Семинар - практикум для родителей: "Музыкальное занятие для детей с ОВЗ".
методическая разработка ( группа) по теме
Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_detey_s_ovz.docx | 101.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 79
детский сад «Садко».
Семинар – практикум для родителей:
«Музыкальное занятие для детей с ОВЗ»
Музыкальный руководитель
Благодатских Г.Р.
Г. Сургут.
Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.
Цель - помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.
Задачи:
1. Развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников, формирование у них опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.
2. Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.
3. Развитие в театрализованной деятельности на занятиях всех компонентов устной речи.
4. Воспитание умения ритмично двигаться, сопровождая движения речью.
5. Развитие слухового внимания и памяти.
6. Формирование просодических компонентов речи: речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции на материале фонопедических упражнений, чистоговорок, логопедических распевок, народных закличек.
7. Расширение и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
8. Развитие речи как средства коммуникации, практическое овладение детьми возрастных нормативов речи.
9. Развитие психических процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.
Занятие для детей с ОВЗ проводится в форме игрового сеанса, на который приглашаются родители. Возраст детей-участников — 4-6 лет. Ключевой персонаж, который приходит к детям в гости, — Зайчик.
Цель:
- Создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка средствами расширения социального пространства и освоения способов общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
- Создавать в группе эмоционально благоприятную атмосферу для адаптации детей и взрослых, закрепления навыков неконфликтного поведения и расширения позитивного социального опыта.
- Развивать творческую активность, а также коммуникативные, двигательные и художественные навыки участников группы в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
- Способствовать сплочению детей и взрослых, готовности к освоению новых видов деятельности и совместному преодолению возникающих трудностей.
Организация: подгрупповое взаимодействие детей и родителей.
Оборудование:
- игрушка-зайчик,
- домик,
- экран мультимедиа с изображением леса,
- чудесный мешочек,
- муляжи овощей,
- корзина,
- кусочки настоящей моркови в маленьком контейнере,
- платок для игры в прятки,
- столы и материалы для аппликации,
- музыкальные инструменты,
- аудиозапись «Игровой гимнастики» Е. Железновой,
- подарки от зайчика детям.
Содержание организованной деятельности:
Дети вместе с родителями входят в зал. Они свободно общаются, размещаясь на стульях полукругом. Психолог приветствует всех и сообщает, что сегодня к нам придёт гость, о котором говорится в загадке:
Музыкальный руководитель: — Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. Кто же это? (Дети отвечают.) Правильно! Зайчик.
М.Р. предлагает всем посмотреть на экран мультимедиа с изображением леса и стоящим рядом с ним домиком. Звучит тихая музыка. М.Р.заходит за домик, возвращается вместе с зайчиком.
Зайчик: Здравствуйте, ребята! Я живу в этом домике, и меня зовут Пушок!
Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости, и я очень хочу с вами познакомиться.
Исполняет песенку:
— Я зайчик Пушок,
Я по лесу прыг да скок.
Я на месте не сижу,
И со всеми я дружу.
Сначала зайчик лапкой здоровается с каждым ребёнком, пропевая его имя имя и внимательно слушает ответ
Зайчик: «Здравствуй, Паша!»
Ребенок: «Здравствуй, Пушок!»)
Затем переходит к приветствию взрослых: «Здравствуйте, родители».
Ответ родителей: «Здравствуй, Пушок!»
Проводится игра «Музыкальный сундучок».
Для игры понадобятся различные шумовые инструменты: погремушки, маракасы, рыболовные колокольчики, кастаньеты, киндер – шумелки и т.д.
Музыкальный руководитель предлагает всем встать в круг и сообщает, что зайчик принёс с собой волшебный сундучок (все его внимательно рассматривают), а что находится в нём – нужно отгадать. Зайчик подзывает каждого ребёнка, и ребенок по звуку инструмента должен определить какой инструмент звучит, после чего получает этот инструмент в руки. Остальные участники группы наблюдают, проверяя правильность ответа.
М.Р. Ребята, давайте мы все вместе сыграем на этих инструментах.
Звучит вариация на темы р.н.п. дети исполняют с различными заданиями:
- Сыграть громко и тихо, в зависимости от звучания музыки.
- Сыграть с продвижением по кругу.
- Сыграть с притопываниями.
М.Р. А теперь мы предлагаем сыграть нашим мамам в оркестре.
(Мамам раздаются инструменты: металлофоны, треугольники, кастаньеты).
Звучит «Полька» М.И. Глинки. Мамы исполняют по заранее распределенным партиям.
М.Р. Достает корзину с шумовыми инструментами в форме овощей.
М.Р. — Ребята, а что из этих овощей больше всего любит зайчик? (Дети отвечают.) Правильно! Морковку. А как выглядит морковка?
Дети: — Она оранжевая, гладкая, твёрдая.
Морковка вынимается из корзины и внимательно рассматривается, ощупывается.
Зайчик: — А вы знаете, какая она на вкус?
Дети: — Сладкая и сочная.
Зайчик угощает детей небольшими кусочками морковки и сообщает, что она ещё очень полезная. М.Р. обобщает ответы детей.
М.Р.: — Вот какой замечательный овощ – морковка: оранжевая, гладкая, твёрдая, сладкая, сочная, полезная. Не зря зайчик так её любит. Вы молодцы, ребята, отвечали правильно. Зайчик очень доволен и предлагает вместе поиграть на шумовых инструментах.
«Шумовой оркестр». – под русскую народную музыку.
Игра «Прятки».
Все участники группы садятся на стульчики, расположенные кругом. Прятаться будет тот, кому зайчик даст в руки морковку. Психолог накрывает этого ребёнка платком и говорит:
— Вы ребята не зевайте, поскорее отгадайте:
Раз, два, три…
Кто там спрятался внутри?
Все участники группы хором называют имя спрятавшегося ребёнка.
М.Р.: — Сейчас проверим. Егор, покажись, пожалуйста, нам!
Ребёнок с помощью зайчика снимает платок, возвращает ему зайчику. Игра повторяется со всеми детьми группы по очереди.
М.Р. благодарит зайчика за необычную и интересную игру, предлагает детям тоже сделать нашему гостю подарок на память: красивые морковки-аппликации.
Дети делают аппликацию «Морковки».
Все участники группы и родители садятся за столы, где приготовлены подносы с необходимыми материалами (клей-карандаш, заготовки оранжевых морковок и зелёной ботвы из бумаги, листы голубого цвета формата А4 для фона, салфетки, простые карандаши). Каждый старается для зайчика сделать самую красивую морковку. В процессе выполнения аппликации зайчик подходит к каждому ребёнку, подбадривает его. Родители тоже участвуют в работе (рисуют простым карандашом чёрточки на морковках, чтобы те выглядели как настоящие, при необходимости оказывают помощь детям).
По завершении аппликации дети встают, задвигают за собой стульчики и вручают зайчику свои работы. Зайчик внимательно рассматривает каждую, аккуратно кладёт в чудесный мешочек, благодарит.
Зайчик: — Спасибо, ребята, теперь эти замечательные морковки будут радовать меня всю зиму. Я и своим лесным друзьям их покажу. Мне так понравились ваши подарки — аппликации, что хочется вместе с вами петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Вставайте, пожалуйста, в круг.
Совместная музыкальная деятельность в кругу.
Зайчик с помощью музыкального руководителя раздаёт участникам группы музыкальные инструменты, называя их: барабан, трещотки, колокольчик, колотушки, бубен. Дети повторяют.
Зайчик: — Я буду сейчас петь свою любимую песенку, а вы, пожалуйста, мне подыгрывайте!
Музыкальный руководитель аккомпанирует на фортепиано.
Зайчик:
— Я маленький зайчишка, на месте не сижу,
С ребятами танцую и песенку пою.
Участники группы все вместе играют на музыкальных инструментах. Зайчик танцует.
М.Р.: — Давайте сейчас сыграем громко. (Аккомпанемент звучит громче.) А теперь сыграем тихо. (Аккомпанемент звучит тише.) Ребята, давайте поменяемся друг с другом инструментами. А теперь отложим наши музыкальные инструменты и сами споём песенку для зайчика.
Песенка «Зайчик»
Мы играли и гуляли,
Мы зайчишку повстречали,
Зайка, зайка, мы друзья.
Дай погладим мы тебя.
Участники группы сопровождают слова песенки действиями (гладят зайчика, ему от этого очень приятно).
Песенка продолжается:
Мы гуляли далеко, мы гуляли близко,
Мы летали высоко, мы летали низко.
Участники группы вместе с зайчиком сопровождают слова действиями (расширяют и сужают хоровод, поднимают руки вверх и опускают вниз).
Зайчик благодарит всех за совместное пение и игру на музыкальных инструментах, вспоминает, что ему пора возвращаться домой. Музыкальный руководитель предлагает детям его проводить.
Проводится динамическое упражнение «Тропинка» под аудио сопровождение.
Участники группы, рассматривая экран мультимедиа с изображением леса, выполняют действия в соответствии с речевой инструкцией (идут на месте медленно и быстро, останавливаются, приседают, поворачиваются в стороны). Обращаясь к зайчику, они говорят вслед за М.Р.:
До свиданья, до свиданья,
Приходи ты к нам опять.
До свиданья, до свиданья,
Будем вместе мы играть.
Зайчик прощается с участниками группы, машет лапкой и уходит к себе. М.Р.отводит его в домик, помогая нести корзину с овощами и чудесный мешочек. Проводив гостя, он возвращается с подарками от него (маленькими пакетиками — «морковками» с леденцами внутри).
Музыкальный руководитель: — Кто приходил сегодня к нам в гости? Как его звали? Понравилось ли вам с ним играть?
Подводя итог встречи, психолог благодарит всех участников и вручает каждому ребёнку подарок от зайчика.
Родителям в качестве домашнего задания предлагается подобрать загадки об овощах и вместе с детьми выучить одну из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему: « Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»
Данный семинар - практикум поможет воспитателям создать разнообразную физкультурно-игровую среду в группах, направленную на оптимизацию двигательной активности, а также на всестороннее развитие д...
Семинар-практикум для родителей "Музыкальные занятия дома"
Семинар-практикум для родителей детей дошкольного возраста "Музыкальные занятия дома"...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
Семинар-практикум на тему: « Реализация двигательной активности детей на занятиях и прогулке»
Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому воспитанию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей....
Семинар практикум для родителей «Музыкальное развитие ребенка в условиях дома, посредствам музыкальных игр»
Музыкально-художественная деятельность — это одно из средств формирования личности ребенка. Одной из главных задач музыкально-художественной деятельности является приобщение детей к музыка...
Семинар-практикум для молодых специалистов "Методы активизации детей в ходе проведения занятия"
Актуальность семинара. Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специ...