"Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пугачёва Кира Павловна

Рекомендации родителям первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние пальчиковой гимнастики  на умственное

развитие ребенка»

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии.

Японский врач Намиком Такудзяро разработал оздоравливащую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы малыши овладевали простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

В чем польза пальчиковой гимнастики для ребенка?

  1. Пальчиковая гимнастика позволяет развить чувственную сферу (осязание), что благоприятно сказывается на ознакомлении детей с такими свойствами окружающих объектов, как величина, форма, фактура.
  2. Развитие свободных, согласованных, точных, дифференцированных и скоординированных движений пальцев рук позволяет эффективно овладеть рисуночными, лепными, аппликационными умениями, письмом и самообслуживанием (застёгивание пуговиц и т.д.).
  3. Высокий уровень развития мелкой моторики пальцев рук оказывает колоссальное влияние на развитие речи детей, овладение способами коммуникации, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей.

Примеры пальчиковых игр:

  1. Детская пальчиковая игра «Колкие иголки»

 Ежик маленький замерз (ладошки соединены, пальцы подняты вверх и переплетены между собой).

 И в клубок свернулся. (пальцы переплетены и согнуты)  

Солнце ежика согрело, (пальцы медленно разгибаются)  

Ежик развернулся! (пальцы переплетены и подняты вверх)

  1. Детская пальчиковая игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, (выставляем большой пальчик)

Этот пальчик – бабушка, (выставляем указательный пальчик)

 Этот пальчик – папочка, (показываем средний пальчик)

Этот пальчик – мамочка, (безымянный пальчик)

Этот пальчик – я, (показываем мизинец)

Вот и вся моя семья! (ритмично сжимаем и разжимаем руку, а в заключении распрямляем все пальчики).

  1. Детская пальчиковая игра «Прогулка» 

Раз, два, три, четыре, пять (по очереди выпрямляем пальчики из кулачка, начиная с большого),

 Вышли пальчики гулять,

Раз, два, три, четыре, пять (по очереди загибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинчика).

 В домик спрятались опять.  
Этот пальчик хочет спать (разворачивает левую руку ладошкой к себе, правой рукой загибает мизинчик на левой руке)

Этот пальчик лег в кровать (загибает безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул (загибает средний пальчик)

Этот сразу же уснул (загибает указательный пальчик)

Этот крепко-крепко спит и тихонечко сопит (загибает большой пальчик) .

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать! (поднимает левую руку и распрямляет все пальчики)

Здравствуй, полянка большая! Здравствуй, трава – мурава!

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

Мы корзиночку несём –

Всю тебя мы соберём.

Пальцы правой руки по очереди

здороваются с пальцами левой,

похлопывая друг друга

кончиками.

Раз, два, три, четыре,

  Мы с тобой снежок слепили.

  Круглый крепкий, очень гладкий

  И совсем-совсем не сладкий.

  Раз подбросим.

  Два поймаем.

  Три уроним

  И сломаем.

                                       

 Загибают пальчики, начиная с большого.

 «Лепят» меняя положение

  ладоней.

  Показывают круг, сжимают

  ладони.

  Грозят пальчиком.

  Смотрят вверх, подбрасывая

  воображаемый снежок.

  Роняют воображаемый снежок.

  Топают ногой.


Вот забор.

 В заборе щели.

 Пальцы в них пролезть хотели.

 Сунул голову Большак.

 Дальше не пройти никак!

 Вслед за ним застрял Указка.

 Середняк хотел – напрасно!

 Безымянный – безуспешно!

 Хоть один прошёл? Конечно!

 Щуплый, маленький мизинчик

 Помощь братьям оказал:

 Из щелей их всех достал.

Пальцы правой руки прижать друг к  

 другу.

 Раздвинуть пальцы.

 Просунуть большой палец левой руки

 между большим и указательным

 пальцами правой.

 Крепко зажать большой палец.

 Указат.палец левой руки между  

Указат. И средним пальцами правой,

 средний палец левой руки между

 средним и безымянным пальцами

 правой,

 мизинец несколько раз согнуть –

 разогнуть, потом помахать им.

 Каждый палец по очереди освободить из плена.

«

  1. «Кошка выпускает коготки» 

    Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы

  1. Кончик мизинца положить на кончик большого пальца – это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и, наконец, указательного и большого — это большое колечко.
    Всё повторить на другой руке.

  1. ЗамОк!
    Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
    - На двери висит замок.
    - Кто его открыть бы мог?
    - Постучали,
    На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
    - Покрутили,
    Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
    - Потянули
    Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
    - И открыли!
    Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. 

  1. Козочка.
    - Шел старик дорогою 
    идти пальчиками по стол
    - Нашел козу безрогую.
    показать пальчиками рога
    - Давай, коза, попрыгаем, 
    постучать пальчиками по столу
    - Ножками подрыгаем.
    - А коза бодается, 
    снова показать рога
    - А старик ругается.
    погрозить пальчиком

Штриховка:

                     

   

Работа с трафаретами


DSC03380  DSC03386

Лабиринты

DSC03350                DSC03351

Дорисовка (по принципу симметрии)

 


Правила посадки при письме:

Сидим за партой и держим ручку правильно!

Чтобы спинка оставалась ровной, глазки зоркими, а в тетрадке получались красивые, ровные буквы,  за партой нужно:

-  сидеть прямо;

- опираться спиной на спинку стула;
- не опираться грудью на стол;
- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;

- придерживать тетрадь  левой рукой (если ты правша)и правой рукой (если ты пишешь левой рукой);

- писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

               

Наклон тетради:

                     

Как правильно держать ручку:

Представим, что на среднем пальце правой руки есть "подушечка":

На эту "подушечку" укладываем ручку.

 

Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие...

Консультация для родителей на тему «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка».

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев пр...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев,"Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - п...

«Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»

Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение  не только с самих  рук, но и с губ, снимают умственну...

« Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»

               Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие....

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.

quot;Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант....

Консультация по оказанию методической, диагностической, консультативной помощи семье Малышевой Ю. В.,Тема: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка». 15 апреля 2019 год

Игры с пальчиками, развивают мозг ребёнка, положительно воздействуют на речевые функции, и здоровье ребёнка, помогают убрать напряжение, снимают умственную усталость, стимулируют творческие способност...