Методичка "Психологические зависимости детей"
методическая разработка ( группа) по теме

Пчелинцева Юлия Александровна

Психологические зависимости детей. – Красноярск: краевое государственное казеннное учреждение «Центр развития семейных форм воспитания», 2012. − 31 с.

 

 

Составители: Абросимова О. Б. – директор КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания»;

                          Пчелинцева Ю. А. – психолог КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания».

Проблема появления зависимостей детей, потери устремленности к самовыражению и самопроявлению сегодня волнует родителей. Многие родители с вопросами зависимости детей обращаются к специалистам Центра достаточно поздно, как правило, когда ребенок становится подростком. На самом деле зависимости возникают гораздо раньше, а в подростковом возрасте становятся более заметными.

Почему появляются психологические зависимости? Как отгородить своего ребенка от вредных привычек? Как вовремя предотвращать зависимости? Что делать, если зависимость у ребенка уже сформировалась? На эти и другие вопросы мы постарались ответить в данном методическом пособии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_psihologicheskie_zavisimosti_detey.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Красноярского края

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР  РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ»

Психологические

зависимости детей

Красноярск, 2012


Психологические зависимости детей. – Красноярск: краевое государственное казеннное учреждение «Центр развития семейных форм воспитания», 2012. − 31 с.

Составители: Абросимова О. Б. – директор КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания»;

                            Пчелинцева Ю. А. – психолог КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания».

 

Проблема появления зависимостей детей, потери устремленности к самовыражению и самопроявлению сегодня волнует родителей. Многие родители с вопросами зависимости детей обращаются к специалистам Центра достаточно поздно, как правило, когда ребенок становится подростком. На самом деле зависимости возникают гораздо раньше, а в подростковом возрасте становятся более заметными.

Почему появляются психологические зависимости? Как отгородить своего ребенка от вредных привычек? Как вовремя предотвращать зависимости? Что делать, если зависимость у ребенка уже сформировалась? На эти и другие вопросы мы постарались ответить в данном методическом пособии.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......4

ГЛАВА 1 СОСТАВЛЯЮЩИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ..........................................................................................6

   1.1 КРИТЕРИИ ЗАВИСИМОСТИ……………………………………...6

   1.2 СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ………………….7

   1.3 ЗАВИСИМОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ………...…………………............9

ГЛАВА 2 КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ……………………….12

 2.1 ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА РЕБЕНКА……………………………………….........................................12

   2.2 ДЕТИ В ЧАТАХ: О ЧЕМ ОНИ ГОВОРЯТ ДРУГ С ДРУГОМ………………………………......................................................12

   2.3 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ…………………………………………15

   2.4 ПРИЧИНЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ……………………………………..18

   2.5 ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ РЕБЕНКА…………………………………………………...……………..21

   2.6 КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ…………………………………………………………22      

ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ТЕЛЕВИДЕНИЯ………………………………………..............................24

   3.1 РЕБЕНОК, ЗАВИСИМЫЙ ОТ ТЕЛЕВИЗОРА…………………………………….....................................24

   3.2 ПРИЧИНЫ ТЕЛЕЗАВИСИМОСТИ………………………….........26

   3.3 КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТЕЛЕЗАВИСИМОСТЬ……..………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...........29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

Зависимостей у каждого человека множество. Но если зависимость перешла в навязчивое  состояние – аддикцию («addiction» –  склонность, пагубная привычка), то это уже серьезный повод для беспокойства.

Все аддикции делятся на: 1) химические аддикции (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания); 2) нехимические (психологические или поведенческие) аддикции (игромания, интернет-зависимость, телезависимость, трудоголизм, шопоголизм, зависимость от мобильных телефонов, религиозных сект и пр.). Аддиктивное поведение связано с желанием уйти от реальности, от проблем, причем желанием чаще всего неосознанным. Почвой для возникновения психологической зависимости являются какие-то нерешенные жизненные проблемы, неудовлетворенные потребности: человек чувствует острую нехватку чего-то, не решены конфликты внутри самого человека или существуют сложности в отношениях с окружающими людьми. В такой ситуации появляется искушение отвлечься от этих неприятных переживаний и хотя бы на время уйти в мир иллюзорного удовольствия. Люди перестают себя контролировать и пытаются отвлечься от своих проблем. Однако уход в зависимость не может восполнить то, в чем человек действительно нуждается. Такой способ ухода от проблем представляет собой своеобразную ловушку, которую зависимый строит сам для себя. Чем больше усугубляются проблемы, тем больше он пытается убежать от них, что приводит к возрастающему дискомфорту. К дискомфорту прибавляется чувство вины за неуправляемое поведение. Круг замыкается – возникает желание хотя бы на время отвлечься от этих переживаний.

К настоящему времени психологи описали около пятисот различных форм зависимостей. Есть предположения, что на самом деле их около полутора тысяч. Полторы тысячи зависимостей – когда желание перерастает в потребность, а потом переходит в пристрастие...

Некоторые ситуации и занятия дают ощущение счастья, потому что в этот момент мозг выделяет и направляет в организм допамин, идеальный гормон счастья. Вещество действует на сознание и сразу позволяет человеку почувствовать себя лучше – это прекрасное ощущение! На физическом уровне происходят изменения, исчезает напряжение. Даже одно воспоминание об этом расслабленном состоянии может заставить заново почувствовать удовольствие и подтолкнуть к попыткам вновь испытать пережитые ощущения. Когда желание получить удовольствие становится навязчивым, источник счастья становится единственным двигателем жизни, можно говорить о зависимости.

         Зависимость – это такое внутреннее состояние человека, когда личность более или менее утрачивает свободу воли, проявляет слабость, отдавая предпочтение соблазнительным удовольствиям, желая получить все и сразу. Человек находит свой «утешитель», который наикратчайшим способом или устраняет боль, или заполняет пустоту, или одаривает искусственно вызванным опьянением. И эти «удовольствия» на порядок, а то и несколько порядков превышают настоящие удовольствия, которые можно получить, например, в труде и в процессе творчества.

Где грань, когда действия человека перестают быть просто удовлетворением естественных потребностей и превращаются в зависимость? Ответ кроется в самом слове «зависимость». Человек зависим от чего-то и когда лишается этого, то испытывает сильнейший дискомфорт, вплоть до полной невозможности быть удовлетворенным. Желание вновь и вновь повторять определенные действия велико, при этом в самом действии зависимый как бы теряет границу, где он, а где игра, например. Отсутствие психологической границы – это самый яркий признак зависимого поведения. Таким образом, человек оказывается слитым, «приклеенным» к тому, что является предметом зависимости. Именно этот психологический феномен и позволяет чему-то извне так сильно влиять, то есть алкоголь, компьютер или телевизор перестает быть чем-то извне, а становится частью самого человека. Человек не присваивает себе это «что-то», он просто не различает границу между собой и тем, от чего зависит. Именно поэтому зависимость так сложно осознается и принимается зависимыми людьми.

Зависимости – сложный, тугой узел, в котором завязано все: медицинский, психологический, социальный, экономический, социально-культурный и другие аспекты.

Зависимости – проблема сложная и многоуровневая. Не все проявления зависимостей достаточно хорошо изучены. Проблемы зависимостей воспринимаются большинством людей обывательски поверхностно, а это приводит к ошибочным представлениям о легкости решения этой проблемы или, напротив, заставляет представлять ее как неразрешимую. Вопреки мнению, зависимость – это не вредная привычка, которая появляется от лени, дурной компании, и это не та проблема, с которой можно справиться одной лишь силой воли.

 

ГЛАВА 1

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

1.1 Критерии зависимости

Перечислим несколько критериев зависимости. В отдельности каждый из них еще ни о чем не говорит, а вместе эти критерии могут указывать на проблему, которую можно назвать зависимостью:

1. На каком-то жизненном этапе человек теряет контроль над своим поведением. С этого времени зависимость полностью овладевает его поведением, хочет он этого или нет, зависимость начинает диктовать поступить так или иначе, он попадает под власть своей зависимости.

2. Человек лишается способности выбора, ему остается одно – поступать так, как требует агент зависимости, при этом нарастает частота использования «утешителя» (например, алкоголь, сигареты или акт азартной игры) с увеличением доз (химическая зависимость) или увеличением продолжительности пребывания в состоянии акта зависимого поведения (например, в состоянии азарта при игре на компьютере).

3. Программа зависимого поведения настолько глубоко внедряется в жизнь человека, что становится неосознаваемой и заставляет безотчетно подчиняться. Поэтому многие люди воспринимают свою зависимость как «защиту» от раздражительности, неудовлетворенности, как утешение от тягот одиночества, как способ ухода от решения жизненных проблем.

4. Повторность навязчивых мыслей о своем «утешителе», потребность в нем. Это проявляется в монотонности и регулярности повторений актов зависимого поведения, именно в те моменты, когда человек попадает в затруднительные ситуации, наподобие скуки, одиночества или физической боли. Он не знает другого способа ответить на затруднительную ситуацию, кроме как прибегнув к помощи «утешителя».

5. Приходит ощущение, что человек не может справиться со своими проблемами без помощи своего агента, эмоционального или химического.

6. Методы борьбы, мобилизация силы воли, запреты, наказания, уговоры, требования от попавшего в зависимость обещаний «больше не нарушать данного им слова», клятв  «я больше никогда в жизни», попытки «нянчиться», как правило, не дают результатов.

7. Оправдан только профессиональный подход (работа с психологом, психотерапевтом, имеющими специальную подготовку и опыт в этой области). Все другие попытки обычно являются безуспешными или дают только временный результат.

8. Оставаясь со своей зависимостью, человек продолжает терять значительную часть денег, времени, энергии и др. в ущерб чему-то более важному.

9. В итоге любая зависимость приводит к потере самоуважения и душевных сил, возникает угроза разрушения всего жизненного уклада, семьи, карьеры, потери друзей, лишения физического и психического здоровья. А у многих зависимость отнимает и саму жизнь.

         Если хотя бы три признака характерны для поведения человека, то необходима консультация специалиста. Необходимо принять меры, чтобы эти признаки не переросли в серьезную зависимость (уровень потребности, привычки). Если половина признаков – необходима помощь профессионала, без психологической помощи не обойтись. Если же более пяти признаков – это уровень сформировавшейся зависимости.

На зависимость может указывать и синдром лишения. То, от чего зависим человек, по каким-либо причинам становится недоступным. Расставание или невозможность прибегнуть к своему «утешителю» вызывают следующее:

- чувство, что чего-то не хватает;

- ощущение пустоты;

- ощущение себя «не в своей тарелке»;

- дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворенность чем-либо;

- апатию, безразличие, отстраненность;

- сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность;

- раздражительность, злость, вспышки гнева, ярости;

- неуверенность, беспокойство, тревогу, страхи;

- чувство вины, уничижения, обиды на кого-либо;

- усталость, нехватку сил, вялость, снижение работоспособности.

1.2 Стадии формирования зависимости

 Корни формирования зависимого поведения уходят в глубокое детство человека. Зависимость находится на подсознательном уровне. Формируется она с рождения и до полутора лет. Поэтому ребенку необходима мама – хотя бы первые год-полтора. Это будет лучшей профилактикой зависимостей. Некоторые молодые мамы спешат выйти на работу спустя короткое время после родов. Конечно, это далеко не лучшее решение.

Дело в том, что малыш рождается полностью зависящим от матери, именно она обеспечивает ребенку питание, тепло, все условия для комфортного физического и психологического существования. При этом младенец не ощущает отдельности от матери, то есть ребенок  не может как более старшие дети или мы, взрослые, различать себя и мать.  На этой стадии пара «мать-ребенок» решает самые первые и самые важные задачи, результаты которых останутся на всю жизнь. На этой стадии формируется близкая связь и доверие. Если окружающие люди вовремя приходят ему на помощь – ребенок спокоен, чувствует себя в безопасности. От того, насколько успешно взрослый сможет сформировать базовое доверие ребенка к окружающему миру, зависит, как ребенок сможет потом двигаться в мир, чтобы исследовать его и познавать. Длится такая стадия первые 9 месяцев жизни ребенка.

Дальше следует стадия противозависимости. Она приходится на возраст примерно 12-36 месяцев, и главной задачей этой стадии является отделение малыша от мамы, что выражается в желании быть более самостоятельным, активно исследовать окружающий мир. Именно на этой стадии дети начинают ходить. В это время важно, как поведет себя мама, допустит ли она большую автономность своего малыша, еще недавно такого зависимого от нее, хватит ли у нее спокойствия и внутренней уверенности допускать исследовательскую активность ребенка. Для успешного прохождения этой стадии  важно, чтобы ребенок в своих исследовательских действиях слышал от родителей «да», по крайней мере, в два раза чаще, чем «нет». Очень важно с точки зрения формирования предрасположенности к зависимому поведению как ребенок проходит стадию отделения.  На данной стадии он имеет шанс стать автономным, а значит независимым от мамы, независимым в своих желаниях, чувствованиях, стремлениях, удовлетворениях – все это создает  основу для дальнейшего успешного формирования собственного «Я», формирования собственной идентичности, независимости в своих желаниях от других людей или предметов. Другими словами, приобретая автономность с помощью матери, ребенок учится устанавливать психологическую границу между собой и матерью, ту границу, которой он не имел в младенчестве, будучи слитым с матерью, и именно ту самую границу, которую не имеют зависимые взрослые, сливаясь с объектом своей зависимости. Важным навыком  на этой стадии является умение полагаться на свою внутреннюю силу, то есть заявлять о себе, а не ждать, пока кто-то будет управлять моим поведением. Благодаря тому, что формируется собственно «Я», мы учимся брать на себя ответственность за свои действия. Зависимые люди, напротив, не могут чувствовать себя ответственными за свое поведение, виня в своих неудачах судьбу, злой рок или других людей. Именно эта стадия считается стадией психологического рождения ребенка.

Здесь важен еще один аспект в формировании зависимости как таковой. Если первые две стадии не пройдены успешно, то у ребенка отсутствуют очень важные навыки – это чувство базовой безопасности и ощущение различения себя и мамы, психологической автономии. Дети, которые не обладают сформированным чувством безопасности перед окружающим миром, постоянно вынуждены подтверждать эту безопасность через маму. Наверное, многие из вас видели детей, робко застывающих перед новым взрослым, замирающих и не решающихся подойти ближе и рассмотреть. Малыш отворачивается, прячется за спину матери. Или зовет маму, или в смятении ждет ее, если мама куда-то ушла, при этом ребенку уже больше года. Так и во взрослом состоянии,  испытывая чувство тревоги или напряжения, мы вынуждены  как маленькие дети искать «маму», как что-то, что могло бы  обеспечить нам безопасность, снять напряжение. Этой самой «мамой» может стать сигарета, алкоголь, работа, азартная игра и т. д. Таким образом, в зависимости у нас отсутствует ощущение базовой безопасности и сформированное собственное «Я», а через это – опора на себя, на свои мысли, чувства, желания.

         На третьей стадии, если две предыдущие прошли успешно, ребенок действует и живет автономно, но все еще чувствует и осуществляет действия в состоянии связи со своей семьей. Эта стадия длится с 3 до 6 лет.

На четвертой стадии, длящейся с 6 до 12 лет, ребенок учится приближаться и отдаляться от родителей и от других людей. Это чрезвычайно важно при удовлетворении наших потребностей –  подходить ближе, когда мы хотим быть удовлетворенными в чем-либо и отдаляться, удовлетворив наши желания. К примеру, мы хотим есть, и понимаем, что сейчас хотим яблоко; мы находим в холодильнике то самое яблоко и съедаем его. А дальше занимаемся чем-то другим важным для нас. Так происходит, если мы умеем приближаться и отдаляться, а если мы не прошли удачно четвертую стадию, то вынуждены только приближаться или только отдаляться. Представьте себе человека, к примеру, постоянно кушающего яблоки – очень напоминает ситуацию зависимого поведения, не правда ли?

Но самой важной, пожалуй, является 2-я стадия. Конечно, насколько успешно ребенку удастся прожить этапы своего развития зависит от его родителей, в большей степени от матери. Здесь важную роль играет много факторов и прежде всего, насколько родители сами умеют и могут быть автономными, насколько они могут приближаться и отдаляться друг от друга и от ребенка. Также очень важную роль играет то, насколько тревожна мама, сможет ли она спокойно воспринимать ситуацию когда ребенок в очередной раз пойдет исследовать такие неизвестные и такие интересные предметы вокруг. Сможет ли мама пережить, что с каждым днем ребенок все дальше и дальше будет отдаляться от нее, с тем, чтобы потом уже взрослым совсем покинуть родительское гнездо.

1.3 Зависимость и личность

Кто наиболее подвержен зависимостям? Зависимость возникает в силу определенных обстоятельств, сюда относятся личностные особенности человека, его социальное окружение и условия воспитания, поскольку они не только участвуют в формировании самой личности, но и формируют определенные шаблоны поведения, которые человек применяет всю оставшуюся жизнь. Итак, можно дать некую характеристику личности, которая будет предрасположена к зависимости в большей степени, чем другие.

  1. Инфантильность (незрелость). Такой человек как бы «застревает» на предыдущих стадиях возрастного развития, это так называемый «вечный ребенок».  Инфантилизм можно назвать основой зависимого поведения, поскольку инфантильный человек – человек зависимый по определению, ведь он зависит от других людей, поскольку самостоятельно не может принять решение или позаботиться о себе. Такой человек вообще не может быть самостоятельным. При своей «детскости» он склонен получать только удовольствие и не прилагать никаких усилий, не принимать рациональных решений. Поэтому у инфантильного человека больше шансов впасть в любую зависимость. Инфантильность, как уже было сказано, является основой любой зависимости.
  2. Повышенная внушаемость (легкое усвоение внешних ценностей, желаний и установок). Такой человек легко принимает чужие доводы за свои, поскольку зачастую не имеет своего взгляда на ситуацию или его точка зрения очень «размыта». Безусловно, в таких условиях повышается риск развития зависимости.
  3. Подражание (готовность соответствовать какому-либо образцу). Следовательно, подражая кому-либо, человек начинает, например,  употреблять алкоголь и наркотики, что часто происходит в подростковом возрасте, когда подросток подражает своему кумиру и копирует все его действия.
  4. Ригидность (тугоподвижность всей психической деятельности). Такая негибкость проявляется в неизменных установках, стилях поведения и манерах общения. Ригидный человек не способен изменять свое поведение в зависимости от ситуации, следовательно он испытывает трудности разрешения конфликтных и других проблемных ситуаций, а также не справляется с повседневными трудностями. Отсюда высокий риск развития патологических зависимостей, как способа ухода от проблем или как способа неконструктивного решения проблемы.
  5. Наивность (неопытность и неосведомленность). Человек, у которого нет достаточного жизненного опыта или достоверной информации относительно последствий его поведения, попадает в группу риска по развитию зависимостей, поскольку он излишне доверчив и не информирован.
  6.  Любопытство. Любопытство основано на поисковом инстинкте, человек стремится узнавать, искать и совершенствоваться. Однако патологическое любопытство основано только на узкой направленности познать неизведанное, что способствует развитию, например, наркотической зависимости.
  7.  Максимализм (крайность в требованиях, взглядах или эмоциях). Максималисты не чувствуют тонких эмоций, у них либо горе, либо счастье. Весь мир для максималиста черно-белый и ему нужно либо все, либо ничего. Данная черта может способствовать развитию зависимости, поскольку простая спокойная радость – это не понятно, радость должна быть максимальной, сверхъестественной, а для этого необходим допинг.
  8.  Эгоцентризм (фиксация на себе, своих ощущениях и желаниях). Основная потребность зависимой личности – это получение удовольствия, удовлетворения и радости. А разве это возможно без эгоцентризма?
  9.   Яркость воображения. В данном случае, яркость воображения позволяет человеку легко переходить в мир грез и фантазий, отделяя от него реальность еще дальше.
  10. Нетерпеливость (неумение ждать). Такой человек хочет получить все и сразу, он зависит от времени, зависит от своей зависимости, поскольку жизнь по его мнению, должна быть немедленно наполнена радостью и всем, что необходимо. Ждать нет времени.
  11. Склонность к риску. Такой человек быстро «насыщается» эмоциями и ему требуются новые впечатления, его «вкус к опасности» постоянно растет, что зачастую приводит к возникновению наркотической или алкогольной зависимости.
  12.  Страх быть покинутым. Такой человек боится, что его покинут значимые люди, от которых он зависит, которые решают за него его проблемы и оказывают различную помощь. Данный страх тесно связан с ощущениями беспомощности и несамостоятельности.

Это основные характеристики личности, склонной к зависимости. Конечно, таких характеристик может быть гораздо больше, и они будут включать сугубо индивидуальные особенности человека.

ГЛАВА 2

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

2.1 Влияние компьютерной зависимости на ребенка

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

         В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для ребенка, как средства, развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени. Это влечет за собой качественное изменение досуга детей и подростков – чтение сводится к минимуму, резко сокращается количество времени, посвященного спорту и непосредственному общению со сверстниками.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие. Вовлеченность в компьютерные игры у детей и подростков повышается в периоды стресса, напряженной учебы, эмоционального дискомфорта,  когда ребенку плохо из-за того, что не ладится учеба, нет диалога со сверстниками, не понимают родители. Это поиск компенсации эмоционального дискомфорта, уход от стрессовой ситуации.  Компьютер становится целью времяпровождения. Удовлетворяя безобидное желание развлечься, играя за  компьютером по нескольку часов ежедневно,  ребенок  попадает в виртуальный мир,  перестает  владеть собой. Вся его жизнь превращается в игру, влекущую за собой личностные проблемы. Логика проста: «Мне трудно со сверстниками? Зато в играх я чувствую себя героем!», «Меня не понимают родители?  В онлайновой игре я интересен, меня там принимают таким, какой я есть». Так начинается злоупотребление компьютером.

2.2 Дети в чатах: о чем они говорят друг с другом

Что такое чат? Чат представляет собой интернет-среду, где люди могут общаться с другими людьми путем ввода сообщений, которые появляются немедленно у другого пользователя чата. Чаты бывают модерируемые и немодерируемые. Совсем немного чатов проводят предварительную проверку пользователя. В модерируемых чатах работают специальные люди – модераторы, которые следят за сообщениями пользователей. Они могут блокировать отдельные сообщения и пользователей, которые шлют сообщения, нарушающие правила чата: нецензурная речь, оскорбления и т. п.
Чаты позволяют человеку обсудить общие интересы с людьми со всего мира, постоянно расширяя круг своих друзей и единомышленников.
       
«Кр@сото4к@, превед! 4ем бум сеня занимацца?» – «Прива, ниняю, 4моки!». Или: «Он мачо-шмачо, деффки ему на шею вешаюцца». Непонятно? Конечно, непонятно. Этот язык предназначен не для взрослых, а для детей, общающихся на нем в чатах. И возраст этих детей стремительно понижается.

Кино, жизнь звезд, настоящие или выдуманные новости собственной жизни – обо всем этом дети ежедневно болтают в чатах со своими виртуальными приятелями. В 8–12 лет из-за разных темпов развития девочки и мальчики испытывают трудности в общении друг с другом, и чат становится для них идеальным местом для коммуникации. Однако желание завязать общение со сверстниками противоположного пола – далеко не единственная причина, заставляющая детей вести бесконечные, порой вызывающие у родителей беспокойство, диалоги «по аське» (icq – программа быстрого обмена сообщениями на экране компьютера) или часами просиживать в чатах. Чаты притягательны еще и тем, что там нет контроля взрослых, там можно предаваться фантазиям, примерять на себя любую маску, опробовать любую роль. Чат дает ребенку практически безграничную свободу в обращении и с реальностью, и со своими эмоциями.

Однако какие последствия может иметь такая свобода? Некоторые специалисты считают увлечение чатами не вполне безопасным, т. к. общение в чатах приводит ребенка к отказу от реальных контактов со сверстниками. Другие склонны считать, что о подобной опасности следует говорить скорее применительно к подросткам. Дети же младшего возраста просто примеряют на себя роли героев и героинь – сильных, красивых, смелых, т.е. полных желания жить. Примерно до 12 лет дети нуждаются в некоем героическом идеале, а сверстники необходимы им как зеркало, в котором можно найти подтверждение тому, что их идеалы кто-то может с ними разделить.

Один из тревожных для родителей моментов – расхождение между реальным возрастом детей и непристойностью некоторых их реплик (диалоги на сексуальные темы). Сегодня чаще, чем раньше у 8–10-летних можно наблюдать варианты поведения, которые соответствуют скорее подростковому, нежели детскому возрасту. Сейчас дети раньше получают большие объемы информации, от них раньше ждут личных достижений и социальной успешности, все меньше времени и пространства остается у них для игр – взрослый мир стремительно наступает.

Многие детские чаты практикуют «виртуальные браки»: дети «женятся» и «разводятся» одним нажатием кнопки. Что же заставляет их играть чувствами, для которых они не созрели ни физиологически, ни психологически? Дети репетируют влюбленность, примеряют на себя социальные роли, активно исследуют свою женственность («Сколько «валентинок» я получила?») и мужественность («Сколько девочек обратили на меня внимание?»). Сегодня ребенок воспитывается на примерах, почерпнутых из телевизора, начиная с раннего возраста получать сексуальные и эротические впечатления. Не понимая глубинной сути увиденного, он воспринимает их атрибуты как безусловную данность и потому примеряет на себя.

Между тем, еще до появления интернета дети узнавали о «низкой» стороне жизни в первую очередь из разговоров со сверстниками. Сегодня чат по сути дела выполняет ту же функцию на ином технологическом уровне и в этом смысле не более опасен, чем непристойные картинки на заборе. Однако совсем пускать на самотек детское общение в виртуальном мире не стоит. Время от времени необходимо заходить на сайты, где общается ребенок. Чат может помочь взрослому понять желания ребенка, узнать, какие вопросы его беспокоят.

Главный риск при общении в чате – разглашение личной информации: номера мобильного телефона, адреса, семейной жизни и т. п.
Оговорите с ребенком конфиденциальную информацию, которую он никогда, никому и нигде не должен сообщать: номер мобильного телефона (свой, родителей), адрес, номер школы и т. п.

В чате с ребенком может общаться взрослый человек, представившийся ровесником ребенка. Он может разузнать подробности о ребенке и уговорить его на личную встречу  в реальной жизни. Объясните ребенку, что люди не всегда являются теми, за кого они себя выдают. Расскажите, что существует риск столкновения с сексуальным преступником – педофилом.  Педофил – это некто с исключительным сексуальным интересом к несовершеннолетним детям. Рассказав о возможных опасностях, вы можете свести этот риск к нулю. Ребенок должен знать, как «выглядят» онлайн-приставания. Онлайн-приставания – это процесс, во время которого педофил пытается наладить контакт сексуального характера с ребенком, стараясь не разоблачиться и не раскрыться. Во время такого «ухаживания» преступник может открыть свою личность и воспользоваться ранимостью ребенка. Сексуальные преступники могут быть чрезвычайно старательными в подходе к детям. Некоторые могут потратить недели или даже месяцы (а иногда и годы), чтобы узнать ребенка или подростка, прежде чем пригласить встретиться или попросить номер его мобильного телефона. Это «милые люди»: они не похожи на извращенцев и наверняка подкованы в вопросах моды, спорта и музыки и т.д. Основной деятельностью педофилов в Сети является обмен изображениями сексуального характера между «коллекционерами».

         Педофилы «ухаживают» за детьми, общаясь с ними на интересующие темы: музыка, каникулы, школа, семья и друзья. Они завоевывают доверие ребенка, а затем начинают заводить разговоры на сексуальные темы, чтобы заставить поверить, что близкие отношения с их старшим, «лучшим», другом являются вполне естественными и нормальными.

         Педофил может представиться ребенку его ровесником или подростком немного старшего возраста. Некоторые будут честны, говоря о своем возрасте, и потребуют не рассказывать о них родителям.

         Педофилы могут постепенно заводить разговоры на сексуальные темы, дабы показать, что такое поведение является абсолютно нормальным. Некоторые будут знакомить детей с порнографией и играть на любопытстве ребенка, в то время как другие скажут, что они уважают ребенка, который слишком много говорит о сексе.

         Они могут поощрять использование веб-камер.

         Расчет здесь прост: к тому времени, когда ребенок пойдет впервые встречаться с преступником, она (или он) больше не будет думать о нем как о «незнакомце». Конечно, понятно, что ничем хорошим такая встреча не закончится.

 

2.3 Компьютерные игры

Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу нашли массу поклонников среди детей и взрослых. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост количества людей, фанатично увлекающихся компьютерными играми – геймеров (от английского «game» –  игра).

Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников и школьников. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Дети школьного возраста прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них.

Что лежит в основе увлеченности компьютерными играми? Потребность в игре свойственна человеку на протяжении всей его жизни. В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие. Определенное место в ряду компьютерных игр занимают неролевые логические и обучающие игры. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра. Если использовать компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с перерывами через 15–20 минут для ребенка 7–9 лет) и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту, усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.

Вместе с тем, ребенок, который всем остальным развлечениям и увлечениям предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем. Если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрушкой, такой ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками. Психологи считают, что до 10-11 лет для развития детей гораздо более полезно заниматься спортом, подвижными играми (боулинг, футбол, волейбол), музыкой, рисованием, ходить в походы, кататься на роликах, коньках, лыжах, велосипеде. Надо также иметь в виду, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т. к. процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.

Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела, и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего. Установлено, что ролевые компьютерные игры в большей степени, нежели неролевые, позволяют человеку уйти от реальности в виртуальный мир. Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Вслед за этим, чем больше ребенок начинает играть, тем отчетливее и важнее становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье или со сверстниками, потребность избежать физического и эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т. д.

Наибольшую опасность представляют «стрелялки» – игры с весьма примитивным сюжетом, основанным на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности – более частому присутствию агрессивных мыслей, понижению чувствительности к актам агрессии в реальной жизни и снижению переживаний в отношении жертв насилия. Играющие перенимают характеры персонажей, задействованных в игре. Кроме того, они вознаграждаются за акты агрессии  в игре различными преимуществами (дополнительная жизнь, новое оружие и т. п.). Это может вести к использованию агрессии в реальной жизни – ребенок неоднократно видит, как его герой достигает своих целей с помощью агрессивных действий, и может сделать вывод, что такое поведение является желательным и приемлемым средством для достижения жизненных целей. Снижается нормальная негативная эмоциональная реакция на конфликт, агрессию и насилие. При этом персонажи часто уходят безнаказанными. Демонстрация актов насилия без последствий приучает детей к мысли, что насилие – эффективный способ разрешения конфликтов.

Анализируя проблему увлеченности компьютером, специалисты обращают особое внимание на то, что дети порой настолько вживаются в компьютерную игру, что в виртуальном (вымышленном) мире игры им становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. В этом мире существуют интересные задачи, невыполнение которых не приводит к каким-либо отрицательным последствиям: к плохим отметкам, к порицанию со стороны родителей, к разочарованию в себе и т. д. Больше того, сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры. Проиграв, ребенок может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути «радостного взросления».  Игра дает ребенку те эмоции, которые может, но не всегда дает жизнь. Это широчайший спектр – от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не вставая с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром.

Важно отличить зависимость от простого увлечения игрой. Если подросток целыми днями проводит за компьютером, не поддерживает других интересов и увлечений, отвергает общение со сверстниками или долгое время сконцентрирован на чем-то одном, можно диагностировать, что это – зависимость.

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Компьютер позволяет подростку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить свои мечты. Например, мечтая быть сильным, супергероем, ребенок получает такую возможность в игре, преследуя и побеждая других.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности – игра в компьютерные игры.
Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств. 

 3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменением самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику ребенка, чем индивидуализированная форма. Подростки не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Компьютерные игры имеют небольшую историю, однако, случаев полного угасания зависимости – единицы. Человек может остановиться в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость угасает быстрее.

2.4 Причины компьютерной зависимости младших школьников и подростков

Почему же наши дети, как завороженные, часами сидят у монитора? Почему этот вид времяпрепровождения подчас оказывается для них наиболее привлекательным и даже единственным? Куда девается любовь к подвижным играм и потребность в дружбе, общении? Какие движущие силы заставляют простое увлечение компьютерными играми и чатами перерасти в постоянную потребность играть и общаться в чатах?

1. Отрицательный психологический климат в семье. Это могут быть слишком жесткие условия воспитания (авторитарный стиль воспитания), когда ребенка загоняют в строгие рамки поведения, не позволяют выражать эмоции,  требуют только положительного и идеального поведения. Чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную реальность.

Это может быть гипоопека, то есть недостаток внимания и теплых эмоциональных отношений со стороны родителей, недостаточное проявление любви и заботы. Родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в его жизни, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Родители с головой уходят в работу, а ребенок хоть и «устроен», но не видит родителей или просто не чувствует их любви. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.

         Как вариант, возможна гиперопека, когда родители ребенка балуют, выполняют все его желания, удовлетворяют все потребности, ребенок всегда получает то, чего он хочет и не привык считаться с другими членами семьи. Родитель не может воспринять своего ребенка как саморазвивающуюся личность, а полностью контролирует и подчиняет действия ребенка. Но с возрастом это приводит к наихудшим последствиям – привыкший получать все, что ему нужно, от мамы, ребенок строит отношения с другими людьми в доминирующе-подчиняющем ключе. Не удовлетворив свою потребность, начинает раздражаться и, возможно, находить удовлетворение, часами просиживая за компьютером.

         Можно выделить четыре типа семей, провоцирующих развитие зависимости у подростков:

1) травмирующая семья, в которой ребенок отождествляется либо с агрессором, либо является жертвой, что сопровождается чувствами стыда и беспомощности, от которых он впоследствии избавляется с помощь какого-либо объекта зависимости, будь то алкоголь, наркотики или компьютер;

2) навязчивая семья, возлагающая собственные грандиозные ожидания на ребенка и, таким образом, формируя у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания;

3) лживая семья, в которой ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение и деперсонализацию;

4) непоследовательная семья, когда родительские правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенка сильный эмоциональный дискомфорт.

В семьях подростков, страдающих компьютерной зависимостью, чаще используются негармоничные стили воспитания. Это означает, что члены семьи в проблемных или конфликтных ситуациях не способны конструктивно решать возникающие проблемы. Все члены семьи дистанцированы друг от друга, у каждого свои интересы, которые не согласуются с интересами других членов семьи, поэтому им трудно принимать совместные решения.

2. Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

3. Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми. Неумение ребенка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей. Или когда наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость ребенка отталкивает сверстников от общения с ним. Или у ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.

4. Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок плохо учится, не заводила в компании ребят, отношения с  родителями не самые теплые. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная», самопрезентация.

Однако здесь может возникнуть вопрос: «А отличник, здоровый ребенок, у которого много друзей и прекрасные отношения с родителями, не может приобрести компьютерную зависимость?». Конечно, может. Ведь детская психика еще не окрепшая, стержень характера еще не сформировался, «компьютерных соблазнов» очень много, а во многих компьютерных играх могут использоваться эффекты, оказывающие психологическое влияние.

В последнее время многие педагоги отмечают, что довольно значительная часть одаренных детей и подростков не только положительно относится к компьютерам, но и проводит немало времени за работой с ними. Это обусловлено рядом причин. Среди них – свойственная таким детям и подросткам высокая познавательная мотивация, которая выражается в их тяге ко всему новому, еще не познанному; осознание уникальных возможностей применения современных информационных технологий для познания, общения или развлечения; самостоятельное выполнение ими творческих работ в рамках проектов, вызывающих у них специальный (повышенный) интерес и т.п. Не следует забывать и о такой причине, как наличие характерных для одаренных детей и подростков психологических проблем и затруднений – к примеру, трудностей в установлении и поддержании контактов с окружающими.

5. Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.

6. Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

7. Нравственная незрелость личности, когда понятия о жизни, своих целях и окружающем мире у подростка не соответствуют возрасту или просто не сформированы. Он не готов к нормальной самостоятельной жизни и это выражается в следующем:

- отрицательное отношение к обучению и низкий образовательный уровень;
- узкий круг интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов;
- неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность;

-дефицит мотивации поведения, уход от ответственных ситуаций и решений;
- отсутствие перспективы в жизни (видения путей развития своей личности).

Самый зависимый возраст это 12–15 лет. На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок, подросток, но шансы уменьшаются, если:

- в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;

- у ребенка разносторонние интересы и увлечения;
- ребенок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
- ребенок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

2.5 Признаки компьютерной зависимости ребенка

- когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;

-   ребенок раздражается при вынужденном отвлечении, находится в агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
- ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.

- ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
- ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;

- ребенок начал проводить ночи за компьютером;
- ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;

- ребенок выглядит утомленным
- ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков,  у него ухудшается успеваемость;

-  наблюдается утрата интереса к увлечениям и хобби, он сторонится друзей и приятелей,
- у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье – забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
- чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
- прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
- ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
- ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
- нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру. Как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;

Появление подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника, лопаток, запястий рук. Кроме того, регулярное раздражение глазных яблок может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Нередко развивается бессонница и нервное истощение.


2.6 Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей

Несколько рекомендаций родителям:

1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.

3. Будьте другом и помощником своему ребенку.

4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

5. Следует проявлять подлинную заботу о ребенке, это эффективнее критики и обвинений

6. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

7. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить ее. Можно открыто сообщить ему о желании проконтролировать, сколь долго он пользуется Интернетом и какими ресурсами – если он принимает это желание в штыки, лжет, то такое поведение демонстрирует, скорее всего, что ребенок отрицает свою аддикцию.

8. Не стоит настраивать ребенка против себя, наказывая его или устанавливая неприемлемые для него правила работы в Интернете: намного предпочтительнее выработать вместе с ним компромиссный вариант. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15–20 мин. в день). Ребенок 7–9 лет может проводить у монитора не более 1 часа в сутки с перерывами через 15–20 минут. Для подростка 10–12 лет желательно не более 2 часов в день с перерывами каждые 15–20 минут.

9. Желательно, чтобы компьютер был установлен в общедоступном месте – одно это способно иной раз разрушить приватность и секретность переписки.

10. Больше разговаривайте с ребенком – прежде всего о его интересах, в том числе и о специфике интернет-общения. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

11. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

12. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Важно понимать, с кем дружит или не дружит ваш ребенок – не только в реальной, но и в виртуальной жизни – и в чем причина его предпочтений. Помогите ребенку выстраивать дружеские отношения со сверстниками в реальной жизни: приглашайте его друзей в дом, на дачу, на дни рождения.

13. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.

14. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

15. Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.

16. Подмечайте, каким ребенок  выходит из-за компьютера, меняется ли его настроение и психологическое состояние.

17. Найдите возможность удовлетворить его сексуальное любопытство сообразно возрасту, если вы сами стесняетесь говорить «про это», предложите ребенку хорошую книгу, описывающую взаимоотношения между полами.

18. Объясните ребенку, что пространство сети – это зеркало нашей жизни, и что там действуют те же правила безопасности, вежливости и приличий.

19. Учитесь распознавать злоупотребление до того, как оно переросло в зависимость. Не прозевайте! В стадии зависимости от компьютера наступает такой момент, как «эмоциональная тупость». Ребенок перестает эмоционально реагировать на тех, кого раньше любил. Это очень важная симптоматика. Помните, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость.

20. Установите специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

21. Наконец, не следует пренебрегать помощью специалиста-психотерапевта, если вы понимаете, что не справляетесь с ситуацией самостоятельно. Психотерапия в настоящий момент имеет массу возможностей для помощи зависимым людям. Важно понимать, что процесс психотерапии в данном случае предполагает быть достаточно длительным.

ГЛАВА 3

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

3.1 Ребенок, зависимый от телевизора

Одной из наиболее распространенных психологических аддикций в современном обществе является телевизионная зависимость. Особенно вреден телевизор для детей. Когда телеэкран поглощает все силы и внимание ребенка, когда становится главным источником впечатлений и выходит в детском сознании на первый план, начинаются сложности. Телевизор оказывает мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека

Телевизор у зависимых детей превращается в главную ценность их жизни, овладевая детским сознанием подобно страсти. Эта зависимость сопровождается привыканием. Все попытки сокращения времени «общения» с телеэкраном даются с большим трудом или не удаются вообще. Мерцающий экран расслабляет ребенка, создает ощущение релаксации. Чем дольше будет гореть экран, тем дольше будет сохраняться это ощущение. Но это ложная релаксация. Как только телевизор будет выключен – она мгновенно заменяется подавленностью из-за возвращения в реальный мир. Детские интересы практически замыкаются на телевизоре. Телезависимость является тормозом нормального развития и может привести к печальным последствиям. Среди них неспособность концентрации на каком-либо занятии, отсутствие интересов, гиперактивность, повышенная рассеянность. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. 

Многим детям, привыкшим смотреть телевизор, трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки. 
         
Безусловно, резко падают успехи в учебе. Мотивация к учебной деятельности снижается. Многие родители и педагоги отмечают такой факт – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. К сожалению, телевизор для многих современных детей превращается в незаменимого друга. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. 

Не отходя часами от голубого экрана, зависимый ребенок перенасыщается потоком зрительной и слуховой информации, попадающим к нему без всяких усилий с его стороны. Причем ему даже не надо на этом сосредотачиваться. А так как зрительный канал из ведущих каналов восприятия для детей является наиболее эффективным, визуальная информация, получаемая при помощи его, легче укладывается в сознании, создавая эффект доступности, благодаря которому ребенок, представляя себя на месте героев на экране, может мысленно совершать их действия, не сознавая, что все это мысленно. Ребенок устроен так, что прежде всего реагирует на внешнюю сторону вещей – яркость, динамичность. А теперь вспомните самые известные мультфильмы: кто там самый смешной, самый яркий, самый запоминающийся? Конечно, отрицательный герой! Он-то и становится примером для подражания.

Телевизор искажает реальность, формируя виртуальный мир. В фильмах и мультфильмах умышленно создаются захватывающие повороты сюжета, доставляющие сильные эмоции телезрителю, который испытывает дефицит ярких ощущений в реальной жизни. Создается впечатление, что ребенок таким способом познает целый мир. Но познание это слишком отрывочно.

В то же время сам ребенок с раннего возраста и вплоть до десятого года жизни представляет собой сплошной «орган восприятия», постигая все больше телом, чем головой. Чтобы что-то познать, прежде всего это надо потрогать, взять в руки, попробовать. Его опыт еще «осязаем». Ну а то, что ребенок видит на телеэкране, неосязаемо и, в конечном счете, не способствует его развитию.

Вредное воздействие на ребенка телезависимости усугубляется качеством преподносимой по телевидению информации. Дети преждевременно информируются на интимные темы. Телевидение зачастую учит ребенка агрессивности.

Все эти симптомы свидетельствуют о нарастании внутренней пустоты, которая требует постоянного внешнего наполнения – новой искусственной стимуляции. Здесь просматривается прямой путь от, казалось бы,  безобидной детской экранной зависимости к другим, более серьезным и опасным видам зависимости – компьютерной, игровой, химической и пр.

Вред телевизора еще и в том, что из-за телевизора дети лишаются прогулок на воздухе. Телевизор похищает здоровье, способствуя развитию гиподинамии и всех вытекающих отсюда последствий – ухудшается зрение, атрофируются мышцы спины и искривляется позвоночник, развиваются невротические расстройства, раздражительность, хроническая усталость.

Как распознать – зависим ли ваш ребенок от телевизора? Можно использовать простой тест на обнаружение телевизионной зависимости: для этого нужно проследить реакцию ребенка на отлучение от телевизора на 3–4 дня. Если появляются следующие симптомы: гнев, обида или даже печаль,  плохое настроение, раздражительность, слабость и упадок сил, снижение трудоспособности, дискомфорт, тревожность, страдание, чувство вины, чувство неудовлетворенности, апатия, агрессивность, которые исчезают при возобновлении доступа к пульту управления и телевизору, то результат теста следует считать положительным –  налицо явная телезависимость.

В связи с тем, что язык телевизора сравнивают с языком образов, воспринимаемых в основном правым полушарием, связанным с подсознанием ребенка, экран по-своему «зомбирует» детей. В то же время запрещение просмотра телепередач детям, страдающим телеманией, может сопровождаться психологической «ломкой». Если бы телевидение так не привлекало бы нас, не было бы и этой ломки. По мнению ученых, значительную роль в очаровании человека мелькающими на экране телевизора кадрами играет наша биологическая ориентировочная реакция, благодаря которой мы инстинктивно реагируем при помощи зрения или слуха на любой ранее неизвестный нам или же неожиданный и внезапный раздражитель. И поэтому, если ребенок пытается убедить вас, что не может сейчас оторваться от телевизора, это действительно так. Но ребенок часто не может оторваться потому, что наблюдает ваше отношение к экрану.

3. 2 Причины телезависимости

Одна из главных причин «прилипания» ребенка к экрану – недостаток или отсутствие у ребенка более интересных и содержательных занятий. Замечено, что хорошо играющие дети обычно не слишком зависят от телеэкрана: они предпочитают более активные виды деятельности. Дошкольники, не научившиеся и не любящие играть в сюжетные игры, отличаются выраженной зависимостью от телевизора. Он подменяет для маленького ребенка общение с близкими взрослыми, игру, рисование, и, соответственно, вытесняет из жизни малыша все эти важнейшие виды активности. 

Другая причина экранной зависимости – присутствие телевизора в качестве фона домашней жизни. Если в вашем доме постоянно включен телевизор, то отучить от этого ребенка нет никакой возможности. На самом деле максимально допустимое время просмотра для ребенка до 6–7-летнего возраста – один час в день.

Следующая причина – использование телевизионных и видеопрограмм в качестве утешителя, развлекателя и воспитателя скучающего ребенка, особенно его использование во время еды, в случаях плохого аппетита, или просто потому, что родители не могут уделить ребенку время, найти общие интересы с ребенком, общие темы для обсуждения.

3.3 Как преодолевать телезависимость

Зависимость ребенка от экрана необходимо как можно раньше преодолевать. Преодоление экранной зависимости требует от родителей времени и сил. Промежуточным этапом такого преодоления может стать переход к прослушиванию аудиокассет и радиопередач. Восприятие историй и сказок на слух требует от ребенка большей внутренней активности, чем восприятие видеоряда, и в то же время не требует большого напряжения. 

 Понятно, что чем младше ребенок, тем легче и эффективнее происходит «отрыв» от экрана. Для маленького ребенка (до 3-х лет) проще ограничить доступ к телевизору и (что очень важно) исключить свободное пользование телевизором. Пульт должен находиться в недоступном для ребенка месте. Только так вы сможете ограничить время нахождения у экрана. Это необходимо, чтобы телевизор стал источником ярких и полезных впечатлений, а не постоянным фоном жизни ребенка. В режиме дня нужно выделить определенное время (не более 30–40 мин), когда ребенок может смотреть телевизор. 

Важным моментом борьбы с телезависимостью является правильное воспитание детей. Родители не должны оставлять детей на пассивный просмотр телепередач, но должны не жалеть время на игры и занятия с детьми, в том числе, на чтение книг. Родителям прежде всего нужно постараться заменить общение ребенка с телевизором общением с собой. Необходимо знать про все неприятности ребенка в детском саду или школе, ни в коем случае не обвиняя его в них, а ища вместе с ним выход из сложившихся ситуаций. Надо стараться просмотр телевизора делать семейным, и затем кратко обсуждать увиденное, давая определенную оценку. От этого вам и ребенку будет и польза, и радость. Важно также поощрять хобби ребенка, поощрять дружбу с детьми.                

Негативные впечатления от телевидения необходимо вытеснять и ослаблять впечатлениями добрыми, позитивными. Нельзя разрешать ребенку смотреть  передачи для взрослых, не подходящие ему по возрасту. Старшим детям нужно объяснять, что некоторые интимные сцены на телеэкране искажают подлинные взаимоотношения любви. Детей надо занимать чем-то полезным и интересным: рукоделием, помощью в приготовлении пищи, несложными покупками, домашними обязанностями, общением и прогулками с младшими братьями и сестрами, уходом за домашними животными, прогулками со взрослыми на природе, посещением театров, чтением книг, активными играми. Представьте хорошенько, чем наполнится ваша совместная жизнь? Может быть, даже найдется то, чем вы мечтали заняться. Может быть, вы будете мастерить из бумаги, шить или печь печенье. А может, сделаете замечательный теневой театр, что совсем не так сложно, как кажется на первый взгляд. Всякая работа, и конечно же игра, может быть совместной даже с трех-четырехлетним ребенком. 

Кроме того, необходимо установить жесткий регламент времени просмотра телепередач (свести к минимуму время просмотра) и контролировать телепрограммы. Лучше просматривать преимущественно научно-популярные программы по истории, искусству, естествознанию. Если очень хочется посмотреть телевизор, можно включить его на обучающие программы, развивающие творчество и фантазию, или на познавательные передачи о животных, которые, по мнению психологов, положительно влияют на психику человека. Ребенок может многому научиться, смотря телевизор или видео, хотя он и остается лишь наблюдателем и получателем информации, а не участником событий.

Если ребенок маленький, следует помнить, что восприятию малышей соответствуют медленный темп видеоряда, четкая развернутая речь героев, доступные и понятные сюжеты, узнаваемые образы и события. Отдавайте предпочтение более коротким видеопрограммам, не серийным мультфильмам; возможно проведение «разгрузочных» от телевизора дней с последующим поощрением ребенка. Если это видеофильм (диск), желательно несколько раз повторить его, причем первый раз лучше смотреть с ребенком вместе, помогая малышу понять происходящее, комментировать и объяснять не слишком понятные трудные места. После просмотра полезно вернуться к увиденному, и вместе проиграть с подходящими игрушками сюжет фильма: повторить реплики персонажей, воспроизвести их действия. Если ребенок не сможет подыграть вам, при помощи игрушек покажите ему спектакль по мотивам просмотренного фильма, а потом предложите какую-либо роль в игре (с игрушкой или без нее). Важно, чтобы самостоятельная игра, которая требует значительной умственной и физической активности ребенка, стала для него более увлекательным занятием, чем пассивное потребление видеоряда.        

 Совместная игра – сначала со взрослым, потом со сверстниками, а потом и самостоятельная – важнейший путь преодоления экранной зависимости. Несомненно, привычка притягивает, как детей, так и взрослых. Но стоит родителям настроиться на инициативность и последовательность, как избавление от телевизора не заставит себя ждать – уже спустя три-четыре дня. Но устойчивый результат может быть достигнут только спустя полтора месяца  последовательных действий. Конечно, этот путь потребует от родителей времени, сил и фантазии. Но это вовсе не бесполезное времяпрепровождение. Когда ребенок научится играть, придумывать, фантазировать, он сможет самостоятельно организовывать свое время, придумывать интересные занятия, создавать свой воображаемый мир. Это будет не только мощным импульсом к развитию, но и даст свободу – не только маме и папе, но и самому ребенку. И прежде всего свободу от экрана.

Если же страсть к телевизору уже глубоко пустила корни, или прочно поддерживается какими-то весомыми причинами, то необходима помощь специалиста: психолога или психотерапевта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поиск удовольствий – это нормальная человеческая потребность и говорит она о здоровом моральном состоянии человека. Изначально не существует никакой природной предрасположенности к развитию зависимостей. И все-таки стрессовые ситуации, психическая уязвимость (например, проблемы с общением или низкая самооценка) могут привести к потере контроля над ситуацией и, следовательно, благоприятствовать появлению зависимости.

Ту или иную зависимость можно рассматривать как тормоз на пути развития здоровой и гармоничной личности. Зависимость подобна цепи или гире, которые сковывают жизненную активность и инициативу.

Проблема появления зависимостей у детей, потери устремленности к самовыражению и самопроявлению сегодня волнует многих родителей. Почему появляются зависимости? Как отгородить своего ребенка от вредных привычек? Многие родители с вопросами зависимости детей обращаются к психологу достаточно поздно, в основном, когда их дети становятся подростками. На самом деле зависимости возникают гораздо раньше, а в подростковом возрасте становятся более заметными. Подростки начинают протестовать, отдаляться. Если взаимоотношения между детьми и родителями нормальные, отделяясь, ребенок спокоен. Если же в семье недостаток любви, то ребенок остро переживает страх. Именно поэтому дети начинают употреблять алкоголь, наркотики или же возникает, например, компьютерная зависимость. Подросток изолирует себя от реальности и находится в иллюзорном мире. Так ему легче переносить страх, тревогу. Зависимости и возникают оттого, что человек с тревогой не справляется. Если в раннем детстве, когда ребенок только начинает изучать мир, не поддерживать это его стремление, он может утратить интерес к реальности. Ему будет комфортнее в виртуальном мире. Начиная с того, что цвета там ярче и трава зеленее, заканчивая возможностью выстраивать желаемые, идеальные отношения.

 Предпосылки возникновения зависимости нужно искать в раннем детском опыте, когда ребенок ощущает недостаток тепла, любви, понимания. Родителям, столкнувшимся с какой-либо зависимостью ребенка, прежде всего необходимо выработать в себе безоценочное отношение. Перестать критиковать, подавлять. Можно как-то поддержать интерес ребенка, чтобы войти в его мир и найти к нему ключ. Нужно выстроить доверительные отношения с ребенком. И тогда уже вместе с ним искать новые интересы в реальности. Это могут быть туризм, футбол и т. д. Следует быть готовыми к тому, что работать и искоренять зависимости очень сложно. Поэтому, если еще не поздно, лучше направить все силы на предотвращение всевозможных зависимостей у ребенка.

Уберечь ребенка от зависимостей можно только поддержкой, пониманием его чувств и переживаний. Тогда вырастают дети с мощной основой, у которых отсутствует потребность в зависимостях.

Важно помнить, что избежать развития личности, склонной к зависимости можно при условии адекватного семейного воспитания, ведь семья может служить мощным фактором защиты от развития зависимостей. Люди гармоничные, внутренне и внешне свободные, не имеют какой-либо зависимости, у них множество интересов, у них есть и любимые дела, которые не создают проблем ни со здоровьем, ни с общением, помогают жить богатой, разнообразной духовной жизнью, не создают проблем для окружающих.

Мудрость родителей заключается в том, чтобы воспитать самостоятельность, научить принимать решения в трудных ситуациях, научить справляться с возникающими проблемами в отношениях с окружающими. Тогда вашему ребенку будут не страшны ни компьютерная, ни игровая, ни тем более алкогольная или наркотическая зависимости.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Буркова В. Н., Бутовская М. Л. Насильственные компьютерные игры и проблемы агрессивного поведения детей и подростков // Вопросы психологии– 2012.–№1.– С. 132–140.

2. Власова Ю. В. Спичка за спичкой: тема зависимости в сказке Х.-К. Андерсена «Девочка со спичками» // Психотерапия–2009.–№6.–С. 51–54.

3. Ворошилин С. И. Расстройство привычек и влечений: феноменология проявлений и границы диагностики // Журнал практического психолога– 2008.–№2.–С. 34–47.

4. Ким Н. Дети в чатах: о чем они говорят друг с другом // Psychologies–2008.–№27.–С. 89–92.

5. Макушина О. П. Нарушения семейного воспитания как фактор развития зависимости у подростка // Семейная психология и семейная терапия–2007. –№2.–С. 45–49.

6. Ушакова Е. М. Зависимость или увлечение? // Директор школы–2006.–№8. –С. 99.

7. Фадеев С. В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков  // Социальная педагогика–2012.–№1.–С. 119–125.

8. http://www.DrKukk.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние современных информационных технологий на личность дошкольника и разработка комплекса мероприятий по профилактике зависимости детей дошкольного возраста от информационных технологий.

Бурное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, приме...

Всесильные родители и зависимые дети

Если вам попала на глаза эта статья, то вы уже рождены на нашей прекрасной Земле и имеете родителей. А значит, этот материал для Вас. ...

Консультация для родителей "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"

Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Ситуация сложилась на самом деле абсурдная: ...

Статья «Зависимость детей от компьютера»

Сейчас мы живем в век технологий. А какую пользу они нам приносят?Невозможно сегодня себе представить семью, в которой нет компьютера, это не роскошь, а такой же предмет бытовой техники как телевизор ...

рабочая программа по кружковой деятельности детей"букашки из бумажки" от 2-ой младшей группы,презентация о интернет зависимости детей от 6лет,проект по дымке для детей от 3-х лет

Рабочая программа по изодеятельности для детей от 3-х лет,разработана и составлена на весь год возможны вариации и использование этого материала в изо деятельности детей в ДОУ....

Консультация для родителей в детском саду. «Компьютер и дошкольник. Компьютерно-игровая зависимость детей и её профилактика».

привлечь внимание родителей к проблеме «компьютерно-игровой зависимости» у детей....