Методические рекомендации для родителей по развитию речи у детей
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предлагаем родителям описание некоторых речевых игр и упражнении, подобранных в соответствии с особенностями и задачами развития речи детей 5 – 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевые игры и упражнения | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по развитию речи для родителей.
В семье необходимо уделять серьезное внимание речевому развитию своего ребенка. Мероприятия по развитию речи проводятся в виде речевых игр и упражнений в удобное для всех время. Но желательно находить это время каждый день: по пути в детский сад или обратно, в вечерние часы.
Мы предлагаем родителям описание некоторых речевых игр и упражнении, подобранных в соответствии с особенностями и задачами развития речи детей 5 – 7 лет.
Произносительная сторона.
Обратите особое внимание на работу со слоговой структурой слова, нарушения которой ведет в последствии к дисграфии (нарушения навыка письма ). В детском саду ведется работа по выявлению и исправлению нарушений слоговой структуры. Однако наилучший эффект в данной работе достигается при индивидуальном подходе к каждому ребенку, который лучше всего осуществляется в семье.
1. Игра «Кнопочки».
Взрослый рисует кружочки по количеству слогов в слове.
Ребенку предлагается поиграть в усложняющейся последовательности:
а) Одним (указательным пальцем) ребенок «нажимает» кнопочки по порядку , четко произнося каждый слог выбранного слова.
б) Играем, как на пианино. Ребенок « нажимает» кнопочки всеми пальчиками поочередно, произнося слово.
в) Сколько кнопочек, столько раз произнеси слово, «нажимая» на каждую.
Примерный набор слов для игры: земляника (зем-ля-ни-ка); строительство, конструктор, экскаватор, сковорода , велосипед , телевизор , термометр и пр.
2. Игровое упражнение «Исправь ошибку».
Упражнение проводится в два этапа. Сначала взрослый неправильно произносит отобранное слово. Например : «скоровода». И смотрит на реакцию ребенка.
Если ребенок рассмеялся; сказал, что так не говорят, значит он слышит слоговую структуру слова. После этого взрослый просит ребенка самостоятельно повторить слово (без помощи взрослого),
Если ребенок никак не отреагировал на неправильное произнесение слова, то взрослый объясняет малышу о своей ошибке. Предлагает послушать правильное и неправильное произнесение слова. Обращает внимание ребенка на то, что он переставил слоги в слове, и от этого оно стало звучать по другому. Затем просит ребенка самостоятельно повторить слово (без помощи взрослого).
Речевой слух + звукопроизношение.
Уважаемые родители! Помните, что речевой слух опережает формирование правильного звукопроизношения. Ребенок может выделять звук, но еще не произносить его. В данном случае развитый речевой слух является хорошей основой для постановки звука.
1. Игровое упражнение «Найди слово» (жужжащее, свистящее, звенящее, рычащее). - Ребенок подбирает слова, которые начинаются на соответствующий звук. Взрослый контролирует.
2. Игровое упражнение «Что делает это слово» (жужжит, свистит или рычит». Взрослый выразительно произносит слово, а ребенок определяет наличие звука и характеризует его ( жужжит, свистит, рычит, шипит)
Примерный набор слов : ваза, завод, замок, санки, самолет, соль, стол, сумка, жук, жаба, лыжи, кожа , шапка, шалаш.
3. Дидактическое упражнение «Найди место».
Внимание! У звука в слове есть три позиции: начало - середина - конец. Начало - это только первый звук, с которого начинается слово. Конец - это только последний звук, которым заканчивается слово (самая сложная для восприятия позиция). Все остальное - середина.
1. Найди, куда спрятался звук? (в начало слова, в серединку, в конец).
2. Подбери слово, чтобы звук стоял в начале (середине, конце) слова.
4. Игровое упражнение «Раздели слово на части».
а) Раздели слово на части (слоги) с помощью любого движения (хлопки, прыжки и т.п.).
6) Посчитай, сколько частей в этом слове (ребенок произносит слово, делит на части и считает (про себя) одновременно. Это задание повышенной сложности) - в игровом упражнение используются слова с двумя, тремя и более слогами (мама, небо, береза, кукла и т.п.).
5. Работа с раскрасками.
Закреплять умение ребенка самостоятельно находить и выделять определенный звук в словах, находящихся в разных позициях.
Если ваш ребенок любит раскраски, то можно предложить следующие упражнения. Вы просите ребенка найти на страничке предметы, названия которых начинаются, например, со звука – с - и раскрасить их. По тому, какие предметы раскрасил ваш ребенок, вы можете судить о развитии у него фонематического слуха, т.е. выделяет ли он определенный звук в словах.
По аналогии Вы можете проводить работу с любым звуком родного языка.
Упражнения можно усложнять за счет изменения позиции звука в слове. Например, Вы попросите раскрасить те предметы, где искомый звук встречается в начале, в середине слова, в конце слова.
Помните! Развитый фонематический слух - это необходимое условие успешного обучения чтению и письму.
Работа по звукопроизношению.
В детском саду (педагоги и логопеды) активно занимаются постановкой звуков. Процесс автоматизации, который требует индивидуального подхода, переносится в семью.
При закреплении (автоматизации) поставленных звуков можно использовать чистоговорки, стихи, потешки.
Например.
Речевой материал на автоматизацию звуков: -р-, -л-
Чистоговорки: Ра-ра-ра - впереди гора, Ру-ру-ру - иду в гору, Ры-ры-ры - мы у горы. На горе Арарат зреет красный виноград.
Стихи: Труба трубит, труба поет. Идет по улице народ. Трубая трубит в трубу не зря. Сегодня праздник Октября.
Речевой материал на автоматизацию звука: - л-
Чистоговорки. Ла-ла-ла Лана в лодочке плыла, Ло-ло-ло светит солнышко светло, Лу-лу-лу рада Ланочка теплу.
Стихотворение. - Где ты была ? - Тут и там.
- Где летала ? - По цветам.
- Что домой ты принесла ? - Мед, - ответила пчела.
Примечание: Если Вам потребуется речевой материал на автоматизацию других звуков, то его можно взять у воспитателей.
Работа по развитию словаря.
Расширение словарного запаса ребенка осуществляется за счет:
1. слов-антонимов - игра « Мальчик наоборот».
2. слов-синонимов - игра « Скажи по другому».
3. частей речи (существительные, прилагательные, глаголы) - игровые упражнения «Зимние слова», «Сладкие слова», «Вежливые слова», «Стеклянные слова», «Веселые слова», «Грустные слова», «Спортивные слова». (Пример установки на игру: Давай с тобой вспомним все возможные слова, которые напоминают нам о зиме. Это - зимние слова).
4. части предмета - игровое упражнение «Кто больше назовет деталей» - на вычленение в разнообразных предметах их частей. Примечание: В игре используются различные предметы и бытовые приборы, растения, животные и т.п.
Грамматический строй.
Работая над грамматическим строем речи, отрабатывается:
- словоизменение;
- словообразование;
- работа над предложением.
Словоизменение.
1. Игра «Один - много».
Цель - закрепить употребление существительных во множественном числе.
Взрослый называет предметы в единственном числе, а ребенок - во множественном.
2. Игровое упражнение «Чего не стало».
Цель - закрепление употребления родительного падежа имени сущест-вительных во множественном числе.
Взрослый называет предметы в именительном падеже множественного числа, а ребенок - в родительном падеже множественного числа.
3. Дидактическое упражнение.
Цель - упражнять детей в умении согласовывать имена существительные с прилагательными; - согласовывать существительные с числительными.
Словообразование.
а) суффиксальное образование (-чик-, -чк-, -чек-,-ищ-).
Игровые упражнения «Гном и великан».
Примерный ход: Жили-были гном (маленький человечек) и великан (огромный человек). И у того, и у другого были ноги, руки, глаза и борода. Только:
у гнома | у великана |
ножки | ножищи |
ручки | ручищи |
глазки | глазищи |
бородка домик | бородище домище |
В доме стояла разная мебель .... и т.п.
б) прифексальное образование (с помощью приставок: у-, при-, вы-, за-, пере, под- и т.п. )
Игровое упражнение «Измени словечко».
Связная речь
В детском саду начинается серьезная работа по формированию у детей связной монологической речи. В этом году дети начинают постигать правила составления текстов повествовательного типа. Они узнают, что в любом рассказе, сказке есть главная идея, которой подчинен весь текст. В тексте есть структура: зачин (где рассказано о главных героях и ключевом моменте, с которого начинаются разворачиваться события); средняя часть (перечень всех событий); концовки (чем закончились события средней части).
Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.
Мы предлагаем родителям следующие варианты работы:
а) составление рассказов по семейным фотографиям, охватывающим определенный временной отрезок (рост малыша, летний отдых и т.п.).
б) рассказы по сериям картинок (от трех и более).
в) работа с книгой.
Перед прочтением новой книги рассмотрите ее вместе с малышом. Предложите ему по картинкам в книге определить:
- о чем эта книга (главная идея);
- кто главные герои;
- с чего начинаются приключения героев;
- какие события в ней описаны (средняя часть);
- чем закончится эта история. Затем ребенку
Предлагается послушать рассказ (сказку). После прочтения обсудить с ребенком моменты, которые совпали с замыслом автора, и которые разошлись с этим замыслом. В последующем (если ребенок захочет) предложите ему составить свою версию сказки (рассказа) с опорой на иллюстрации книги.
Подготовка к обучению грамоте.
В этом учебном году родителям предстоит поддержать работу детского сада по подготовке своего ребенка к грамоте. Детский сад берет на себя большой объем работы по данному направлению.
Уважаемые родители! Вам необходимо оказывать посильную помощь, в первую очередь, своему ребенку.
В процессе целенаправленной работы по данному направлению будет создаваться каждым ребенком «Мой букварь» (тетрадь для домашних работ).
Создание букваря - это совместная деятельность ребенка с его близкими (семьей). При создании данного пособия необходимо придерживаться рекомендаций педагогов детского сада по созданию данного пособия.
Итоги учебного года.
Обязательный результат: каждый ребенок к концу года должен:
- знать все звуки и буквы русского алфавита;
- уметь соотносить звуки и буквы;
- уметь раскладывать образ буквы на элементы;
- уметь собирать букву из элементов;
- владеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа: выделять звуки, устанавливать их местоположение и последовательность в слогах и словах, правильно произносить звуки, сходные дифференцировать в собственном произношении и на слух, делить слова на слоги.
Возможный результат. В зависимости от индивидуальных возможностей и темпа речевого развития дети к концу года могут:
- образовывать и читать слоги и слова разной степени сложности;
- читать предложения и короткие тексты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста).
Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста)....
Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей в условиях семьи (ранний возраст)
Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей в условиях семьи (ранний возраст)....
Методические рекомендации для родителей по развитию речи у детей с ранним детским аутизмом«Поиграем вместе»
Дорогие родители! Что скрывается за буквами ≪РДА≫ в истории бо...
Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
Приоритетной задачей воспитателя при работе с детьми младшего дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения является развитие всех форм и проявлений речи ребенка. В последнее в...
Методические рекомендации для родителей по развитию речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста
Данные рекомендации будут очень полезны для родителей и ,конечно,помогут развивать речь малышей .Они обращены к дыхательной гимнастике,звуковой культуре речи,выразительому чтению детской литературы....
Консультация в консультативном пункте в рамках ранней помощи "Методические рекомендации для родителей по развитию речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста"
Формы общения родителей с ребёнком и как они влияют на развитие речи самого ребёнка...
Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
информация для родителей...