Клуб "Заботливые родители" Детская поэзия
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №60 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Клуб «Заботливые родители»
Тема: «Детская поэзия »
Авторы: учитель-логопед Давыдова Лариса Юрьевна
воспитатели: Костюкова Наталья Владимировна
Трифонова Вера Николаевна
2016
Детская поэзия.
Цель: Повышать педагогическую культуру родителей в процессе взаимодействия с педагогами детского сада по формированию у детей интереса к поэзии.
Задачи:
- Заинтересовать родителей в многообразии и красотой детской поэзии.
- Помочь родителям в правильном подборе стихотворений для чтения и заучивания с ребенком.
- Рассказать о важности заучивания стихотворных текстов для развития ребенка.
- Ознакомить родителей с приемами, помогающими при заучивании и рассказывании стихотворений: мнемотехника, логоритмика.
- Обучение родителей практическим навыкам использования приемов логоритмики и мнемотехники.
«Читайте детям стихи,
пусть ухо их приучится к гармонии русского слова,
сердце преисполнится чувством изящного,
пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
В. Белинский.
В дошкольном возрасте необходимо вести работу, направленную на воспитание у детей любви к поэзии, знакомство с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения.
- Заучивание поэтических произведений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
- Процесс заучивания стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу:
- расширяется кругозор
- рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию,
- развивается память
- формируется культурный уровень
- обогащается словарный запас, формирующий его собственную речь
- развивается техника речи: дикция, дыхание
Подбор стихотворений для заучивания.
Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
В младшем дошкольном возрасте требования к подбору стихотворных произведений следующие:
1) простота и четкость ритма;
2) краткость самого стиха и отдельных строк;
3) простота и ясность знакомых детям образов;
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко
выраженной действенности.
5) в стихотворных текстах должно быть много существительных и глаголов.
Для заучивания можно использовать коротенькие потешки и стихи (например, А. Барто «Игрушки», Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С.Маршака и др.). По объему - это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки.
В среднем дошкольном возрасте рекомендуются:
- более сложные по содержанию и форме стихи
- увеличивается их объем (например, З. Александрова «Ёлочка» А. Барто «Я знаю, что надо придумать» Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.).
- могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять
инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются
достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи
(А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; С. Есенин «Белая береза» и др.) .
В подготовительной группе:
- стихотворные тексты усложняются объёмом, художественными средства,
- для заучивания можно предложить детям басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Но для этого, нужно провести подготовительный анализ басни, для понимания басни.
Чтобы стихотворение легко запоминалось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Активным детям лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, спокойным детям - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергетику). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
Очень важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего мне это нужно). Это могут быть различные игры: «Артисты», «Порадуй друга», чтение стихов на утреннике для родителей; выступление перед малышами и другие мотивы.
Для помощи заучивания стихотворения с ребенком можно использовать методику - мнемотехника. Мнемоника (греч.) искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и способы с помощью которых образуются ассоциации (связи), когда абстрактные объекты и факты заменяются на зрительные, слуховые и двигательные представления.
Мы хотим поделится опытом, использования этой методики с нашими детьми. (Показ альбома с мнемотаблицами). А сейчас предлагаем вместе заучить стихотворение С. Есенина «Береза».
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Для более легкого заучивания и интересного рассказывания стихотворения можем использовать технологию – логоритмика (речь с движением). Логоритмика развивает чувство ритма, координацию движения, дыхание, слуховое внимание. Сейчас мы с вами на примере стихотворения С.Я. Маршака вместе используем этот прием.
Когда у вашего ребенка сформирован определенный багаж стихотворений, можно поиграть в семье в домашней обстановке в различные виды викторин:
- Взрослый называет фразу – ребенок отгадывает героя или произведения.
Я буду вам вторая мать
Умею сливки я снимать.
Мышей ловить я буду,
Мыть языком посуду…
Впустите бедную родню.
(Кошка, Кошкин дом)
- Взрослый называет героя – ребенок говорит слова героя
- Назвать предметы, которые есть в этом произведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М А Т Е Р И А Л Ы к проекту: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ. ПОЭЗИЯ.
М А Т Е Р И А Л Ы к проекту: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.ПОЭЗИЯ....
Сообщение из опыта работы "Воспитание духовности у детей через поэзию". Составила Евдокимова Людмила Дмитриевна воспитатель МБДОУ №12 ст. Каневская.
Материал из районного семинара на тему: "Формирование духовности у детей через различные виды искусства"....
"Уйнап, җырлап үсәбез". Непосредственная образовательная деятельность по развитию связной речи через поэзию у детей дошкольного возраста.
Во время этой деятельности дети побывают в гостях у кошки, у зайца, поиграют с ними в разные игры. Они узнают очень многое об этих животных, в том числе, и о том, что кошка - домашнее животное, а заяц...
Презентация творчества педагога "Поэзия в рисунках" автор Гаврилова А.А.
В презентации представлен авторский комплект мнемотаблиц "Поэтический Петербург".Это схемы - рисунки, в которых заложена информация об обьектах города сиспользованием поэтического слова....
Поэзия русского народного костюма
Побуждать интерес детей к русскому национальному творчеству, подчеркнуть основное назначение - беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей, помнить, что многие виды современной оде...
Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» ЛУЧШЕ МАМЫ В МИРЕ НЕТ
Наш праздник мы посвящаем нашим дорогим мамам. Сегодня мы будем говорить им слова любви, благодарности и признательности за их заботу, тепло, ласку, которыми они нас окружают с момента нашего рождения...