Значение игр для ребенка дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему
Зачем ребенку игры? В чем значение игр для ребенка дошкольного возраста?
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Игры для детей дошкольного возраста — только польза!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_chem_znachenie_igr_dlya_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
В ЧЕМ ЗНАЧЕНИЕ ИГР ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?
Секреты психологии «В игре образом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.
Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре.
Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно».
Зачем ребенку игры?
В игре происходит усвоение общих смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение социальных отношений, религиозных представлений. Через игру ребенок в опосредованной форме включается в жизнь взрослых.
Значение игр для ребенка дошкольного возраста очень велико. Ведь игра - это не просто моделирование деятельности взрослого, а свободно-творческое обращение со смыслам деятельности взрослого.
Ребенок, изображающий страх, может, конечно, внушить себе страх настоящий, но, как только он начинает бояться всерьез, игра перестает быть игрой. В собственно игре ребенок всегда одновременно и зритель; две позиции, два плана в сознании ребенка и их одновременность и определяют феномен игры.
В чем значение игр для ребенка дошкольного возраста?
Особое значение игра имеет для развития произвольного поведения, главным для которого является именно осмысление ситуации и отношения к ней ребенка. В игре отрабатывается и функция самоконтроля. Играя, ребенок, с одной стороны, выполняет свою роль, а с другой – контролирует свое поведение.
Смысл выполнения роли не в подчинении образцу, заложенному в ней, а в создании образа, в отстранении от этого образца, переосмыслении его. Поведение взрослого здесь, конечно, не готовый образец для ребенка, а материал для создания образа, который, в отличие от образца, объемен, неоднозначен, а главное, не усваивается извне, а создается самим ребенком.
Ребенок «воображает» нечто другое, представляет что-то более красивое, или возвышенное, или более опасное, чем в реальности. Ребенок видит себя принцем, добрым волшебником или львом. При этом он испытывает такую степень восторга, которая совершенно роднит его с мыслью, что он и взаправду принц, хотя обыденная реальность при этом не вытесняется полностью из его сознания.
Вовлекаясь в игру, обычные предметы постепенно начинают использоваться в новом значении, опосредованном игровой ситуацией, то есть обретают символическую функцию. Символические процессы сопровождают и освоение социальных ролей, когда дети играют, к примеру, в шофера, няню, учителя, маму или папу. В отличие от обычных физических упражнений, символическая игра предполагает деятельность в условиях воображаемой реальности. Игра – это бескрайний мир, где фантазия реальна, а реальность до неузнаваемости фантастична. Таким образом, игру можно понимать как доставляющую удовольствие добровольную деятельность, которая включает в себя широкий спектр повторов и вариаций исследовательского поведения ребенка.
Значение игр для детей дошкольного возраста
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. |
Многие родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Однако, без руководства со стороны взрослых, дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать. Другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.
Старшие дошкольники любят и ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с ребенком о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры.
Иногда взрослым надо помочь ребенку построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре.
Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Игры для детей дошкольного возраста — только польза!
Действительно, почти любая игра для дошколят оказывается полезной, помогает развивать те или иные качества, узнавать что-то новое, получать новые навыки. Приведем лишь некоторые примеры:
- подвижные игры — самые обычные догонялки, салочки и прятки развивают выносливость, ловкость, укрепляют здоровье;
- спорт и игры в команде, например, футбол или волейбол — помимо укрепления здоровья и физического развития полезны тем, что ребенок учится действовать в коллективе, общаться со сверстниками, находить компромиссы и т.п.;
- занятия творчеством, рисование, лепка, аппликация — ребенок развивает фантазию, воображение, приобретает целый ряд важных навыков (например, работа с цветом и подготовка руки к письму при рисовании);
- спокойные игры (домино, шахматы, тематическое лото) — учат ребенка усидчивости, помогают ему получить новые знания, а также научиться вырабатывать собственную стратегию и соблюдать заданные правила;
- игры на компьютере — помогают в обучении чтению, счету, тренируют внимательность, развивают логическое мышление и т.п.
Дидактические игры по математике
Составление геометрических фигур
- Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
- Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
- Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
- Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
- Составить 3 равных квадрата из10 палочек
- Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
- Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
- Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники
Найди и назови
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
Составление геометрических фигур
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Задания:
- Составить квадрат и треугольник маленького размера
- Составить маленький и большой квадраты
- Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая - 2.
- Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
Игры - эксперименты
«Луковая грядка»
Необходимый инвентарь: стаканчики из под йогурта, вода, луковицы.
- Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.
- В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.
«Капли»
Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.
- С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.
- Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.
- В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т.д
«Налил – вылил»
- Необходимый инвентарь: ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.
- Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите как можно зачёрпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.
Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение игры для ребенка дошкольного возраста
Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, пам...
Статья по теме: Значение игры для ребенка дошкольного возраста.
Тема: Значение игры для ребенка дошкольного возраста➤ Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, коне...
Значение музыкального развития ребенка дошкольного возраста
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно ск...
Значение игры для ребенка дошкольного возраста
Игра обладает мощными развивающими характеристиками. значения разных видов игр для развития ребенка....
Значение игры для ребенка дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Значение музыкального развития ребенка дошкольного возраста
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно ск...
«Квест-игра - значение в развитии ребенка дошкольного возраста»
Последнее время широкое распространение в педагогической практике получили квест-игры. Всё чаще данная форма работы (технология) стала использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений. ...