Год до школы
консультация (подготовительная группа) на тему

Бушмакина Екатерина Валерьевна

Выступление на родительском собрании подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii_god_do_shkoly.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                      КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                    ГОД     ДО    ШКОЛЫ

        Подготовила

                                                                                                              Бушмакина Е.В.

                                                                                                          педагог-психолог

                                                                                                  ГБДОУ “Детский сад №48”

Вашему ребенку 6 лет. До школы остался еще один год в детском саду. Многие родители за год или за два до школы задумываются о том, как подготовить ребенка к школе, конкретнее, куда пойти на подготовку, чтобы обеспечить сыну или дочке успешное обучение в школе. В связи с этим хочется обратить внимание родителей на то, чтобы не переусердствовать в деле подготовки к школе. Даже если ребенок ходит на занятия с удовольствием, есть опасность перегрузки нервной системы, и в дальнейшем может появиться стойкое отвращение к учебе. Опираясь на свой многолетний опыт работы с детьми 5-7 лет, могу сказать, что у детей, родители, которых стремятся, чтобы ребенок посещал как можно больше различных кружков, студий, детских клубов, часто возникают серьезные нервные срывы; они бурно реагируют на любые разногласия в игре с другими детьми, сразу плачут, срываются на истерики. Никакие знания и успешная учеба не стоит здоровья Вашего ребенка. Успешная учеба зависит не от того, сколько математических формул, и труднопроизносимых слов будет знать Ваше чадо, а от того, чтобы ребенок мог самостоятельно добывать эти знания. Поэтому не давайте ребенку готовых ответов на вопросы, пусть постарается найти их сам, не торопитесь показать вашу взрослую осведомленность во всем, ребенку важнее самостоятельно найти ответ. И пусть он «изобретет велосипед», скажет самые простые и элементарные для взрослых вещи, это будут ЕГО открытия, ЕГО победы, ЕГО достижения.

У Вас до школы еще целый год, огромное количество времени, чтобы помочь своему ребенку обрести уверенность в себе, начать учиться самостоятельно мыслить.

УПРАЖНЕНИЯ  ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЯ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ  У ДЕТЕЙ

 Убиральная машина».  Обычно родители  хорошо  знают, как заставить своего ребенка убирать за собой игрушки. Однако требование беспрекословного выполнения не  только  сложно(ведь ребенок еще не научился подчиняться необходимости), но и опасно,  так как формирующаяся воля  ребенка  может  «сломаться»  на  всю жизнь.  Тем не менее переходить от «хочу» к «надо» необходимо хотя бы для школы.

   Мы предлагаем Вам вариант игры,  где «хочу» и «надо» соединяются:  пусть  Ваш  малыш   побудет   «убиральной   машиной». «Включите» его,  а сами периодически проверяйте, хороша  ли «убиральная машина».  Иногда ее приходится  «чинить». Дети могут  в роли «машины» совершать настоящие чудеса.  Эта игра хороша для тех ребят,  у кого еще  не  сформирована  собранность, или произвольность, как называют ее психологи.

Поиск клада». Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность малыша словами «горячо-холодно», а также «левее-правее», «выше-ниже» и т.п.

Для успешного  развития  тонкой моторики руки

Раскраска.  Ребенок раскрашивает рисунок карандашами,стараясь работать как можно более аккуратно. Взрослый обязательно должен оценивать успехи ребенка, поддерживая его даже малейшие успехи: при этом можно поиграть «в школу».

 Завязывание - развязывание узелков и бантиков,  заплетание-расплетание косы:  работа с бельевой веревкой, со шнурками. Можно попросить ребенка работать на «скорость». По мере освоения упражнения веревка становится все более  тонкой. Девочки могут заплетать косы своим куклам, если у тех достаточно длинные волосы.

 Вырезание фигур ножницами по контуру (бумажной куклы, например).

Работа с мелким конструктором,  мозаикой.  Работа  по образцу (важно!).

Игры для развития воображения

Игры с заменителями предметов

Воображение ребенка-дошкольника должно легко оперировать в игре заменителями предметов: геометрическими фигурками, знаками. Развить это умение помогут данные игры.

Игра «Собери картинку»

Эта игра на умение конструировать целое из частей. Материалом к игре могут стать любые цветные рисунки из старых книг, из альбомов с детскими иллюстрациями, можно взять коробки от конфет или цветные упаковки для игрушек.

Разрежьте эти картинки на несколько частей (начать лучше с 4–5 частей), но оставьте пока в виде целой картинки. Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и запомнить, что и где на ней изображено. Затем перемешайте ее части и предложите малышу собрать целую картинку. При этом обратите внимание на то, что существует только одно единственное решение.

Усложнить игру можно, если не показывать ребенку картинку в «собранном» виде, а сразу предъявить перемешанные части. Узнать, что на ней нарисовано, он сможет только тогда, когда соберет ее.

Упражнение на развитие зрительной памяти.

            Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.

            Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем стожить фигуру самостоятельно. Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

Приемы, помогающие запоминанию.

1.  Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.

Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

2.Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем их сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.

Такая эвристичекая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.

                                     ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Занимайтесь со своим ребенком дома, особенно, за год до школы.

Правило первое.

Определите период наибольшей работоспособности ребенка.

Вы наверняка знаете, что у вашего малыша (как, впрочем, и у всех детей) бывают "плохие" дни и даже часы. Насильно заставить его что-либо делать в это время (например, писать или читать) трудно, а порой и вообще не возможно. Настаивать - значит понапрасну губить и его, и свои нервные клетки.

Учите ребенка самостоятельно контролировать свое настроение.

Иногда периоды наибольшей работоспособности можно вычислять. Некоторые дети, особенно успешно занимаются по утрам, перед садиком. Значит, их не стоит мучить вечерами. Другие, наоборот, встают с трудом, зато вечером активны и допоздна вполне могут писать, читать, решать примеры и т.д. Такие периоды активности можно вычислить только методом проб и ошибок. И лучше это сделать именно в предшкольный период, исходя их особенностей малыша, а не из собственных представлений о том, что лучше, а что нет.

 

Правило второе.

Четкий ритуал проведения занятия.

Чтобы занятия проходили успешно, чтобы у вашего ребенка в голове существовало хоть какое-то внимание и хоть какая-то внутренняя дисциплина, ему, прежде всего, необходима дисциплина внешняя.

Не относитесь к домашним занятиям как к баловству, иначе такое же отношение будет у ребенка и к обучению в школе. Никаких занятий на кухонном столе, пока мама стоит у плиты, никаких включенных телевизоров, магнитофонов, радио и т.д.

Ребенку, готовящемуся к школе необходимо постоянное место проведения ежедневных занятий. Это место должно быть организовано правильно, можно даже сказать, хрестоматийно. Стол и стул нужной высоты, свет слева (если ребенок левша, то свет справа), на столе ничего лишнего, сидя за столом, ребенок не должен смотреть в окно и желательно не стену.

Ритуал - ключевое слово при проведении занятия.

Как правило, сами занятия - рисование палочек-крючочков - не вызывают у ребенка видимых трудностей. Главная задача родителей - не давать малышу отвлекаться. Причем делать это нужно без видимого нажима, без окриков и вообще повышения голоса. Все должно быть спокойно, тактично, уверенно.

Надежда на то, что ребенок с первого же раза будет выполнять задания самостоятельно (особенно если это гипердинамичный ребенок) мала. В начале обучения с малышом придется "сидеть". Нудное рисование одних и тех же значков без контроля родителей приведет к совершеннейшему безобразию в тетради, которое, в первую очередь, будет расстраивать именно его, а также занижать его самооценку и в конечном итоге может привести к разочарованию в своей способности обучаться в целом.

 

Правило третье.

Отработка правильной последовательности выполнения заданий.

Многие педагоги рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, постепенно переходя к более простым. Но такой ритм подходит далеко не всем детям, столкнувшись сразу со сложностями в самом начале работы, ребенок, образно говоря, "опустит руки" и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность интерес и готовность к работе. Дети любят делать то, что у них получается и слышать слова одобрения. Трудности способны стимулировать только взрослых, сформировавшихся личностей. Поэтому начинать выполнение заданий нужно с самого легкого (с точки зрения именно вашего ребенка), с такого, которое обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным заданиям, достигая максимального уровня сложности приблизительно в середине занятия. Заканчивать урок, в этом случае, вы будете также достаточно легким заданием. А в конце можно вообще повторить что-нибудь из уже пройденного материала. Таким образом, у ребенка останется ощущение успешности всего занятия в целом.

 

Правило четвертое.

При любых обстоятельствах исходите только из особенностей именно вашего ребенка.

Дети всегда готовы к сотрудничеству. Подготовить ребенка с нормальным интеллектом к среднестатистической общеобразовательной школе можно практически всегда, но иногда приходится весьма причудливым образом учитывать индивидуальные особенности малыша. Никогда не навешивайте ярлыков на своего ребенка. Не ломайте его психику. У него все получится!!!

 

                            ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

                        Тема:      ГОД  ДО  ШКОЛЫ

                                                                                         Подготовила

                                                                                                          педагог-психолог

                                                                                                   ГБДОУ «Детский сад №48»  

                                                                                                         Бушмакина Е.В.                                                                

                                                     г. Севастополь 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...