Развитие речи младших дошкольников. Консультация для родителей.
консультация (средняя группа) по теме

Димяненко Елена Васильевна

Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.

         Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.  Ознакомившись со статьёй, родители смогут самостоятельно определить стоит ли им уже обращаться к специалисту по поводу речи ребёнка, узнают о возможных нарушениях  его речи, а так же,  с помощью простых упражнений смогут позаниматься с ним дома.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей второй младшей группы

Консультация для родителей

        Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.

        Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.                 

        Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.

        Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…

Развивая связную речь, следует учить детей:

  • Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
  • Задавать вопросы;
  • Активно включаться в разговор;
  • Объяснять содержание картины, ситуации;
  • Рассказывать о предметах, игрушках, событиях.        Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.

        Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам  о каких-то интересных событиях.

        Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный…).        

Грамматический строй речи заключается в:

  • развитии умения согласовывать слова в предложении;
  •  употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
  •  употреблении прилагательных, глаголов.

Предлагаемые задания:

  • «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
  • «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
  • «Добавь слово»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…(стульчик).

Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:

  • развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
  • поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
  • упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
  • развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
  • развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»…).
  • развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

        И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

При угрозе подтопления ваши дети будут эвакуированы в здание школы № 176 по адресу ул. Парковая  д. 40

Просим вас подготовить сумочку или пакет с запасными вещами для вашего ребёнка.  В нём должны быть:

  • штанишки;
  • кофточка;
  • бельё (майка, плавки);
  • носочки тёплые;
  • колготки.

Нельзя вкладывать в пакет продукты питания и напитки. При необходимости дети получат сухой паёк.

На пакет или сумочку с вещами необходимо наклеить бирку содержащую:

  • Ф. И. ребёнка;
  • Ф.И.О.  родителей, их контактные мобильные телефоны, а так же контакты других родственников (бабушек, дедушек);
  • домашний адрес.

Будьте внимательны к речевым сообщениям органов управления по делам ГО и ЧС!

МБДОУ д.с. № 9

Младшая группа

Ф.И. ребёнка ____________________

Ф.И.О. мамы ____________________

телефон: ________________________

Ф.И.О. папы_____________________

Телефон: ________________________

Дополнительная информация: ______

________________________________

________________________________

Домашний адрес: _________________

________________________________

МБДОУ д.с. № 9

Младшая группа

Ф.И. ребёнка ____________________

Ф.И.О. мамы ____________________

телефон: ________________________

Ф.И.О. папы_____________________

Телефон: ________________________

Дополнительная информация: ______

________________________________

________________________________

Домашний адрес: _________________

________________________________

МБДОУ д.с. № 9

Младшая группа

Ф.И. ребёнка ____________________

Ф.И.О. мамы ____________________

телефон: ________________________

Ф.И.О. папы_____________________

Телефон: ________________________

Дополнительная информация: ______

________________________________

________________________________

Домашний адрес: _________________

________________________________

МБДОУ д.с. № 9

Младшая группа

Ф.И. ребёнка ____________________

Ф.И.О. мамы ____________________

телефон: ________________________

Ф.И.О. папы_____________________

Телефон: ________________________

Дополнительная информация: ______

________________________________

________________________________

Домашний адрес: _________________

________________________________

МБДОУ д.с. № 9

Младшая группа

Ф.И. ребёнка ____________________

Ф.И.О. мамы ____________________

телефон: ________________________

Ф.И.О. папы_____________________

Телефон: ________________________

Дополнительная информация: ______

________________________________

________________________________

Домашний адрес: _________________

________________________________

МБДОУ д.с. № 9

Младшая группа

Ф.И. ребёнка ____________________

Ф.И.О. мамы ____________________

телефон: ________________________

Ф.И.О. папы_____________________

Телефон: ________________________

Дополнительная информация: ______

________________________________

________________________________

Домашний адрес: _________________

________________________________



Предварительный просмотр:

Как гармонизировать взаимоотношения со своими детьми?

Консультация для родителей.

Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися во взрослой жизни, нужными обществу. А стало быть, интеллектуально, физически и духовно развитыми. То есть гармоничными, как принято теперь говорить. И, конечно, все родители ищут пути всестороннего развития своего ребёнка. Сегодня мы дадим советы родителям в воспитании детей младшего школьного возраста.

Зачастую отношения родителей и детей младшего школьного возраста складываются по следующей схеме: сначала малыш не имеет другого образца поведения, кроме старших членов семьи, поэтому стремится подражать им, радовать папу, маму, бабушку, дедушку... Всех приводят в умиление сначала первый лепет, затем первые выученные стихотворения и песенки, сказки. Пока ребёнок посещает детский сад, всё, вроде бы, складывается благополучно.

Затем начинается школа, и, как следствие, первые трудности: сперва никак не выходят палочки и закорючки, потом не складываются числа, дальше – больше... И вот родителям уже начинает казаться, что их «вундеркинд» - совершенно заурядный ребёнок, с довольно средненькими способностями и, кстати, не таким уж замечательным характером. Папа и мама по очереди, а то и вместе, спешат воспитать своё «отбивающееся от рук» чадо, порой так перегибая палку, что нарушают ту духовную близость с ним, которая впоследствии может быть утеряна навсегда.

В подростковом возрасте уже мало что можно изменить. А потом все удивляются: мол, семья, вроде бы, положительная, почему ж в ней растёт такой «трудный» подросток? А потом человек взрослеет, и мы уже не узнаём его, настолько чужим, непонятным он становится....

А ведь всего этого можно было бы избежать, если б только родители, когда их чадо было ещё в пелёнках, не сочли за труд покопаться в трудах именитых педагогов, давно уже решивших и проблему переходного возраста, и все остальные, касающиеся всестороннего, гармоничного развития личности!

Но вы-то правильные родители. Тем более, вы нашли правильные советы родителям, которые помогут вам решить проблемы, касающиеся развития своего малыша ещё до их возникновения.

Итак, первый совет: - ПРИМИТЕ ЗА ДАННОСТЬ, ЧТО КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК (И ВАШ РЕБЁНОК ТОЖЕ) ПРИХОДИТ В ЭТОТ МИР С ОПРЕДЕЛЁННОЙ МИССИЕЙ. ЧТО ЭТО ЗА МИССИЯ – РЕШАТЬ НЕ ВАМ.

Но именно вам доверено выявить и развить все скрытые таланты и способности вашего малыша, которые будут ему необходимы при осуществлении своей миссии.

Второй совет: - ПРИМИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ.

Вы хотели бы, чтоб дочь посещала балетную группу, а она сопротивляется? Сынок с трудом выучивает четверостишье, а соседский Ваня (Коля, Петя) читает «Бородино» наизусть? Ну и пусть! Главное, что это – ваш ребёнок. Ваш самый любимый, самый родной. И если что-то у него не получается, значит, получится другое. И получится так, что все вокруг будут завидовать.

Третий совет: - НЕ ПОДОРВИТЕ ВЕРУ РЕБЁНКА В СЕБЯ.

Нередко в воспитательных беседах родители используют фразы, которые буквально программируют растущего человечка на неуспех. Вот они:

- неужели трудно запомнить...

- я тысячу раз говорил тебе...

- ты такой же, как...

- отстань, некогда мне...

- ты становишься...

- почему Лена (Катя, Вася и т.д.) такая, а ты – нет...

- о чем ты только думаешь...

- сколько раз надо повторять...

Если вы недовольны поведение малыша, лучше скажите: «Я не ожидал (а), что такой хороший ребёнок совершит такой плохой поступок», «твой поступок очень огорчил меня». Тем самым вы осуждаете только поступок, и малыш, во что бы то ни стало, постарается исправить своё поведение и больше не расстраивать вас.

И постарайтесь почаще говорить ребенку

- я тебя очень люблю...

- без тебя я бы не справился...

- спасибо тебе...

- ты у меня молодец...

- ты у меня самый умный (красивый и т.д.)

Но теперь главное – не переборщить. Иначе можно настолько заострить внимание растущего человечка на собственном «Я», что он других просто перестанет замечать! В дошкольном возрасте это будет не очень заметно (дома, в своей среде, он будет ласковым, в детсаду – разным, но всё же спокойным под неусыпным взором воспитателя). Но в школе начнутся конфликты, и ещё какие, ведь ваш малыш привык, чтоб всё вокруг складывалось только так, как хочет ОН!

Чтоб этого не произошло, вот вам четвёртый совет:

С САМОГО НЕЖНОГО ВОЗРАСТА ПРИВИВАЙТЕ РЕБЁНКУ УВАЖЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ. УЧИТЕ ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДРУГИХ, ЗАБОТЕ О БЛИЗКИХ, СОУЧАСТИЮ.

И помните: спокойная, радостная атмосфера в семье – одно из основополагающих условий гармоничного развития вашего малыша младшего школьного возраста .

Теперь вы знаете всё о советах родителям в воспитании детей младшего школьного возраста и рекомендациях, которые помогут создать гармоничные отношения в паре родители-дети. Какие бы прогрессивные методики вы ни применяли, всё будет напрасно, если в родительском доме не будет покоя и семейного уюта. Ругаясь, крича, родители теряют авторитет в глазах ребёнка, который восстановить впоследствии будет очень сложно. Поэтому любви вам, мира и душевного тепла, надеемся, что советы родителям вы учтете!

Чаще хвалите и поощряйте своего ребенка за хорошие поступки, не скупитесь на похвалу. Любите и уважайте его. И тогда переходный период пройдет у вас в семье безболезненно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и ...

Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников"

Автором представлен материал по развитию речи младших дошкольников....

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи малыша, рассказать о роли художественной литературы в развитии речи и речевом общении....

Консультация для родителей 1 младшая группа «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способ...

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Консультация для родителей«Развитие речи младших дошкольников вусловиях семьи и детского сада»Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается вдошкольном возрасте по двум направ...

«ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ» (консультация для родителей)

На речь детей влияет много факторов: речь родителей, воспитателей, СМИ, чтение художественной литературы, игры, творческая деятельность. Исследователь детской речи М.Р. Львов выделил два основных факт...

Консультация для родителей второй младшей группы «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям: во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми ...