"Что делать родителям, если у ребёнка конфликт с воспитателем или педагогом?"
статья по теме
Нас с детства учили: «Взрослый всегда прав»! Действительно, очень важно с детского возраста закладывать уважение к старшим, формировать авторитеты. Но бывает, когда воспитатели и педагоги действительно предъявляют чрезмерные требования к ребёнку, или ведут себя уж слишком субъективно. Как вести себя родителям в этой ситуации?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikt.docx | 66.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Что делать родителям, если у ребёнка конфликт
с воспитателем или педагогом?
Конфликтные ситуации между педагогами и детьми – это нередкое явление. Часто они перерастают в настоящее противостояние, между сотрудниками детского учреждения и родителями, подключая и втягивая в конфликт огромное количество других людей.
Нас с детства учили: «Взрослый всегда прав»! Действительно, очень важно с детского возраста закладывать уважение к старшим, формировать авторитеты. Но бывает, когда воспитатели и педагоги действительно предъявляют чрезмерные требования к ребёнку, или ведут себя уж слишком субъективно. Как вести себя родителям в этой ситуации?
Часть родителей считают, что нужно приучать ребёнка к тому, что такие проблемы он с детства должен решать самостоятельно. Обычно в таких случаях, на жалобы малыша о том, что Мария Ивановна наказала или поругала за что-то, он слышит: «Наказала – значит за дело!» Родители даже не пытаются разобраться в том, что произошло. В итоге, малыш, в конце концов, перестаёт сопротивляться, отстаивать свои права, и это может привести к отказу от посещения детского сада, нарушению сна, аппетита, эмоциональной нестабильности.
Есть другая категория родителей, которая услышав, что любимую детку поругали, сразу мчит «на разборку», и, не давая возможности объясниться, пугает педагога тем, что закидает жалобами все органы и комитеты, пишет докладные администрации учреждения, требуя немедленного «возмездия».
Где найти золотую середину, помочь своему ребёнку и не испортить отношения с воспитателями и педагогами?
Маленькие дети ещё не обладают способностями вести конструктивные диалоги. В конфликтной ситуации часто не могут найти адекватное решение проблемы, правильно объяснить причины происходящего. Кроме всего прочего, в конфликте со взрослым ребёнок имеет подчинённую позицию, и соответственно неравные возможности.
Видя, что родители предпочитают оставаться в стороне, ребенок ощущает себя беспомощным и одиноким. Вмешательство в конфликт родителей уравнивает силы участников, даёт возможность более адекватно взглянуть на ситуацию и выйти из проблемы без ущерба для психического здоровья ребёнка.
Прежде всего, если ребёнок пожаловался на то, что у него произошёл конфликт с воспитателем или педагогом, расспросите его об этом подробнее.
Важно, чтобы ребёнок вам доверял, не скрывал происходящее, не боялся, что его поругают или накажут. При разговоре старайтесь убрать лишние эмоции, и избегайте субъективных оценок происходящему.
Проанализируйте всё услышанное. Ребёнок видит ситуацию в соответствии с уровнем своего развития, и той средой, в которой он находится.
К примеру, есть дети, которые требуют чрезмерного внимания к себе от воспитателя, такого, какое получают дома. Им трудно объяснить, почему воспитатель не может долго сидеть с ними, водить только их за ручку. Борясь за внимание взрослого, малыши часто ревностно относятся к другим детям группы, не позволяют им подходить к воспитателю, начитают проявлять агрессию, за это их сажают на стул, или ругают. Расценив такое поведение взрослого «по-своему», они могут жаловаться родителям, что их в саду «не любят».
Есть другие примеры, когда дома у ребёнка нет обязанностей, он делает что хочет, родители не уделяют ему особого внимания, «лишь бы не мешал и дал отдохнуть». Основное времяпровождение малыша дома – это игры с гаджетами. Придя в сад, такой ребёнок не может должным образом приучиться к порядку и режиму, ему неинтересны обычные занятия, и игры со сверстниками, он продолжает делать то, что ему хочется, что соответственно тоже приводит к определённым конфликтным ситуациям.
Эти ситуации должны заставить родителей взглянуть на детско-родительские отношения с другой стороны.
Бывает родителю достаточно подробно разъяснить происшедшее, и малыш понимает, что «заслужил» 10 минутное сидение на стуле.
Часто, громкий голос воспитателя может восприниматься ребёнком, недавно пришедшим в сад, как крик. В этой ситуации достаточно объяснить, что воспитателю приходится так говорить, чтобы его все услышали, и он при этом не сердится, малыш уже не будет так остро реагировать на громкий голос.
Есть ситуации, где ребёнку можно сказать, что у воспитателей тоже бывает плохое настроение, поэтому они много ворчат и сердятся. И тогда нужно лишний раз им не надоедать. Но если плохое настроение - это не разовое явление или распространяется оно только на Вашего ребёнка, и выходит за рамки педагогических приёмов воздействия, здесь уже разговор с педагогом неизбежен.
Как говорить с воспитателем или педагогом о происшедшем?
1. Выбор времени.
Для такого разговора необходимо время. Не стоит подходить к педагогу на прогулке, в то время, когда он проводит режимные моменты. Так же не стоит его «ловить» на улице вне рабочего времени. Время для разговора желательно согласовать.
2. Свидетели нужны ли они?
Избегайте случайных свидетелей конфликта. Не стоит выносить такого рода проблемы на родительские собрания, в группы общения в ВК, обсуждать в личных беседах с другими родителями, устраивать разбирательства или обсуждения поведения воспитателя или педагога в присутствии ребёнка или при чужих детях.
3. Дипломатия.
Не забывайте здороваться и соблюдать нормы этики при общении с педагогами и работниками учреждения! Начинайте разговор с воспитателем всегда с нейтральной темы. Например: «Мне хотелось бы узнать, как сегодня прошёл день у моего ребёнка, как он отвечал на занятиях, как себя вёл». Если у педагога есть претензии – он их обязательно выскажет. Ещё раз повторю - такие разговоры никогда не ведутся в присутствии ребёнка.
4. Только факты.
Рассказывая о конфликтной ситуации, используйте только факты! Без лишних эмоций и обвинений расскажите о том, что услышали от ребёнка. Больше задавайте вопросы, уточняйте и переспрашивайте. Если педагог обвиняет ребёнка в чём-либо, узнайте, на основании чего у него сложилось такое мнение. Никто не имеет право навешивать ярлыки на вашего ребёнка. В словах взрослых не должно быть таких слов, как «хулиган», «неряха», «грязнуля», «тихоня», «растеряша», «бестолочь» и т.д. В свою очередь сами не стройте почвенных догадок и предположений.
5. Разговор только о своих проблемах.
В разборе конфликтной ситуации никогда не используйте аргументы типа: «другие дети тоже так себя ведут», «в нашей группе есть родители, которые тоже недовольны вашим отношением к их детям», «а я слышала от других родителей…» и т.д. Опускание на уровень «базарных сплетен», перекладывание вины на других детей никогда не принесёт конструктивности в диалоге и положительного исхода в решении проблемных ситуаций. Вы пришли разобраться в конкретном происшествии, значит и должны говорить только о своей ситуации.
5. Педагог, как профессионал и помощник.
Если о педагоге у вас сложилось впечатление как о грамотном и профессиональном педагоге, и отношения не складываются только с вашим ребёнком, не стесняйтесь обратиться к нему за помощью. Задайте прямой вопрос: «Каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации и что может посоветовать вам и ребенку»?
6. Знание своих прав.
Не бойтесь, что воспитатель «будет мстить, отыгрываться на ребёнке». Если права вашего сына или дочери ущемлены, необходимо подробно разобраться в сложившейся ситуации и сделать так, чтобы он/она комфортно чувствовал себя в детском учреждении. Внимательно читайте договор, который вы заключали с ДОУ. Все права и обязанности между сторонами там прописаны!!!
7. «Помощь зала».
Если с педагогом не получается конструктивного разговора, не бойтесь перейти на другие уровни решения проблемы. Существуют педагог- психолог, заместитель по образовательной работе, заведующий дошкольного учреждения.
В некоторых случаях переход в другую группу или сад – это не поражение, а возможность сохранить психическое здоровье своему ребёнку.
В заключении хотелось бы напомнить, что все первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – родители. Культура общения (знание правил и норм общения и поведения), культура деятельности (бережное уважение к вещам и предметам, аккуратность, основы гигиены, самостоятельность, первые трудовые навыки) формируются именно в семье. Насколько они развиты и сформированы во многом зависит то, как ребёнок будет вести себя в обществе.
Помните:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит!
(Себастьян Брандт)
Консультацию подготовила педагог-психолог Наймушина И.Ю.
Использование материала без указания источника запрещено! https://vk.com/club38161746
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать родителям, если ребёнок лжет
Что делать родителям, если ребёнок лжетНа определенном этапе развития многие дети начинают лгать. Закрепится у ребенка это поведение или нет — зависит от реакции родителей. Автор статьи показывает, чт...
Что делать родителям, если у ребёнка появилось заикание.
Рекомендации родителям при появление у ребёнка запинок в речи, заикания....
Что делать родителям, если ребенок плохо себя ведет в детском саду? Прежде всего, не игнорировать замечания воспитателя.
Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад №4 «Малыш» г. Елизово, в со...
Что делать родителям, если у ребёнка появилось заикание, запинки?
Соблюдение нижеследующих правил в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возникновения хронического заикания....
Консультация учителя-логопеда для родителей: «Что делать родителям, если у ребёнка появилось заикание, запинки?»
Зачастую соблюдение нижеследующих правил в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возникновения хронического заикания. Однако, если в течение недели выпол...
Что делать родителям, если у ребёнка появилось заикание, запинки?
Зачастую соблюдение правил в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возникновения хронического заикания. Однако, если в течение недели выполнения ук...
Что делать родителям, если у ребёнка появилось заикание, запинки.
Зачастую соблюдение нижеследующих правил в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возникновения хронического заикания. Однако, если в течение недели выпол...