизывает языком шерсть на всех частях своего тела. Пиучайте ребёнка считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг- не надо ему мешать, проснётся тогда можно с ним поиграть. Учите ребёнка быть доброжелательным, заботливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях
В процессе проведения познавательно-исследовательской деятельности, мы развиваем экологическую грамотность, воспитываем природоохранную позицию....
«Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях»
Консультация для родителей...
Методические рекомендации родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях
Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Планомерная работа по экологическому воспитанию долж...
Советы родителям "Экологическое воспитание в домашних условиях"
laquo;Любовь к природе, впрочем,как и всякая человеческая любовь,несомненно, закладываетсяу нас с детства»И.Соколов-Микитов...
Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях.
Любовь к природе,впрочем, как и всякая человеческая любовь,несомненно, закладывается у нас с детства....
Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях
laquo;Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства» И.Соколов-Микитов«Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирую...
Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях
Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях...