Физическая активность ребенка при СДВГ и гиперактивности
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Этот материал описан в предоставленной ранее презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sdvg.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: консультация для родителей «Физическая активность ребенка при синдроме дефицита внимания и гиперактивности».
Образовательная область: физическое воспитание детей с СДВГ.
Возрастная категория: не ограничена.
Форма проведения: консультация.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, шарики маленькие разных цветов, наклонная доска, мяч, шпажки, кольца для кольцеброса.
Описание хода педагогического мероприятия:
Родители рассаживаются в музыкальном зале, мульмедийная установка подключена к компьютеру.
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о детях с синдромом дефицита внимания и геперактивности (далее СДВГ). Выбор данной темы обусловлен тем, что в наше время не редко встречается данный диагноз, а так же некоторые родители говорят о гиперактивности своих детей. Сегодня мы с вами вместе попробуем разобраться в этом вопросе, а так же узнаем, как с помощью занятий физическими упражнениями облегчить симптоматику и помочь ребенку справиться со своими проблемами, а так же сможем получить несколько полезных советов в воспитании таких малышей. Я предлагаю начать (1 слайд).
Разберемся с самим понятием «Гиперактивность». На слайде Вы можете его увидеть и прочесть. А теперь, посмотрим что все выше указанное значит (2 слайд) Ребенок с СДВГ нуждается в более частом и большем внимании со стороны взрослых. Ему не всегда может подойти простая прогулка на воздухе, он должен быть чем-то занят и заинтересован. А так же малышу не подходят такие командные игры как футбол, баскетбол; игры соревновательного характера; эстафеты и т.п.
Далее рассмотрим, что включает в себя нейропсихологическая коррекция детей с СДВГ и раскроем каждое из понятий (3 слайд):
- Растяжки – тут можно заняться саморастяжением, т.е. ребенок лежа на полу вытягивается руки вверх, а ноги вытягивая носки тянет дальше упражнение «струночка»; или можно предложить упражнение «половинка», когда ребенок сидя на полу поочередно напрягает то ноги, то верхнюю часть туловища, то левую половину тела, то правую; мы с вами сейчас и сами можем попробовать, поставьте ноги вместе, опустите руки и потянитесь макушкой вверх как бы к солнышку, чувствуете, как вытягиваются ваши позвонки, вы уже и сидите ровно, вот это упражнение называется «Цветок». Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.
- Дыхательные упражнения - они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Мы рекомендуем систему Стрельниковой, она проста в применении и научит вашего ребенка правильно дышать вместе с вами. Одно из упражнений, которое мы с вами попробуем сделать вместе. Упражнение «насос»: стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что Вы как будто накачиваете шину в автомобиле.
Глазодвигательные упражнения - еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами (повороты, круговые движения и т. п.). они приносят пользу, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области. Поэтому хорошо снимают умственное утомление. Попробуем, Глазкам нужно отдохнуть, (закрываем глаза)
Нужно глубоко вздохнуть, (глубокий вдох с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут, (глаза открыты, движение зрачками по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут, (частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо, (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят наши глазки все! (глаза распахнуты, улыбаемся).
- Упражнения для языка и мышц челюсти - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, а так же данная гимнастика способствует саморегуляции и контролю за своими действиями. Налью в чашечку котенку (1)
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке (2)
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку (1)
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, (3)
А потом - еще раз,
Чисто вымоет шубку (4)
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет -
Как мочалкой скоблит.
"Мурр!" - мне скажет с любовью:
"Все, спасибо: я сыт! "
(1) - "Чашечка": рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
(2) - "Котенок": имитируем движения язычка котенка - "захватываем язычком молочко и отправляем его в рот".
(3): облизываем по кругу губы.
(4): имитируем вылизывание котенком шерстки
- Перекрестные телесные упражнения - процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, повышает скорость мыслительной деятельности. К примеру, перекрестная ходьба (левая нога – правая рука, правая рука – левая нога) на четвереньках на ладошках (передом и задом); перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом); односторонняя ходьба на четвереньках (левая нога - левая рука, правая рука – правая нога); перекрестная ходьба на четвереньках; рука на одну линию, ноги произвольно (вперед и назад, с ускорением темпа); перекрестная ходьба на четвереньках: руки делают перекрестные движения, ноги произвольно (вперед и назад, с ускорением темпа), односторонняя ходьба – четвереньки боком (левым и правым).
- Упражнения для развития мелкой моторики рук - повышает тонус коры головного мозга; развивает речевые центры коры головного мозга; стимулирует развитие речи ребенка; согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи; способствует улучшению артикуляционной моторики; развивает чувство ритма и координацию движений; подготавливает руку к письму; поднимает настроение ребенка.
Пример: "Пчелка"
Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками;
Я пчела, лечу, лечу,
Меда сладкого хочу!
Я лечу, я жужжу,
Я на клевере лежу!
- Упражнения для релаксации и визуализации - упражнения для релаксации проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения, самонаблюдению. "Поза покоя". Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая -
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно -
Расслабление приятно!
- Функциональные упражнения - разносторонне, но умеренно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулирует работу внутренних органов и органов чувств детей, способствует формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждает возникновение плоскостопия. Комплексы этих упражнений схожи с любыми комплексами утренней гимнастики.
- Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы – способствует развитию всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Например, «Классики». Упражнение представляет собой варианты общеизвестной игры, состоящей из целевых прыжков, совершаемых в определенной последовательности и в условиях дефицита времени. Выполнение этого упражнения требует усиленного зрительного контроля, осмысления ситуации и предвосхищения своих действий, хотя бы на ход вперед.
- Упражнения с правилами – способствуют саморегуляци и концентрации внимания, памяти. Помогают в развитии всех психических процессов. Пример, Игра «Перепутанные линии» прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.
И так, с вопросом нейропсихологической коррекции мы разобрались, перейдем к вопросу физических занятий отдельно по каждому возрасту:
В первый год жизни ребенка используются рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные движения. С целью: увеличить подвижность ребенка, научить его правильно ползать, ходить, бегать. (6 слайд) В этот период мы с вами прекрасно знаем, что необходимо делать ребенку массаж, который способствует развитию мышечного каркаса, так же можно показать ребенку как правильно ходить, ползать, прыгать и бежать по ровной поверхности, а так же по массажным коврикам и дорожкам.
Во второй год используются такие упражнения: ходьба, ползание и переползание, упражнения на равновесие и общеукрепляющие подвижные игры, медленный бег. С целью: усовершенствовать у ребенка навыки ходьбы по ровной гладкой поверхности; научить его плавно подниматься и спускаться по пересеченной местности; научить выполнять конкретные цели (7 слайд).
В третий год жизни используются игровые упражнения, направленные на развитие моторики пальцев и общеукрепляющие. С целью: создать и закрепить основной фонд движений ребенка (8 слайд). А тут я предлагаю Вам не много расслабиться и почувствовать себя трехлетними детьми, заодно и узнаем как можно развлечь и развить Вашего малыша. А все очень просто, разбрасываем по комнате мячи (это могут быть игрушки, крышки от бутылок, шишки и т.п.), а ребенок их собирает. Позже можно предложить ребенку последовательно собирать например, сначала голубые мячики, потом зеленые и т.д. Данная игра позволит ребенку не только развивать и контролировать свою двигательную активность, а так же помогает стать внимательным, координированным, развиваем крупную и мелкую моторику рук.
В четвертый год используются более сложные упражнения. Перед ребенком ставятся конкретные задачи: выполнить упражнение до конца, остановиться по сигналу и т, д. Постепенно нужно переходить от показа упражнений к объяснению. Необходимо беречь малыша от сверхсильных раздражителей и эмоциональных перегрузок. С целью: развить активное торможение; научить давать оценку своим действиям; развить внимание (8 слайд) В этом возрасте можно предложить ребенку пройти по наклонной доске, лавочке, бордюру, так же можно усложнить задачу положив на голову ребенка набивной мешочек. Предлагаю и вам попробовать выполнить это задание.
В пятый год используются различные двигательные упражнения: бег трусцой, прогулки, езда на велосипеде, общеукрепляющие. Дети должны понимать со слов, что им нужно делать и сами давать оценку своим действиям. С целью: реализовать потребность к двигательной активности, которая в этом возрасте особенно велика. В случае ее ограничения происходит быстрое возбуждение ребенка, эмоциональная неустойчивость, нарушение психики(9 слайд). Можно предложить ребенку якобы просто побегать, а в какой-либо момент говорить «сядь», «прыжок», «поворот», «стоп» и тогда постой бег может превратиться в игру, что станет для ребенка увлекательным и интересным заданием, которое поможет ему в самоконтроле и понимании инструкций взрослого.
На шестом году жизни используются упражнения на равновесие, на развитие туловища и конечностей. Занятия становятся более сложными. В них сочетаются разные фазы движений, обозначены моменты приложения основных усилий. С целью: закрепить способность к сложным двигательным действиям(10 слайд). С помощью мяча можно придумать массу игр для детей этого возраста. Предлагаю нам поиграть в игру «Горячая картошка».
В седьмой год используются упражнения на развитие согласованности движений, в которых участвуют различные суставы и группы мышц (плавание, лыжи, игры с мячом, ролики, самокаты, велосипеды, коньки). С целью: развить координационные способности; укрепить опорно-двигательный аппарат и различные нервные структуры (11 слайд). Тут ребенок уже совсем взрослый и использовать можно любой спортивный инвентарь и вашу с ребенком фантазию, что не маловажно. А в заключении наших активных игр, предлагаю познакомиться (или вспомнить) такую игру как «Серсо». Правила основной игры сводятся к следующему: ребенок бросает кольцо одной рукой или шпажкой партнеру, тот ловит рукой, на руку или на шпажку. Поочередно меняются ролями. Победитель определяется по числу пойманных колец. И так, разделимся на две команды, одни ловят – другие бросают, позже поменяемся. Данная спортивная игра хорошо влияет на развитие внимания, координации движений, глазомера, меткости, укрепление мышц плечевого пояса, туловища.
И так, мы закончили активную часть нашей консультации, обратите внимание на экран (12 слайд).
Это важно:
1. Упражнение нужно заканчивать раньше, чем ребенок потеряет к нему интерес или скажет, что устал.
2. Нельзя заставлять его выполнять, надо поискать возможности заинтересовать, показать, например, как это делают животные, рассказать забавный случай и т. д.
3. Любой успех поощрять и ни в коем случае не высмеивать, не наказывать за неуклюжесть или неумение.
4. Не использовать во время занятий мячи и игрушки теплых цветов (красный, оранжевый) - они повышают активность нервной системы.
При следовании этим правилам, Вы обязательно добьетесь положительных результатов со своим ребенком.
Советы родителям гиперактивного ребенка(13 слайд).
У детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.
Возьмите это на заметку, это основной совет для родителей детей с СДВГ, будьте терпимы к своим детям.
В заключении (14 слайд):
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, необходима положительная мотивация. Она может возникнуть, если в детском саду хороший и понимающий педагог, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей.
Помните, «один – в поле не воин», только наш совместный труд и внимание помогут нашим детям в трудной ситуации. И нам при совместной работе будет легче справиться с любыми трудностями.
(15 слайд) Обратите внимание на используемые материалы, они могут Вам пригодится.
Спасибо за внимание! (16 слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическая активность ребенка при СДВГ и гиперактивности
В данной консультации я расскажу о том, как влияет и чем отличается физическая активность обычного ребенка от ребенка с СДВГ. а так же дам некоторые рекомендации по воспитанию детей с гиперактивностью...
Консультация для родителей "Физическая активность ребенка"
laquo;Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость.Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их созн...
Воспитание ребенка с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности)
Материал включает в себя два вложения:1. "Портрет "гиперактивного" ребенка" в виде стенда для родителей и педагогов2. Документ "Как воспитывать гиперактивного ребенка. Киноклу...
Консультация для родителей " О том, как разнообразить физическую активность ребенка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24119850","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Консультация для родителей "О том , как разнообразить физическую активность ребенка".
Консультация для родителей "О том , как разнообразить физическую активность ребенка"....
Памятка для родителей "О том как разнообразить физическую активность ребенка"
Памятка для родителей "О том как разнообразить физическую активность ребенка"...
Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ
Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ...