КАК ОБЫЧНЫМ РОДИТЕЛЯМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА - Онлайн-консультация.
опыты и эксперименты (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Громова Мария Юрьевна

Материал (по ссылке) может быть полезен как педагогам, заинтерессованным в проведении онлайн-консультаций для родителей, так и родителям, желающим создать благоприятную среду для музыкального развития ребёнка в домашних условиях. Материал содержит практическую часть с тестовыми заданиями, помогающими родителям определить степень своего умения выбирать музыку для слушания детьми от раннего до старшего дошкольного возраста. В комментариях к ответам родителей-участников тренинга подробно разбираются аспекты формирования слушательских навыков вне образовательного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onlayn-konsultatsiya_1.docx90.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

p-056d48bdfb970b.f.jpg

Музыкальное направление в развитии ребёнка имеет очень большое значение. Это общепризнанное утверждение, хоть и немногие родители могут его обосновать. И назревший в обсуждениях Песенка из садика. вопрос: Как обычным родителям принять участие в музыкальном развитии ребенка? решается именно обоснованием целей и задач музыкального воспитания. (Я считаю этот термин более точным, чем "музыкальное развитие", потому, что, с моей точки зрения, каждый человек сам развивает свои умения в предлагаемых обстоятельствах, и никто другой вместо него самого этого сделать не может.) Организация благоприятной среды для разностороннего развития ребёнка - цель ответственных родителей.

Какое же место занимает в этой развивающей среде музыка? Музыка учит одновременно и думать, и чувствовать. При этом язык музыки настолько универсален, что не требует перевода и доступен к пониманию детям - в объёме их жизненного опыта. Выразительность музыки закладывается в неё композитором и передаётся музыкантом. Для создания образа у всех в распоряжении одни и те же средства музыкальной выразительности: темп, лад, динамика, метр, ритм, тембр, форма. Но одна музыкальная композиция вызывает эмоциональный отклик, а другая - нет. Почему? Либо композитор-аранжировщик схалтурил, либо исполнитель неадекватно подобрал манеру, либо слушатель не способен к эмоциональному восприятию.

Научить ребёнка анализировать услышанные звуки гораздо проще, чем научить чувствовать заложенные эмоции. Просто потому, что не всякая музыка эти эмоции содержит. Родители, желающие способствовать музыкальному развитию ребёнка должны в первую очередь обращать внимание не на яркость звуковых эффектов, а на эмоциональное содержимое.

Самые примитивные эмоции - "радость-огорчение" - доступны даже младенцам. Все родители наблюдали реакцию малышей на нежные мелодичные и резкие пугающие звуки. Каждый человек рождается способным к тонкому восприятию музыки. Но эту врождённую способность очень легко заглушить, если относиться небрежно к подбору музыки для ребёнка (учитывая и ту, что взрослые включают для себя, а ребёнок слышит просто фоном).

Критерии подбора музыки для слушания детьми дошкольного возраста.

  1. Время звучания. Чем младше ребёнок, тем короче его внимание. Если Вы не хотите, чтобы музыка звучала "белым шумом", а вызывала у ребёнка адекватные положительные эмоции, то ориентируйтесь на очень короткие композиции. Дети до 3 лет (условно) не могут концентрировать своё внимание дольше минуты. Поэтому любят короткие песенки с лаконичным текстом. Фольклор тому подтверждение: потешки долгими не бывают. Есть очень хорошие короткие песенки, написанные специально для малышей. Все они рекомендованы для слушания в младших группах детского сада. По мере взросления время для внимательного слушания увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ребёнок способен концентрироваться на слушании до 2 минут. Таких композиций уже гораздо больше, и из них тоже нужно выбирать, по следующим критериям.
  2. Тембр. Оптимально - звучание акустических, а не электронных музыкальных инструментов, естественно звучащего голоса. В головном мозге человека зоны слуха и голоса находятся очень близко, http://klubkom.net/static/upload/0/0/e/8/p-056d0c0ca79f84.f.jpgпоэтому процесс воспроизведения звуков напрямую зависит от услышанного. Ребёнок неосознанно перенимает услышанные интонации и тембры. Звуковые волны акустических инструментов физиологически воспринимаются более естественно и эмоционально. Что касается тембров голоса, то каждое исполнение несёт определённую эмоциональную окраску. Слишком насыщенные тембры, яркие эффекты способны "оглушать", а при постоянном прослушивании "блокировать" способность эмоционального и аналитического восприятия любой музыки, вызывая неадекватную эмоциональную реакцию. Знакомить ребёнка с красочными тембрами надо осторожно, понемногу. А предпочтение отдавать классическому мягкому звучанию.
  3. Динамика. Для развития способности различать динамику достаточно небольшого контраста от тихой до умеренно громкой музыки. Этот критерий относится не к выбору музыки, а к регулированию громкости вручную.
  4. Темп. Ритм. Замечено, что двигательная активность человека напрямую зависит от темпо-ритма окружающей среды. Поэтому нужно учитывать, что слишком энергичный темп и ритм ребёнка взбудораживают, а более спокойный темп и более ровный ритм способствуют большей концентрации внимания.
  5. Форма. Музыкальная форма определяется количеством частей музыки, отличных одна от другой: темпом, ладом, динамикой и т.д. Детям дошкольного возраста наиболее доступны как для аналитического, так и для эмоционального восприятия одночастная и двухчастная формы.
  6. Содержание. Выбирая музыку для слушания нужно учитывать уровень эмоционального и интеллектуального развития ребёнка: словарный запас, кругозор, социальные навыки и темперамент. Все средства словесной и музыкальной выразительности должны гармонично создавать единый образ, понятный ребёнку на его уровне общего развития.

Варианты слушания музыки в домашних условиях.

  1. Музыкальный фон во время игр.
  2. Прослушивание в мультфильмах.
  3. Живое исполнение (домашнее или концертное)

Практическая часть.

  1. Сравните два варианта одной и той же музыкальной игры. Какой из них Вы выберете для ребёнка ? Вариант 1. Вариант 2.
  2. Сравните качество озвучивания мультфильмов. Какой из них, по-Вашему, способствует развитию музыкального слуха и певческого голоса у ребёнка? Вариант 1. Вариант 2. 
  3. Сравните варианты одной и той же сказки. Какой из них предпочтительнее для развития слушательских навыков? Дюймовочка 1. Дюймовочка 2. или Колобок 1 Колобок 2 Колобок 3 Колобок 4 (к сожалению, прослушивание этой сказки непосредственно с диска технически невозможно, но после скачивания записи включаются)
  4. Предложите свой вариант фоновой музыки для игр (укажите возраст ребёнка). Обоснуйте коротко свой выбор.

Некоторое время я воздержусь от комментирования Ваших ответов, чтобы не сбивать желающих проверить своё музыкальное восприятие.

О развитии исполнительских навыков (пение, музицирование, движение) - отдельной темой.


Рекомендую ознакомиться http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первая консультация родителей по начальному музыкальному развития ребёнка.

Консультация для родителей по начальному музыкальному развитию ребёнка....

Анкетирование родителей по музыкальному развитию ребёнка

Анкета помогает выявить маршрут дальнейшего музыкального развития дошкольников....

Информационное сообщение для родителей "О музыкальном развитии ребёнка"

Информационное сообщение для родителей "О музыкальном развитии ребенка". Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше о...

Консультация для родителей-"Влияние семьи на музыкальное развитие ребёнка"

Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке. Исполнение песен и участие в играх развивает также память детей. Главную роль в этом играют родители....

Консультация для родителей. " Музыкальная игрушка и музыкальное развитие ребёнка". (Музыкальные инструменты малышей).

Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника. [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14030537","attributes":{"alt...

Консультация для родителей «Музыкальное развитие ребёнка в семье»

Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расше...

Консультация для родителей "Характеристика условий для музыкального развития ребёнка в семье"

Консультация для родителей "Характеристика условий для музыкального развития детей в семье"...