Методическое сопровождение педагогов, оказывающих индивидуальные образовательные услуги на дому.
статья ( группа) по теме
Гувернерская служба (предоставление индивидуальных услуг дошкольного образования на дому) была организована в МБДОУ № 40 в целях расширения доступности и внедрения вариативных форм предоставления образования детям дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение педагогов,
оказывающих индивидуальные образовательные услуги на дому.
Как никто не может дать другого того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать,
пока сам работает над своим воспитанием.
А. Дистервег
Гувернерская служба (предоставление индивидуальных услуг дошкольного образования на дому) была организована в МБДОУ № 40 в целях расширения доступности и внедрения вариативных форм предоставления образования детям дошкольного возраста. В период с 2010 по 2013 учебный год педагоги-гувернеры МБДОУ оказали помощь более, чем 30 семьям. Владеют информацией, относительно дальнейшего развития и обучения детей в ОУ г. Мурманска. В работе гувернерской службы принимали и продолжают принимать участие пять высококвалифицированных специалистов, которые занимаются данным видом деятельности исключительно по собственному желанию в удобное время для семьи. Это - учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели групп для детей с ОВЗ и общеразвивающей направленности. Гувернеры оказывают следующие виды услуг согласно своим должностным обязанностям:
- Развивающие занятия на дому (математика, развитие речи, конструирование, лепка, рисование, обучение грамоте, логико-развивающие игры и др.)
- Развивающие занятия со специалистами.
Взаимодействие с детьми строят на основе современных программ, инновационных технологий, методик, обеспечивающих индивидуальный дифференцированный подход, сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
В работе используют программно-методическое обеспечение, заявленное основной общеобразовательной программой МБДОУ, а также другие дополнительные рекомендации и разработки по мере необходимости:
-Альбом для логопеда/ О.Б. Иншакова - 2-е изд., испр. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с.: ил. - (Коррекционная педагогика);
-Громова О.Е., Соломатина Г.Н. "Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие". - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с. - (Логопед в ДОУ);
-Смирнова И.А. "Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи: Наглядно-методическое пособие". - СПб. - М.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006 - 56с.;
-Колесникова Е.В. Программа "От звука к букве (из опыта работы)". Обучение грамоте детей дошкольного возраста. - М.: Издательство "Ювента";
-Колесникова Е.В. "Слова, слоги , звуки". Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу "Слова, слоги , звуки" для образовательной деятельности с детьми. - М.: Издательство "Ювента", 2008. - 48с.;
-Шумаева Д.Г. "Как хорошо уметь читать!.. Обучение школьников чтению: Программа-конспет.-СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2010.-188 с.;
-Гомзяк О.С. "Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I - III периодов обучения в старшей группе". - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. - I период обучения 127с., II период обучения 127с., III период обучения 158с. ;
-периодические издания и так далее.
Мониторинг запросов, показал, что наиболее востребованными, актуальными обращениями родителей – заказчиков к специалистам Гувернерской службы являются:
* профилактика и устранение речевых нарушений, предупреждение нарушений звукопроизношения и формирование фонематического слуха у дошкольников,
* коррекция звукопроизношения;
*подготовка детей к школьному обучению;
* развитие мелкой моторики руки и другие.
Деятельность МБДОУ в режиме Гувернерской службы показала, что воспитательно-образовательный процесс целесообразно планировать и осуществлять с учетом принципов:
- единства и целостности социально-педагогических взаимодействий субъектов образования;
- неотъемлемой субъектности ребенка как основного участника образовательного процесса;
- субъектной отраженности участников педагогического взаимодействия;
- приоритетность личностной ориентации в образовательном пространстве, на признании ценности социализирующего развивающего взаимодействия взрослых и детей.
Как и любая другая инновация, внедрение Гувернерской службы в привычный режим ОУ, изменило внутреннюю среду организации. Педагоги рассмотрели изменения, как процессы, улучшающие их позиции и социальное положение. В целом коллектив детского сада поддержал нововведение, что способствовало положительному индивидуальному проявлению педагогов. Нововведение нуждалось в мониторинге, экспертной оценке, стимуляции. Администрация ОУ поставила перед собой задачу - обучить педагогов и воспитателей творческому отношению к работе. Обучение творческой активности условно разделили на три последовательные стадии:
- выработка у педагогов-гувернеров стремления к рационализации образовательных процессов и эффективной организации труда;
- выявление педагогических и организационных проблем
- обучение методике аналитической деятельности
На первой стадии заведующая и старший воспитатель постарались дать специалистам гувернерской службы представление об их собственных возможностях. Речь идет о становлении профессионального самосознания, появлении уверенности в собственных творческих силах. На второй стадии педагогов учили самостоятельно определять задачи, требующие анализа, используя приемы мониторинга внешней среды ДОУ, изучая реальных и потенциальных заказчиков образовательных услуг и т.д. На третьем этапе провели коллективное и индивидуальное обсуждение оригинальных педагогических и организационных наработок, инновационного творчества, оценку эффективности предлагаемых новшеств. В работе придерживались ряда принципов, направленных на повышение эффективности творческой активности:
- Обучение оказывается эффективнее, если участники решают свои реальные практические проблемы и при этом осваивают новые методы и средства работы. Обучение, таким образом, выступает в единстве с практикой и творчеством.
- Эффективное обучение - не усвоение некоторого комплекса сведений или приобретение отдельных навыков, это всегда развитие человека, изменение его взглядов, установок, ценностей, норм.
- Эффективность обучения резко повышается в условиях интенсивного погружения в условиях интенсивного погружения, отвлечения от текущих дел и глубокой концентрации на материале. В таких условиях включаются внутренние резервы личности человека, открываются нереализованные и новые способности.
- Одна из ключевых идей, плодотворно работающих в развивающем обучении, - все люди талантливы с детства. Способности никуда не уходят, они всегда остаются с человеком.
- Важный метод, на котором базируется обучение, - от сложного к простому. Для человека ход от сложного к простому более естественен и органичен, повторяя в сжатом виде познавательный онтогенез человека.
- В процессе обучения не надо бояться избытка информации. Доказано, что резервные возможности сознания и психики человека проявляются и активизируются в ходе усвоения и переработки очень больших объемов информации, которые вовлекаются в работу за счет целого комплекса действий, в том числе анализа и диагностики. Информация может быть представлена в процессе консультаций, обмена опытом, в документах и т. д.
- Обучению и развитию способствует и процесс интенсивного группового обучения. Работа в коллективе активизирует мыслительную деятельность за счет соревновательного фактора.
Гарантом успешного осуществления педагогического процесса в Гувернерской службе видим – культуру развивающейся среды; инновационную деятельность педагогов-гувернеров по поиску нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников и более широким социумом; достаточный кадровый потенциал; рациональное использование рабочего времени и творческие находки по функциональному использованию комнатного пространства. Педагоги Гувернерской службы всегда могут обеспечить аналитическую помощь педагогам и родителям, развивающее – коррекционную поддержку воспитанникам при возникновении соответствующей образовательной потребности. Исследовательский творческий опыт педагогического коллектива позволил подойти к педагогически значимым социокультурным задачам индивидуализированного развития личности ребенка. Инициативная творческая педагогическая среда МБДОУ создает благоприятные условия для профессионального и личностного развития педагогов-гувернеров в режиме непрерывного образования во всем многократном аспекте его современных форм, что является важнейшим условием приоритетной ориентации образования на личностное социальное развитие воспитанников Гувернерской службы.
Достигнуты следующие результаты работы Гувернерской службы:
- Обеспечено системное выполнение гарантий государственной поддержки семьям детей, не посещающих ДОУ – обеспечение равных стартовых возможностей для развития и обучения детей.
- Создан имидж учреждения «Дошкольное учреждение-центр социального партнерства»:
- оптимальное сочетание общественного и семейного воспитания, воспитание физически, духовно и нравственно здорового ребенка;
- создание условий для творческой реализации ребенка и педагогического коллектива;
- внедрение новых форм дошкольного образования в соответствии с потребностями семьи, оказание широкого спектра образовательных и оздоровительных услуг;
- инновационная привлекательность программ и технологий, реализуемых в Гувернерской службе;
- Созданы условия для подготовки педагогов - гувернеров к диагностической и развивающей практике социализации ребенка на основе его индивидуальных потребностей;
- Подготовлены материалы к изучению сопровождения ребенка в системе образования с учетом приоритетного ориентира – социализация в условиях мегаполиса;
- Значительно повысился уровень педагогической компетентности родителей, являющихся не только заказчиками услуги, но и непосредственным ее участником.
МБДОУ – центр общественной жизни микрорайона, восполняющий ограниченность пространства большого города. На базе детского сада традиционно проходят дни открытых дверей, спортивные соревнования, игры, праздники на летней площадке и в помещениях детского сада. Гостями и участниками становятся дети близлежащих домов. Цель таких мероприятий – обогатить социальный опыт, обеспечить эмоционально-насыщенное, содержательное общение детей и взрослых, детей друг с другом в разных видах деятельности. Педагогический коллектив всегда готов идти навстречу семье, чьи дети по разным причинам не посещают дошкольные образовательные учреждения. Мы готовы к контакту и открыты для общения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/17/picture-49727-1484679075.jpg)
Опыт управления методической деятельностью, обеспечивающей качественную реализацию образовательных услуг
Качество дошкольного образования в учреждении- это управляемый процесс. Это результат деятельности всего педагогического коллектива. Ведущая роль в решении задач качества дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/21/picture-320913-1382343899.jpg)
Программа семинара - практикума Организация и методическое сопровождение семейной группы дошкольного образовательной организации
Семинар - практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/21/picture-320913-1382343899.jpg)
Программа семинара - практикума Организация и методическое сопровождение семейной группы дошкольного образовательной организации
Семинар - практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-672168-1442947515.jpg)
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ
опыт работы пилотной площадки ПО РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-910243-1490715001.png)
Сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников Дома ребенка
На ряду с использованием материала по диагностике освоения воспитанниками содержания Программы дома ребенка, для сопровождения индивидуальных траекторий в образовательных областях, в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-857686-1480250919.jpg)
Методическое сопровождение к планированию дополнительной образовательной деятельности по развитию речи с использованием материала фольклорного характера. Серия «Ладушки-ладошки» (первая младшая группа). Составила: воспитатель Никулина М.В. г. Бугульма
Игровой и художественный материал для осуществления дополнительной образовательной работы по развитию речи с детьми раннего возраста, с использованием материала фольклорного характера....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-1086177-1544947077.jpg)
Методическое сопровождение педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет: к постановке проблемы
В данной статье поднимается проблема методического сопровождения педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет....