Заседание родительского клуба "Учёный пеликан"
статья (младшая группа) на тему
Данное заседание клуба "Ученый пеликан" полезно для родителей детей раннего возраста. Родители смогут познакомиться с разнообразием игр для их детей. Что такое сенсорные, моторные игры, игра-возня, языковые и ролевые игры. И как можно в домашних условиях, играя, обучать ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_roditelskogo_kluba.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание родительского клуба «Учёный пеликан»
на тему «Игры для развития детей раннего возраста.
«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».
А. Макаренко
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит, не сомневаясь, – играть. А вот почему играть, и для чего это нужно, сможет объяснить не каждый. По мнению ученых, игра — это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. И чем выше ступень развития человечества, тем роль ИГРЫ объемнее и важнее. Почему? А вот подумайте сами. К моменту рождения вашего малыша человечество придумало столько слов на разных языках, столько всевозможных вещей машин, агрегатов люди столько всего узнали и открыли, а отношения между ними так усложнились, что осваивать это становится все сложнее и сложнее, и каждому новому поколению требуется все больше времени на присвоение опыта человечества. Представляете, как трудно взрослеть нынешнему малышу!
Наблюдая окружающий мир и деятельность населяющих его людей, ребенок хочет стать ее участником, но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать. А вот в игре он может все. Может слетать к звездам, спуститься на дно океана, сделать операцию, подоить корову... «Только понарошку», — возразите вы. Да, понарошку. Но в игре по-настоящему работают воображение, память, мышление речь, по-настоящему надо строить отношения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки).
И не понарошку, а по-настоящему малыш переживает события, которые лежат в основе его игры. Это формирует отношение ребенка к окружающему миру, к людям. Поэтому взрослым важно увидеть в игре личность малыша: заботливая ли «мама», внимательный ли «врач», вежливый ли «продавец».
Своеобразным языком, говорящим об этом, и является игра. Для ребенка она наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить.
Для взрослого же игра ребенка еще и своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития.
А развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет.
Чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.
Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого: они не будут играть с ним, если почувствуют равнодушие взрослого, фальшь в его поведении. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом. Понимая и чувствуя игру ребенка, он вовремя может подсказать, придумать что-то интересное, помочь в трудных случаях, но не делать за него того, с чем малыш справляется сам. Вредны постоянные подсказки, усыпляющие инициативу ребенка, ограничивающие его активность. Взрослому не следует злоупотреблять готовыми образцами решения, полезнее вызвать ребенка на самостоятельность.
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Что дает ребенку игра.
— удовольствие;
— знакомство с нормами, правилами жизни;
— общение со сверстниками;
— возможность выражать свои эмоции;
— возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово, движение, песню);
— внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.
Классификация игр
необходимых для развития детей раннего возраста.
Сенсорные игры. Сенсорика — от лат.SENSUS — чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой.
Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание), Моторика – двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
Игра-возня. Это еще одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции, Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а кроме того научится принимать и победу и поражение. Скорее всего будет доволен и папа.
Именно от года до трех лет у детей формируется образ телесного «я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.
Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.
Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.
Сенсомоторное развитие ребенка
Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры?
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противостояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития — ползание. В процессе освоения ползания формируются:
— зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;
— межполушарное взаимодействие — координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка;
— ориентация в пространстве;
— чувство равновесия.
Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции (если не чувствуешь рук и ног, то как ими можно управлять?). Первичные движения ребенка — хватание, сосание, ползание, лазание — базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел), тактильная (пощупал), звуковая (услышал).
Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.
Ведущая деятельность детей 1-3 лет – предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.
Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологические возможности ребенка, происходит энергетическое обкрадывание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в данный момент времени. Ярким примером неадекватного распределения церебральной (мозговой) энергии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и цифрам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, в аллергических явлениях, элементах логоневроза, тиках, навязчивых движениях.
Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запаздыванием начинают захват игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычного срока.
А теперь, давайте немного поиграем вместе с вами. (Родителям предлагается поиграть в одну-две игры из предложенных).
Сенсорные игры
Игры с водой.
1. Выливаем, наливаем, сравниваем:
— сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;
— наполнить бутылку до половины — она будет плавать;
— налить бутылку до верха — она будет тонуть;
— фонтан из бутылки.
2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):
— тонет — не тонет;
— вылавливаем игрушки;
— дождь из губки.
3. Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная — не прозрачная.
4. Лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холодно – тепло — горячо.
Растворяется — не растворяется, тает — не тает.
5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.
Игры с тестом
Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).
1 Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки).
2, На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.
3. Большим пальцем надавливают в середине лепешки.
4. Лепешку украшают горохом, фасолью.
5. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок» —раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: «Колобок, колобок, румяный бок».
6 Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.
7. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.
Моторные игры
Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики)
1. Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом - длительность упражнений 2—З мин (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4—6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно) после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.
З. Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.
4. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.
5. Организуйте игры с водой, тестом.
6. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
7. Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.
Развитие умственных способностей ребенка раннего возраста
Понятия
• Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.
• Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).
• Давайте детям задания нарисовать предметы с противоположными значениями. Например, тонкую и толстую линии, цветной и черно- белый рисунок.
• Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.
• Поговорите об организме человека. Как мы вдыхаем и выдыхаем воздух? Как бьется наше сердце?
• Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий.
Привлекательность новизны
• Меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате и привлекайте к процессу детей. Убедитесь, что дети готовы к этому. Слишком частые изменения могут вселять неуверенность.
• Прячьте на время часть игрушек (на пару месяцев), а потом возвращайте.
- Вырезайте с детьми силуэты из бумаги.
• Попробуйте говорить простые слова наоборот.
Перекрестные движения
Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое контролирует левую. Мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий, необходимо формирование межполушарного взаимодействия.
• Начинайте каждый день с зарядки, в которую включены упражнения на перекрестные движения рук и ног. Например, наклонитесь и достаньте левой рукой правый носок ноги и наоборот.
• Играйте в «Ладушки».
- Разучите несколько упражнений на координацию движений. Например, хлопните правой ладонью о левое колено, затем хлопните в ладоши и поменяйте руку и ногу.
• Двигайтесь под музыку, пользуясь лентами и шарфами. Пусть дети размахивают ими.
• Расположите предметы на столе так, чтобы детям надо было тянуться за ними.
• Поиграйте в игры, где надо ползать по полу, выполняя при этом перекрестные движения.
• Сажайте детей к себе на колени и читайте вместе книги. Пусть дети переворачивают страницы.
Возможность выбора
• Предлагайте так, чтобы оставить детям возможность выбора (при выборе красок, меню, места для картины и тому подобное). Например, ты хочешь просто молоко или шоколадное молоко?
• Ограничьте выбор тремя вариантами. Дети теряются при слишком большом выборе.
• Привлекайте детей к решению семейных проблем, давая им право голоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание Родительского клуба по теме "Воспитание навыков самообслуживания и трудолюбия у детей дошкольного возраста"
На этом заседании клуба родители увидели работу детей старшей группы в "Книжной мастерской" ( ручной труд- ремонт книг), поучаствовали в дискуссии "Как воспитывать трудолюбие у детей?" и обменял...
Заседание Родительского клуба по теме "Здоровый образ жизни"
В ходе заседания родители участвовали в дискуссии "Здоровый образ жизни, что это такое?", познакомились с результатами анкетирования семей воспитанников ДОУ по проблеме здорового образа жизни, узнали ...
Конспект заседания родительского клуба на тему: "Волшебные краски".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осу...
Конспект заседания родительского клуба на тему: "Встречаем праздник весело".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осу...
Заседание родительского клуба "Гнездышко". Тема заседания "Дети, родители и детский сад"
Родительский клуб "Гнездышко". Первая ознакомительная встреча. Познакомить родителей друг с другом, сплотить их. Подвести к выводу, что дети, родители и сотрудники детского сада это одна бол...
Родительское собрание в форме заседания родительского клуба «В дорогу со сказкой».
Формирование компетентности и активной родительской позиции в вопросах воспитания у дошкольников сенсомоторного развития.Познакомить родителей с игровыми упражнениями, направленными на решение поставл...