Методическая разработка проекта "Моя семья"
методическая разработка (средняя группа) по теме
В методической разработке указаны цели и задачи семейных ценностей.Понимание родителями важности семейного воспитания,о важности укрепления детско-родительских отношениях,через совместные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему: «Семья и семейные ценности»
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно.
Жизнь семьи тем и сильна, что её впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.
А. Н. Острогорский
Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство физической защищённости.
В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по общему признанию учёных исследователей, социальный институт семьи переживает состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте.
Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Для них становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справиться с его капризами и непослушанием?
Где родителям получить ответы на все интересующие их вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей должен стать детский сад. Решая эту проблему, детский сад ставит перед собой задачу – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Взаимосвязь с семьёй жизненно необходима, ведь родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения знаниями и умениями, ребёнок самореализовался, развивая свои творческие способности. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом должен поучаствовать и он сам.
Сотрудничества с семьёй – это, совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств во времени в соответствии с возможностями каждого ребёнка, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Воспитанники, родители, педагоги – члены одного коллектива, который объединяют общие заботы и проблемы. И этот коллектив един в стремлении видеть детей счастливыми! Следовательно, главными функциями взаимодействия ДОУ и семьи являются:
-информационная;
-воспитательно-развивающая;
-формирующая;
-охранно-оздоровительная;
-контролирующая.
Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении и взаимодействии детский сад и семья создают условия для полноценного развития .
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Что такое семья?
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.
Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.
О семейных традициях
Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.
Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых - его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - учат первым словам, затем - передают свое ко всему этому отношение.
То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или - как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.
Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.
Семейные традиции и ритуалы:
- позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";
- дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
- настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день - праздник";
- создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
- позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
- Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:
- повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
- традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
- можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,
- Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Можно придумать и специальные формы прощания - вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Можете организовать и праздники "национальной" кухни - одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, - например, как держать палочки или... пить из блюдца. День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, - лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения!
Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или - пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве - чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
Да будет уютно и светло в Вашем доме!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка " Моя семья - моя крепость"
Методическая разработка...
Методическая разработка "Роль семьи в воспитании ребенка"
«Роль семьи в воспитании детей».Воспитание подрастающего поколения в демократичес...
Методическая разработка : "Моя семья".
Формирование представлений о семье, и ее членах....
Методическая разработка «Здоровая семья – здоровый ребёнок"
методическая разработка...
Методическая разработка "День семьи, любви и верности"
Конспект развлечения для детей дошкольного возраста....
Методическая разработка "Неразлучная семья-взрослые и дети"
Семья – самое главное в жизни каждого человека. Семья – это те люди, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. Именно в семье мы учимся любви, ответстве...
Методическая разработка "Моя семья"
Непрерывная образовательная деятельность "Моя семья"Обощение эмоционально-чувственного опыта детей в процессе взаимодействия с другими людьми....