Развивайте силу с детства или физкультура для дошкольников
статья на тему
«Дерево гни, покуда оно молодо, дитя учи, пока оно не выросло».
Старая Вьетнамская пословица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Развивайте силу с детства или физкультура для дошкольников»
Автор: Федосова Екатерина Валентиновна
2015
О том, что детям полезно заниматься физическими упражнениями, знает практически каждый родитель. А вот можно ли детям выполнять и нужны ли им силовые упражнения? И сколько времени им должно отводиться на физкультурные занятия? С какого возраста их выполнять?
Полагаю, что на эти и другие подобные вопросы сумеют дать правильный ответ не все родители, ибо потребуются знания, хотя бы в общих чертах, возрастной физиологии ребенка.
«Дерево гни, покуда оно молодо, дитя учи, пока оно не выросло».
Старая Вьетнамская пословица.
Как известно, от рождения до 2—3 лет ребенок последовательно приобретает способность удерживать голову, сидеть, стоять, поворачивать туловище в положении лежа, затем - ползать на четвереньках, далее - вставать и, наконец, ходить, в этом возрасте, понятно, нет смысла говорить о каких-либо силовых упражнениях: малышу необходимы специальная гимнастика, водные и закаливающие процедуры, массаж — и все это под неусыпным оком специалиста или родителя.
Развивающая физкультура для дошкольников
Другое дело — дети, достигшие четырехлетнего возраста, или, как принято называть в педагогике, дошкольного возраста (возрастной диапазон: от 3,4 до 6,7 лет), который в народе образно называютзолотым. Ребенок к 4-м годам уже свободно выполняет простейшие движения, уверенно ходит, бегает, говорит, мыслит, ориентируется в пространстве. В этот период дети удивляют своих родителей, пытаясь помочь им в работе, подражают практически во всем.
Именно в этом возрасте интенсивно идут процессы роста и увеличения массы тела (рост прибавляется примерно на 6 см, а масса тела ребёнка повышается на 2 кг в год), совершенствуются движения, укрепляется мышечная система, вследствие чего дети становятся заметно тоньше, отличаясь этим от малышей до 3 лет. Однако нельзя забывать, что в этот период у дошкольников все же еще ограниченные, слабо развитые двигательные возможности. В основном у них преобладают движения, в которых участвуют преимущественно крупные мышечные группы. Тяжелой нагрузкой для них являются однотипные движения, которые вызывают в детском организме повышенную утомляемость, а также длительное сохранение одной стабильной фиксированной позы. Учитывая это, не забывайте при проведении занятий, особенно с включением силовых элементов, чередовать упражнения с отдыхом.
Физические развивающие занятия для дошкольников рекомендовано проводить по нескольку раз в течении дня в виде имитационных движений и игр продолжительностью от 15 до 30 мин (для деток 4 лет: по 15-20 мин; для малышей 5-7 лет: по 20-30 мин). Подбор и дозировка упражнений должны зависеть от возрастных особенностей детей. Так, в занятие с малышами 4-6 лет рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений. Каждое упражнение желательно повторять от II до VI раз.
При проведении занятий (особенно на начальном этапе) не забывайте об индивидуальных особенностях своего ребенка.
Разнообразие двигательных возможностей детей требует индивидуального подхода к ним со стороны родителей и педагогов, что особенно важно при занятиях физическими упражнениями.
Как известно, дети в этом возрасте большую часть своего времени уделяют играм. Поэтому и физкультурные, спортивные развивающие занятия для дошкольников должны строиться в виде игры. Упражнения могут состоять из разнообразных подражательных движений. Желательно, чтобы каждое упражнение имело свое сказочное или шутливое название и легко запоминалось. Например, "Чебурашка", "Паровозик", "Зайчик" и т. д. Такие упражнения детям интересны и малоутомительны.
Если вы решили составить для своего ребенка комплексы упражнений, то они должны быть подобраны так, чтобы, помимо силы, развивали и другие качества, такие, как координация движений, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. Упражнения должны также охватывать различные мышечные группы ребенка. Недопустимо, чтобы во время занятий выполнялись упражнения, например, лишь для мышц нижних или верхних конечностей.
Не менее важным условием эффективности занятий физкультурой с детьми являетсяпостепенность (начинать с небольшого количества упражнений и от занятия к занятию прибавлять одно-два). Необходима и последовательность выполнения упражнений — от простых к более сложным. Ведь нервная регуляция сердца ребенка несовершенна, а потому ритм его сердечных сокращений быстро сбивается, а сердечная мышца при неадекватном физическом воздействии довольно-таки быстро утомляется. Тем более что для дошкольника практически любое элементарное упражнение, повторяемое многократно с изменением темпа выполнения, уже само по себе способствует развитию силы у дошкольника.
Перед тем как начать занятие с ребенком, желательно объяснить ему содержание упражнения, затем показать его и только потом дать попробовать сделать. Старайтесь, чтобы объяснение не было долгим, так как усидчивость и внимание у малышей, особенно в 4-летнем возрасте, бывает неустойчивым, и они фактически не способны сосредоточиться на продолжительном объяснении.
Еще раз напоминаем, что любое упражнение, выполняемое ребенком многократно, уже является для него непосильным. Одновременно развиваются и другие двигательные качества. Все эти несложные упражнения удобно делать в квартире.
Итак, не забывайте следующие правила проведения занятий с малышами:
- Продолжительность занятий с детьми 4 лет должна составлять 15—20 мин, соответственно с детками 5—7 лет — 20—30 мин.
- В одно занятие рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений.
- Каждое упражнение необходимо выполнять от II до VI раз(повторений) в зависимости от возрастных особенностей и двигательной подготовленности ребенка.
- Не забывайте чередовать упражнения с отдыхом.
- Упражнения (в том числе и силовые) должны быть преподаны ребенку в виде имитационных движений и игр.
- Каждому упражнению придумайте шутливое название.
- Комплекс должен состоять из упражнений на различные мышечные группы, развивающие разнообразные физические качества.
- Соблюдайте правило постепенности и последовательности.
- Учитывайте индивидуальные особенности ребенка.
Зная эти девять правил, каждый из родителей сможет правильно подобрать упражнения для малышей и грамотно составить комплекс.
А пока мы предлагаем вам разучить с детьми следующие упражнения...
Комплекс силовых упражнений для деток 4,6 лет:
1. "Маятник"
Исх.Пол.: стойка - ноги врозь, зафиксировать руки на голове. На каждый счёт выполнять наклоны головы I) вправо, II) влево, III) вперед, IV) назад.
2. "Волна"
Исх.Пол.: стойка - ноги врозь, выставить руки в стороны. Поочередно волнообразные движения руками, напрягая руки в конечной фазе.
3. "Вертушка"
Исх.Пол.: стойка - ноги вместе, руки – параллельно корпусу вниз. На каждый счет вращать туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.
4. "Мельница"
Исх.Пол.: стойка - ноги врозь пошире с наклоном корпуса вперед, держим руки - в стороны. На каждый счет вращение корпуса то вправо, то влево.
5. " Крокодильчик"
Исх.Пол.: упор лежа. Передвигаться вперед на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.
6. "Ножницы"
Исх.Пол.: горизонтально лежа на спине (в упоре на предплечьях), ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочередно делать скрестные движения выпрямленными ногами.
7. "Качели"
Исх.Пол.: лежа на животе, удерживать руки вдоль торса, ноги немного разведены. Взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться.
8. "Лягушка"
Исх.Пол.: упор присев, ноги врозь. Просунуть руки между ног. Постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать.
9. "Зайчик"
Исх.Пол.: упор присев, руки на затылке. Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперед. Спину держать ровно.
10. "Кенгуру"
Исх.Пол.: стойка - ноги вместе, с руками внизу. В темпе оттолкнуться, в высшей точке пригнуть ноги и прижать их к груди. Приземлившись снова повторить прыжок.
Подборка силовых упражнений в парах для детей дошкольного возраста:
1. "Пружинка"
Исх.Пол.: расположившись лицом друг к другу на дистанции согнутых рук, упираясь друг в друга ладонями. На каждый счет осуществлять сгибание и разгибание правой, а затем левой руки.
2. "Бабочка"
Исх.Пол.: встав на левую ногу (при этом правая - согнута в колене) и опираясь о голень опорной ноги, руки разведите в стороны. Удерживая равновесие, проделать ритмичные взмахи прямыми руками вверх-вниз. Затем сменить и. п. ног. Для облегчения упражнение можно выполнить стоя ноги врозь.
3. "Качели"
Исх.Пол.: стоя друг напротив друга и ухватившись за руки, выполнять поочередные приседания.
4. "Велосипед"
Исх.Пол.: сед согнув ноги, упираясь ступнями в ступни партнера. На каждый счет поочередно выполнять сгибание/разгибание ног.
5. "Пила"
Исх.Пол.: аналогичное. На каждый счет одновременно сгибать и разгибать ноги.
6. "На лодочке"
Исх.Пол.: аналогичное, но взяться за руки. 1 — упираясь в стопы партнера, потянуть его на себя, отклоняя корпус назад; 2 — то же самое выполняет партнер.
7. "Гусеница" (Кто быстрее?)
Исх.Пол.: сед согнув ноги. По команде "Марш!", помогая руками и ногами продвигаться вперед, а затем назад.
8. "Ласточка"
Исх.Пол.: стоя друг напротив друга на дистанции шага, взяться за руки. Поочередно на одной ноге сделать «Ласточку» (равновесие), удерживая его как можно дольше. Упражнение можно усложнить, выполняя его одновременно.
9. "Пистолетик"
Исх.Пол.: аналогичное. Счёт: 1—2 — оба партнера одновременно приседают на правой ноге, левая вперед; счёт: 3—4 – вернуться в Исх.Пол.; счёт: 5—8 — то же, но сменив положение ног.
10. "Корзиночка" (Кто дольше?)
Исх.Пол.: упор лежа на слегка согнутых руках, располагаясь друг напротив друга. 1—2 — прогнуться, выпрямить руки и согнутыми в коленях ногами достать голову. Постараться как можно дольше удерживать позу.
11. "Вертолет"
Исх.Пол.: сед ноги вместе лицом друг к другу, стопы на одной линии. Поднимая прямые ноги вверх по кругу, пронести их над стопами партнера и опустить с другой стороны. Затем партнер выполняет то же самое. Упражнение можно выполнять не останавливаясь, описывая поочередно круг в воздухе.
12. "Мячик"
Упражнение исполняется по очереди.
Исх.Пол.: стойка - ноги врозь, держать руки вперед. Партнер приседает, руки на пояс и подскакивает, при этом стоящий вытянутыми руками слегка касается его головы. Затем поменяться ролями.
13. "Паровозик"
И. п.: присед, руки согнуты в локтях, партнер сзади. Одновременно друг за другом продвигаться вперед, а затем назад на согнутых ногах.
14. "Стойкий оловянный солдатик" (Кто дольше?)
Исх.Пол.: стойка - ноги вместе, удерживать руки на пояснице. 1—2 — согнуть правую в колене и опереться о голень левой. Удерживать равновесие как можно дольше. Затем проделать то же на правой.
15. "Карусель"
Исх.Пол.: стоя напротив друг друга, сцепиться правыми руками, левая на поясе. Кружение в парах в правую сторону. Затем сменить [И. П.] и аналогично влево. Упражнение можно усложнить, выполняя кружение спиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Спортивные цилиндры" нестандартное оборудование для занятий физкультурой с дошкольниками
"Спортивные цилиндры" - нестандартное оборудование для занятий физкультурой с дошкольниками. Изготовлено из бросового материала, футляров от фотообоев, обклеенных самоклейкой. Данное оборудование с уд...
Календарное тематическое планирование по физкультуре для дошкольников по теме "Народная культура и традиции"
Календарное планирование по теме "Народная культура и традиции"2 младшая ,средняя,старшая,подготовительная группы-Комплексы утренней гимнастики-Гимнастика для глаз-Пальчиковая гимнастика-Дыхательная г...
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Особенности и эффекты лечебной физкультуры для дошкольников в условиях ДОУ
Лечебная физкультура полезна всем детям без исключения. Она необходима для правильного развития и роста. Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой дают свой положительный результат. Они укрепляют...
"Развиваем силу"
Оборудование: 2 гимнастические скамейки, 2 веревки, 2 дуги, 6 мешочков с песком, 3 гимнастических мата, набивные мячи (медболы) по количеству детей, музыкальное сопровождение.Тема занятия: «Разв...
Консультация для родителей и педагогов на тему: "Развитие силы и продолжительности речевого выдоха у дошкольников"
Консультация для родителей и педагогов на тему: "Развитие силы и продолжительности речевого выдоха у дошкольников"....
Консультация для родителей «Развиваем таланты с детства: как выбрать музыкальные игрушки для вашего малыша»
Хотите, чтобы ваш малыш вырос разносторонней, творческой личностью? Музыка оказывает огромное влияние на гармоничное развитие ребенка.А потому игрушки, связанные с воспроизведением различных звуков и ...
Святослав С. и Антон П. попробовали свои силы в чемпионате рабочих профессий среди дошкольников.
Московский детский чемпионат KidSkills - самый милый профориентационный проект Москвы! Это более 14 тысяч смышленых участников! 26 компетенций! (2021г)Внести свой вклад в этот значимый проект ре...