Опытническая деятельность
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Белогорцева Наталия Николаевна

Опыты эксперименты в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie15opytnicheskaya_deyatelnost.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 15

Опытническая деятельность

Опыт № 1 «Вода прозрачная!»

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком.

В один стакан положить ракушку, в другой – ложку.

В каком из стаканов они видны, а в каком – нет?

Почему? Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ракушку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт № 2 « У воды нет вкуса и запаха».

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Нюхать до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.

Опыт № 3 «Вода – жидкая, может течь!»

Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой. И предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках. Для сравнения предложить детям перелить кисель из одного стаканчика в другой. Кисель не может течь, переливаться, потому что он густой, вываливается из стакана.

Вывод: вода – жидкая, может течь, кисель густой – не может течь.

Опыт № 4 «Вода не имеет формы».

Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку?

Нет, в любом месте он остаётся кубиком.

А жидкая вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.

Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт № 5 « Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».

Дети опускают в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?

Вывод: лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.

Опыт № 6 « Вода может иметь цвет, запах, вкус».

Вспомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся две пробирки с водой. Дети растворяют краску в пробирках, рассматривают, как изменяется цвет воды. Для того, чтобы вода приобрела запах, предложить детям добавить в один стакан с водой лимон, в другой – розовый тоник. Что изменилось?

Вода приобрела запах лимона и тоника.

Для того чтобы вода приобрела вкус, в один стакан дети выжимают апельсин, в другом стакане – размешивают сахар.

Вывод: вода является растворителем различных веществ, может приобрести запах, цвет, вкус.

Опыт №7 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».

Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло?

Кристаллики соли полностью растворились в воде. Дети сравнивают, что произошло в стаканчиках.

Вывод: кристаллики соли полностью растворились в воде, а песок не растворился, осел на дно.

Опыт №8 «Как покрасить цветы в разные цвета»

В емкостях с водой (температура воды - комнатная) растворить пищевые красители или чернила.

Стебли свежесрезанных цветов обрезать ножом под углом и сразу же поместить в емкость с красителем.

Вода с растворенным в ней красителем будет подниматься по стеблю цветка к лепесткам и через некоторое время окрасит лепестки.

Вывод: корневая система растения поглощает из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества. По специальным сосудам вода с минеральными веществами поступает от корней ко всем частям растений.

Опыт№ 9

Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов

Материалы: емкости с водой разной температуры, ванночка.

     Дети рассматривают ёмкости с водой. Взрослый предлагает выбрать воду для умывания куклы, выясняет, какой может быть вода ( горячей, холодной, тёплой ); какая нужна вода для умывания ( холодной водой умываться неприятно, горячей - можно обжечься, надо выбрать теплую воду ); как определить, какая вода в ведёрках ( потрогать не воду, а емкости; осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься ). Вместе с детьми взрослый выясняет, почему емкости имеют разную температуру ( в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по – разному ). Дети выливают тёплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый спрашивает у детей, где взять ещё теплой воды, если её не хватает (налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдают за изменениями воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода: она одинакова, так как без воды ёмкости быстро остыли. Взрослый обсуждает это с детьми.            

 

Опыт № 10

«Окрашивание воды».

Цель: свойства воды. Некоторые вещества растворяются  в воде. Чем больше Выявить этого вещества, тем интенсивнее цвет.

Материалы: Стаканчики с водой, жёлтая и чёрная краски, кисточки, салфетки, игрушка киндер–сюрприз.

      Взрослый и дети рассматривают  в воде  игрушку киндер–сюрприз, выясняют, почему она хорошо видна (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает  окрасить стаканчики с водой самим. Далее дети погружают игрушку в стаканчик с жёлтой водой. Игрушка видна, но  не полностью. Затем дети опускают игрушку в стаканчик

с чёрной водой – игрушка не видна.

Вывод: в чёрной воде игрушку совсем не видно, а в жёлтой она немного видна.    

Опыт№11

В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет.

   Взять два стакана с водой. В один из них положить обычный песок, и пусть попробуют его размешать. В другой насыпать сахарный песок, и размешать его. Что произошло? В каком стакане песок растворился? Напомните детям, что они постоянно

 размешивают сахар в чае. Если бы он не растворялся, то люди пили бы чай несладкий.  

Опыт№12

Ветер по морю гуляет.

 Цель: Обнаружить воздух.

Материалы: таз с водой, бумажный кораблик.

    Воспитатель опускает кораблик на воду, дует на него с разной силой. Дети наблюдают за движением кораблика. Выясняют, почему плывёт кораблик, что её толкает (ветерок). Затем проводится соревнования «Чей кораблик доплывёт быстрее до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы кораблик плыл быстрее и дольше. Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на кораблик.

Вывод: пузырьки образуются, если «вдувать» воздух, и тогда он поднимается из воды на поверхность.      

Опыт №13

«Буря в стакане»

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане). Предложить детям подуть в соломинку с большей силой. Проверить, что произойдёт - пена увеличится.

           

Опыт № 14

У воды нет запаха.

Предложите детям понюхать воду и спросить, чем она пахнет, или совсем не пахнет. Пусть убедятся, что запаха нет. Подчеркните, что вода из крана имеет запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Опыт №15

Вода прозрачная.

Перед детьми стоят стаканчики с молоком и чистой водой.  В оба стакана положены мерные ложечки или палочки.

В каком стаканчике они видны, а в каком нет? Спросить, почему в стаканчике с водой мы видим палочку, а с молоком нет?

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

                   

                                             Опыт № 16

                     Изготовление цветных льдинок.

Цель: Закрепить свойство воды, льда; развивать творческое  воображение.

Материалы: подкрашенная вода, формочки для льда.

Вместе с детьми сделать «клад», который найдут пираты.

Подкрашенную воду разлить по формочкам и вынести на мороз

Через некоторое время посмотреть, что случилось с водой ( на замёрзла). Спросить, почему вода замерзла?

Вывод: вода может быть не только в  жидком состоянии, а ещё в твёрдом.

Опыт №17

«Тонет – не тонет».

Берём ёмкость с водой, опускаем предметы из различного материала. Наблюдаем, какие предметы тонут, какие держаться на поверхности.

Вывод: тяжёлые тонут, лёгкие остаются на поверхности.

г. Югорск, 2016  г.

Белогорцева Наталия Николаевна                                                     Лицей им. Г. Ф. Атякшева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развивающего обучения. Опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развиваются наблюдательность, мыслительная  деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого...

Опытническая деятельность детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) в летний период

Опыт 1. "Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда". Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой. Налить в стакан во...

Опытническая деятельность в ДОУ

Опытническая деятельность...

Конспект "Опытническая деятельность детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) в летний период"

конспект содержит перечень опытов с водой, песком и воздухом. дается краткое описание опыта и необходимый материал....

Рабочая программа по экспериментальной и опытнической деятельности в мини-лаборатории

Данная программа поможет воспитателям работать с детьми, где нет специалиста-эколога....

Опытническая деятельность.

В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность) «Совет юных экологов»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию (опытническая деятельность)«Совет юных экологов»Цель: расширять знания детей о живой и неживой ...