Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
статья (младшая группа) по теме
Значение развития мелкой моторики пальцев рук, способы развития мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули. Сложно дать однозначный ответ. Однако абсолютное большинство ученых считают, что многие успехи ребенка напрямую зависят от умения работать руками.
Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
С Василием Александровичем трудно не согласиться - двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она. Ребенок - это же ваш храм: что вы в него вложите, то в нем и останется.
Когда нужно начинать развивать мелкую моторику ребенка? Чем раньше, тем лучше. В русском фольклоре немало образцов пестушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков. Вспомните старую добрую «Сороку - белобоку», «Ладушки» или "Коза рогатая". Эти, казалось бы, незамысловатые забавы весьма полезны. Существует масса и менее известных «потешек». Например, «Семья». По очереди берем в руку каждый пальчик малыша и принимаемся его легкими движениями массировать приговаривая: «Этот пальчик, - дедушка, этот, пальчик, - бабушка, этот, пальчик, - папочка, этот, пальчик, - мамочка. Ну, а этот пальчик - я. Вот и вся моя семья». Пальчиковые игры это не только обучение и развитие, в первую очередь это игра. А игра является основным видом деятельности детей. Когда пальцы ребенка станут более ловкими, спектр полезных развлечений можно расширить - лепка из пластилина, глины или соленого теста, рисование, складывание пазлов, картинок из счетных палочек, шнуровка, пальчиковый театр.
В магазинах сейчас нет недостатка в развивающих играх и пособиях. Однако, проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами.
Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки». В кастрюльку или большую миску насыпаем сушеный горох, фасоль или гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы: игрушки из «киндер-сюрприза», детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка - найти и вытащить забавные фигурки.
Из фасоли можно делать замечательные аппликации. На лист плотной бумаги наносим несложный рисунок. Например, деревце, человечка или цветок. Смазываем его по контуру клеем и приклеиваем фасолинки.
Можно вспомнить занятие, за которым проводила свои будни трудолюбивая Золушка, и предложить ребенку помочь фасоль перебрать. Смешиваем белые и красные зерна и просим разделить их по цвету и разложить по отдельным баночкам.
А каким увлекательным делом для маленькой модницы станет изготовление бус из макарон - колечек или звездочек! Их можно покрасить гуашью, высушить и нанизать на нитку, а можно купить в магазине разноцветные. Оригинальное украшение готово.
Еще одна возможность совместить приятное с полезным - рисование пальчиковыми красками. Помимо основной цели - развития мелкой моторики такая живопись поможет маленькому художнику успокоиться и расслабиться.
Еще один способ: насыпаем на красивый поднос манную крупу или муку. Распределяем сыпучую массу равномерным слоем и принимаемся за создание картины. Если юному живописцу что-то не понравиться, нужно лишь встряхнуть поднос - и перед ним снова чистый «лист», новое поле для творчества.
Другой вид пальчикового рисования - пластилином по картону. Сначала на плотный лист наносят эскиз. Затем надо как следует размять пластилин - и можно приступать к работе.
А еще есть одна интересная игра с прищепками - разноцветные пластмассовые и не слишком тугие. Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы и предлагаем ребенку довести работу до конца - прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета.
Например, превратить желтый картонный кружок в солнышко с лучиками - желтыми прищепками. Зеленый треугольник - в елочку с зелеными же колючками. А из серой заготовки можно сделать ежика.
Дидактические коврики развивают не только мелкую моторику рук, речь, внимание, но и способствуют знакомству (закреплению) с временами года, дикими животными и их детенышами, природными явлениями.
Развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на память, внимание, мышление. Как писал физиолог И. П. Павлов, «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И все это, как известно, актуально не только для детей, но и для взрослых, особенно людей пожилого возраста. Тем, кто хочет до глубокой старости оставаться в здравом уме и твердой памяти, стоит поторопиться обзавестись творческим хобби по душе. Это может быть вязание, макраме, вышивка бисером, выжигание, оригами, кусудама, квиллинг. Даже если просто почаще брать на досуге в руки кубик Рубика или регулярно складывать пазлы можно надолго сохранить светлую голову. Для массажа рук можно использовать игольчатый мячик - "Ёжик". Его нужно перекладывать из руки в руку, массируя пальцы. Главное - надо упражняться ежедневно, затрачивая на это хотя бы 5 минут в день. Перекатывание в ладонях небольших звенящих китайских шаров здоровья из металла или камня или перебирание четок, которые в изобилии представлены в любом магазинчике восточных товаров, тоже очень полезно, т. к. успокаивает нервную систему. Отличные пальчиковые массажеры - грецкие орехи и сосновые шишки. Катайте их между ладонями 3-4 минуты в день.
«Рука развивает мозг. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». (Мишель де Монтень)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/31/picture-44777-1356981350.jpg)
«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
В данной вы найдёте ответ на вопрос: "Что такое мелкая моторика рук, чем она важна и как её развивать?"...
Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из показателей интеллектуального развития детей дошкольного возраста является уровень развития мелкой моторики рук. У этих детей отстает техника движения и та...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-907347-1490072800.jpg)
Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/25/picture-648561-1537827121.jpg)
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/12/picture-1293020-1607786713.jpg)
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/23/picture-95503-1390489119.jpg)
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...