Консультация для родителей «Изобразительная деятельность как фактор, влияющий на развитие воображения дошкольников»
консультация на тему

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить отношение к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izodeyatelnost_kak_faktor_razvitiya_voobrazheniya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального

образования  г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Консультация для родителей

«Изобразительная деятельность как фактор, влияющий на развитие воображения дошкольников»

 

                                                                                                                                                         Подготовила:

Воспитатель          

МАДОУМО г.Нягань

                                                                           «Детский сад № 10 «Дубравушка»

Кожокарь Е.Ю.

                                                                                                                                                                                                                            

2015

Изобразительная деятельность как фактор, влияющий на развитие воображения дошкольников

В дошкольном детстве не только в условиях игры, но и в изобразительной деятельности целенаправленно развивается фундаментальное психологическое новообразование – творческое воображение. Что же представляет собой изобразительная деятельность?

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить отношение к ним.

Создание изображения зародилось на заре человеческой культуры, намного раньше, чем письменность. Не случайно многие западные исследователи детского творчества, придерживающиеся биологизаторской теории развития ребенка, отмечают, что детский рисунок, как определенная ступень, предшествующая овладению речью, может быть отождествлен с развитием и творчеством первобытного человека.

Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого – Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель – и многие отечественные исследователи.

Кроме рисования существуют другие виды детского изобразительного творчества, ведь изобразить, это не значит нарисовать.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы или целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже малышам. Материалом для нее могут служить не только пластилин, но и соленое тесто, глина, влажный песок, мягкий снег.

Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы, основанный на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении. Материалом для аппликации может служить даже бросовый материал, ткань, природный материал и др..

Занятия лепкой и аппликацией комплексно действуют на развитие ребенка:

  • Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Развивают пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • Синхронизируют работу обеих рук.

Интерес представляет также и детское конструирование из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника. В исследованиях (К.И.Чуковский, Дж.Родари, Г.С.Виноградов, Т.Н.Ушакова, С.Н.Цейтлин, А.Г.Арушанова, Т.И.Алиева и др.) было установлено, что в процессе творческого конструирования из разных материалов у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдались в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных предметов (воссоздающее воображение), но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых ценностей различного типа (творческое воображение).

Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективное новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная ценность его значительна.

Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый – носитель этого опыта и его передатчик. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем, и сама изобразительная деятельность, как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию и др., способствует разностороннему развитию ребенка.

В творческой деятельности выделяют три этапа:

1 этап: возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

2 этап: процесс создания изображения.

3 этап: анализ результатов.

Главный доминирующий мотив этой деятельности – стремление художника выразить свое впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. А также вызвать соответствующие чувства и мысли у зрителя. Другим важным мотивом является потребность в творчестве.

Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире. (Восприятие, наблюдение, анализ явлений, событий, осознание собственного отношения к ним).

Окружающий мир и деятельность человека рождают эмоционально-интеллектуальный опыт художника, который и служит источником идей и художественных замыслов.

Следующий этап – «вынашивание замысла», в процессе которого идут дальнейшая разработка содержания, поиск художественной формы.

В процессе художественного творчества активизируется личность художника в целом. Благодаря восприятию можно приобрести информацию, благодаря памяти – сохранить, накопить. В нужный момент эта информация актуализируется. Без мышления невозможны анализ, отбор информации, целенаправленное оперирование представлениями, а без воображения вообще невозможно творчество.

Следующий этап творческой деятельности – «исполнение», реализация замысла - перевод представления в конкретный образ. Продолжается активная работа воображения. Процесс воплощения, анализ и оценка получаемого образа влияют на содержание замысла. Отмечаемая психологами взаимосвязь, взаимовлияние воображения и чувств (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон, В.К.Вилюнас и др.) особенно ярко проявляется в творческой деятельности. Процесс творчества сопровождают разные по силе чувства.

Последний этап – окончательная оценка полученного результата и его доработка.

Такова примерная структура зрелой творческой изобразительной деятельности.

Безусловно, и у ребенка основой для возникновения творческих замыслов являются окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях, и т.д.

Мотивационно-потребностная сфера ребенка формируется раньше, чем моделирующие типы деятельности (игра, изодеятельность).

Формирующаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение одних предметов другими) помогает ребенку использовать свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего, т.к. рисуя, малыш реализует те же мотивы, что и в игре. Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окружающих, появляется у ребенка позднее. Это влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса. Замысел, например, развивается, развертывается не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности. Это можно объяснить непроизвольностью всех психических процессов, проявлением игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл действий для ребенка – рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен процесс деятельности, а результат – как средство осуществления игры. Л.С.Выготский обращал внимание на сходство любого вида детского творчества с игрой. При появлении общественно направленных мотивов деятельности, предназначения художественного результата (рисунка) для других людей, игра не исчезает.

Оба вида рисование-игра, рисование-изображение, могут существовать в деятельности одного ребенка.

В отличие от художника, обладающего большими познаниями и интуицией, у ребенка опыт мал, а представления еще недостаточно четкие. Однако, несмотря на то, что воображение у ребенка беднее, чем у взрослых, как познавательная способность, оно приходит на помощь тогда, когда однозначный ответ на вопрос найти трудно (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, О.М.Дъяченко, Г.Д.Кириллова и др.). Поэтому продуктивное воображение активно работает в ситуации неопределенности, при решении задач открытого типа. Известно, что у дошкольника существует большой познавательный интерес к окружающему (если он не подавляется, а поддерживается взрослыми). Однако, знаний, чтобы удовлетворить его, у ребенка еще недостаточно, воображение дошкольника и разрешает это противоречие, в т.ч. и в изобразительной деятельности .

В деятельности дошкольника представлены все эти этапы, но они сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте.

Что важно видеть, понимать и формировать в детской изобразительной деятельности?

  1. Причины ее возникновения, постепенное становление и развитие мотивов этой деятельности.
  2. Постепенное ее вычленение из предметно - манипулятивной деятельности.
  3. Появление, развитие и сочетание между собой действий, составляющих эту деятельность.
  4. Возможный результат этой деятельности, его смысл и значение.

Развитие движений и возможность сжимать в руке карандаш, наносить рисунок появляется к году, чаще после года. В раннем возрасте ребенок еще не испытывает потребности рисовать, но начинает активно действовать с изобразительными материалами. Поэтому материал должен быть ярким, прочным, обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном месте для ребенка. Необходимо закреплять интерес ребенка к действиям с материалом, к получению яркого следа на бумаге. Это так называемый «штриховой» период, или «доизобразительный», появление первых ассоциативных образов. (большую роль в этом играет речь)

В период от двух до трех лет изодеятельность дошкольника ориентирована на предметный мир. Поиск содержания образа в каракулях – один из ведущих побудителей деятельности на данном этапе.

Рисование «по замыслу» появляется примерно к двум годам и позже. Замысел – это представление будущего рисунка и способов его создания. Первоначально замысел беден по содержанию, неотчетлив. В этот период у малыша нет мотивов, специфических для художественной деятельности.

Маленький художник всегда рисует только то, что его волнует, интересует, что оставило в памяти яркий след. Ребенок начинает осознавать, что окружающий мир существует еще и в образах.

На этом этапе развития ребенка важно воспитывать у ребенка интерес к собственной изодеятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, стремление поделиться чувствами, впечатлениями с близкими людьми.

Поддерживая маленького художника в его смелости, важно помогать малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке; знакомить со свойствами материалов, и элементарными приемами их использования.

Важно не упустить сензитивный период для развития операционально-технической стороны деятельности (малыш ориентирован на предметный мир). Ребенка надо приучать к правильным приемам работы с карандашом, кистью и красками, правильному обращению с пластическими материалами. Изобразительная деятельность должна органично войти в процесс общения с малышом, быть естественной и желанной, от этого будет зависеть качество детского изображения.

К концу третьего года жизни ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности. Ведущим, главным мотивом постепенно становится интерес к предметам, явлениям, событиям, которые ребенок пытается изображать, но при этом изобразительные действия дошкольника могут не успевать за быстро развивающимся замыслом.

Поэтому возникает противоречие между выразительной и изобразительной тенденцией в развитии рисунка. От того, как оно разрешится, зависит дальнейшее развитие изодеятельности. Важно, чтобы ребенок понимал зависимость восприятия его рисунка другими людьми от качества изображения. Это вызывает у него желание изображать понятно, выразительно.

На основе действенных мотивов ребенок постепенно учится ставить соответствующую цель – изображение конкретного предмета.

Развитие целеполагания в изодеятельности обусловлено совершенствованием мотивов и действий, ее составляющих.

Действие восприятия – одно из основных, реализующих изобразительную деятельность.

Восприятие в дошкольном возрасте становится более полным, точным, расчлененным. К семи годам ребенок овладевает целостным способом обследования (порядком, структурой), специфическим для изобразительной деятельности.

Кроме восприятия, ориентировочным действием, специфическим для изодеятельности, является замысливание образа. Процесс замысливания состоит в продумывании ребенком содержания рисунка (лепки), определении материала, приемов, последовательности изображения.

Процесс замысливания образа связан с его наглядным представлением, видением возможного результата работы (Н.П.Сакулина его называла «изобразительным представлением»), которое формируется постепенно.

Овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений, навыков. В старшем дошкольном возрасте изобразительные действия становятся более точными, уверенными и смелыми, самостоятельными, разнообразными, обобщенными, творческими.

Художественно-творческая деятельность включает в себя действия контроля и оценки. Одним из самых высоких уровней развития действий контроля и оценки является появление способности чувствовать своеобразие, неповторимость, оригинальность образов. Данное действие, к старшему дошкольному возрасту должно выполняться самостоятельно.

Из всего вышесказанного можно заключить, что ребенку в процессе изодеятельности необходима помощь взрослого, особенно при овладении технической стороной. Однако, возникает вопрос; можно ли научить творчеству? Тем более, что существует определенная позиция западных психологов, требующая отказа от активного руководства детским творчеством, невмешательства в этот процесс, который предопределен внутренними биологическими законами. (В.Глоцер, Б.Джеферсон и др.)

У отечественных психологов, исследователей детского творчества другая точка зрения.

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством. Психологическая наука приоткрыла завесу над ним и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества. (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Подъяков, А.В.Брушлинский и др.).

И.Я.Лернер утверждает; творчеству можно учить, но это умение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

Отечественные психологи и педагоги (Н.А.Ветлугина, В.В.Давыдов, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина и др.) доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.

Для того, чтобы ребенок развивался как творческая личность, недостаточно убрать «барьеры» и снять контроль сознания, нужно, чтобы структура сознания стала иной: необходим позитивный образец творческого поведения.

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. В повседневной жизни, как показывает многочисленные исследования, происходит подавление креативных свойств индивидуума. Это может быть обусловлено тем, что креативность предполагает нонкомформное независимое поведение, сотворение неповторимого, в то время, как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм отношений, продуктов. Поэтому формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде. Именно такой средой может быть организованное обучение на занятиях изобразительной деятельности.

Существенным замечанием является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на зону «ближайшего развития» ребенка (Л.С.Выготский), что традиционно понимается так: ребенок может существенно продвинуться в развитии с помощью взрослого, опирающегося на потенциальные возможности ребенка.

В развитии этого фундаментального понятия современные психологи вводят свои представления о нем и тем самым пытаются наполнить его новыми смыслами.

А.Г.Асмолов, говоря о зоне вариативного развития, делает особый акцент на значимости взаимодействия ребенка со сверстниками.

Я.Вальсинер вводит такие понятия, как «зона свободного движения», и «зона поощряемых» в достаточно ненастойчивой форме действий ребенка.

А.Н.Подъяков, определяя зону ближайшего развития, вводит формулировку «отрицательное влияние помощи», сдерживающее самостоятельность субъекта и тем самым его развитие. При явно выраженном стремлении авторов уйти от жестко регламентированного обучения детей, сковывающего их развитие, совершенно очевидна общая тенденция к определению стратегии эффективной помощи взрослого ребенку как присвоению им социокультурного опыта.

К.Роджерс полагал, что нельзя форсировать творческое развитие ребенка, а надо создавать условия для выявления его внутренних возможностей. Он выделял внешние и внутренние условия творчества. К внутренним условиям К.Роджерс относил открытость ребенка опыту; внутреннюю оценку своего творчества («доволен ли я собой», а не «будут ли довольны мной») и возможность свободно играть с образами и понятиями.

Для того, чтобы выявились внутренние условия, необходимо создать условия внешние. К внешним условиям относится обеспечение психологической безопасности (уважение к ребенку как к личности вне строгой зависимости от того, что он делает, отсутствие внешних оценок, перевод на самостоятельную оценку продукта; выход на реакцию «мне не нравится», а не на оценку «это плохо») и обеспечение психологической свободы (свобода в символическом выражении своих чувств и переживаний).

Помощь взрослого как раз заключается в выстраивании дидактической системы, в т.ч. и предметной, и в организации взаимодействия детей при обучении, в отборе знаний и т.д.

Такая современная расшифровка роли педагога в обучении, грамотно действующего с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка, очень важна для придания многоаспектному процессу обучения творческого характера.

Таким образом, можно сделать вывод:

Изобразительная деятельность в дошкольных учреждениях строится на единстве и взаимосвязи рисования, лепки, аппликации, а также тесно связана с конструированием и ручным трудом.

Она имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка (нравственное, умственное, эстетическое развитие и воспитание), но особенно велика ее роль в развитии творческого воображения. Очень важно не только включение всех предметов этой деятельности в содержание образования, но и учет преемственности всех этапов обучения изодеятельности.

Несмотря на различие взглядов на обучение рисованию, лепке и т.д. как зарубежные, так и отечественные педагоги и ученые придают изобразительной деятельности исключительно важное значение в развитии ребенка.

Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений, эмоций. Образы фольклора, безусловно, являются тем благоприятным материалом для накопления таких впечатлений, эмоциональных переживаний, могут способствовать созданию оригинальных изображений, развитию творческого воображения дошкольников.

Список источников:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. - М.: Изд. ц. «Академия». 2002

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб.: Союз. 1997

3. Гранкина М.В. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008. №5

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Изобразительная деятельность дошкольников"

Консультация поможет родителям продолжать работу по изобразительной деятельности дома....

Консультация для родителей "Изобразительная деятельность дошкольников дома"

Практические рекомендации для родителей по подготовке рабочего места и подбору материалов для художественно-творческой деятельности в домашних условиях....

Консультация для родителей "Изобразительная деятельность дошкольников"

Консультация для родителей "Изобразительная деятельность дошкольников" Как дома следует продолжать работу по изобразительной деятельности, начатую в детском саду....

Консультация для родителей "Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспитание ребенка"

Консультация для родителей "Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспитание ребенка"...

Консультация для родителей "Нейропсихологическое здоровье.Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»"

laquo;Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения»Мы смотрим глазами, а видим мозгом,Мы слушаем ушами, а слышим мозгом, мы щупаем руками, а нюхаем носом, смакуем ртом,...